Возвращение дастана "Шан кызы"
По инициативе президента Республики Татарстан Рустама Минниханова 2012 год объявлен Годом историко-культурного наследия в нашей многонациональной республике.
Вниманию читателей предлагается статья «Возвращение дастана «Шан кызы» народу из небытия», которой в 2012 году исполняется 1130 лет.
В этой поэме переплетаются исторические судьбы народов, проживающих на постсоветском пространстве.
Авторам этого бессмертного творения является булгарский поэт Микаиль Башту. Шедевр древнебулгарский поэзии создавался в 865 - 882 гг.
Дастан «Шан кызы» издан в столице Турции городе Анкаре на турецком и русском языках, в столице Украины городе Киеве на украинском языке, в столице Болгарии городе Софии на болгарском языке. Известный казанский поэт Ахмет Адиль проделал огромную и кропотливую работу по переводу поэмы древнебулгарской литературы на современный язык. Все это позволяет всесторонне исследовать данное произведение.
Известный украинский поэт, историк, археолог Юрий Олейник указывает на то, что дастан «Шан кызы» раскрывает неизвестные страницы истории культуры украинского народа, то есть эта поэма является источником, представляющим исключительную ценность для украинских ученых. Украинский писатель и археолог Юрий Олейник пишет в связи с этим: «Чрезвычайно важным для нас моментом в поэме («Шан кызы дастаны») является свидетельство об основании Киева Шамбатом – младшим братом булгарского хана Кубрата. Можно реконструировать и дату основания Киева его братом Шамбатом 631 – 642 гг., что означает «отрезанный, отделенный», откуда в дальнейшем пошло «Киев». Исходя из содержания поэмы «Шан кызы дастаны», из того крепко связанного и мифологически обусловленного пласта, который она несет в себе, нет оснований сомневаться в восточном (булгарском) происхождении Шамбат (Самбатас), так и названия «Киев». К этому же добавим, значительное большинство славянских и древнерусских украшений одежды или вооружения - восточного происхождения или имеет на востоке свои прототипы».
Самое интересное, что в городе Киеве родился, жил и творил выдающийся булгарский поэт Микаиль Башту (Киевлянин) (около 835 г.), который происходил из знатного булгарского рода Синдж. Его предок – индийский купец Синдж – обосновался в Хорезме, откуда потомок Синджа – уже мусульманин Габдулла Тебир перебрался в хазарский город Семендер. Сын Тебира Шамс переселился в украинскую ставку царя черных (западных) болгар Айдара город Башту (современный Киев), где в 825 году обратил в ислам и Айдара, и часть черно–болгарской знати. Он основал в Киеве пещерный дервишский скит, который позднее преобразовался в Киево-Печерскую лавру.
Получается, что дастан «Шан кызы» является связующим звеном между двумя братскими народами: украинским и булгаро-татарским.
Микаиль Башту начал создавать дастан «Шан кызы» в 865 году в городе Башту (Киеве), а закончил в 882 году в столице Волжско-Камской Булгарии в городе Биляре, куда он прибыл с целью распространения ислама среди волжских булгар.
Микаиль Башту – богослов, поэт, историк. Он был потомком купца Синджа, выходца из Индии. Синдж одним из первым в Хорасане (северо-восточная часть Ирана) принял от арабов ислам. Его потомки Абдаллах и Шамс были муллами. Абдаллах был муллой в Северном Дагестане, а его сын в Кара Булгаре, то есть в Западной Булгарии. Они внесли большой вклад в деле распространения ислама среди западных булгар, были известными богословами. Кроме того, Микаиль по прозвищу Башту (Киевлянин) заслужил уважение и долгую память у булгар и другими деяниями.
После переезда вместе с царем Джилки в Среднее Поволжье Микаиль Башту очень активно распространял ислам во многих уголках Волжской Булгарии и организовал несколько сотен школ-мектебе при мечетях.
Благодаря его стараниям в 80-х годах IX века в Биляре-Булгаре было организовано булгарское монетное дело. Он занимался «поиском месторождений железа, золота, серебра, меди, угля и драгоценных камней на Урале».
Как советник царей Джилки и Алмыша он побуждал их покровительствовать торговле. Именно он, Микаиль Башту, внушил им мысль о том, что царство их «будет настолько сильным, насколько будет сильна его торговля». По его совету они благоустроили и обезопасили торговые пути, проходящие через Волжско-Камскую Булгарию.
Как видим, Микаиль Башту был неординарной личностью и широко образованным человеком. Все это позволило ему создать поэму «Шан кызы дастаны» – «Сказание о дочери Шана» (865 - 882 гг.).
В ней содержание самого дастана булгар о подвигах трех богатырей (эльбиров)–побратимов было соединено с сочинениями самого Микаиля Башту. Эту поэму многие заучивали наизусть и исполняли на свадьбах.
Из книги Анатолия Железного «Очерки предыстории Киевской Руси». (Москва: Инсан, 2000).
«…И еще один факт. На свадьбе русского князя (сына Андрея Боголюбского) с грузинской царицей Тамарой булгарский представитель князь Елаур из рода Рыштавлы читал дастан Микаиля Шамси-Башту. Один из приглашенных, рыцарь Шота был настолько восхищен поэмой, что побратался с Елауром, принял его родовое имя Рыштавлы и впоследствии сочинил свой бессмертный эпос «Витязь в тигровой шкуре», в котором можно узнать не только основной сюжет, но и имена героев булгарского дастана (в дастане – Хасан, Фатима, Аудано-Дуло, Тавриль, в грузинской поэме – Хасан, Фатима, Автандил и Тариэль)».
Булгарский князь Елаур на одном дыхании исполнил дастан Микаиля Башту, время от времени подыгрывая на домбре. Домбра была многострунной. Считается, что такого типа домбру изобрели буруджане - дагестанские булгары. Они эту домбру называли «гэсэле». От булгар многострунную домбру восприняли ульчийцы, то есть уличи (одно из славянских племен). Они стали называть ее «гусли». Кроме многострунной домбры булгары пользовались простой домброй. «Ее они называли «баллы» («сладкая», «медовая»). Этот тип домбры изобрели сабаны. От гэсэле и баллы в дальнейшем пошли, соответственно, гусли и балалайки. (Подробнее об этом см. З.З. Мифтахов. Курс лекций по истории татарского народа. Казань, 1998.)
Микаиль Башту умер в 900 году. Он погиб во время поездки на Урал. Ночью на Каме разыгралась буря. Судно, на котором ночевал Микаиль, перевернулось, и он утонул. Это произошло возле Набережных Челнов.
Мидхат ИЖБУЛАТОВ,
магистр Международной педагогической академии,
член Международной конфедерации журналистов.
Шан кызы дастаны - грубая и неумелая подделка булгаристов, при самом поверхностном чтении вылезает множество несуразиц. Все ведущие специалисты по истории, включая татарских, турецких, чувашских, украинских, русских и всех прочих национальностей, единодушно признают сие сочинение булгаристов подделкой.
Тем, кто интересуется мнением историков, пример анализа текста "Шан кызы дастаны":
Дастан насыщен различными персонажами, которые, как правило, не находят параллелей в реальном тюркском пантеоне. Например, богом подземного мира и смерти в «Шан кызы» назван Алп Шурале, тогда как во всех известных науке текстах таковым является Эрклиг (Эрлик). Не было у Тенгри и такого посланника, как Алп Сокол (Лачын), в древнетюркских текстах посланец богов фигурирует как «всадник на пегом коне», а всевышний Аллах ни в каких «вестовых» не нуждался, ибо его воля была донесена людям пророками, и ему не требуется мелочно напоминать каждому человеку о его предназначении. Обилие терминов, имен богов, героев и географических мест может поставить в тупик любого, тем более, что большая часть их неизвестна. А какое обширное поле деятельности для комментирования! Но редактор лишь скупо в «словаре старобулгарских слов» дает объяснения непонятным терминам, не объясняя ни их, ни источников своих знаний. Например, почему Сакланское море — Черное, хотя в восточной географической номенклатуре оно практически всегда бахр Бунтус (в поздних — бахр Нитус (от греческого Понтос). Где автор и редактор открыли Сакланское море — загадка. Но ее в какой-то мере раскрывает комментарии — «в среде западносакланских племен особо выделялось храбростью и силой племя русов, называвшихся также антами». Поскольку только с XIX века «антов» Иордана стали отождествлять с «древнерусскими племенами», «русами» арабские авторы называли скандинавов (или шире — викингов), то это явное перенесение современных реалий на средневековье. Удивительно другое — автор этого, как и других произведений «нурутдиновского» цикла знает подробно географию Восточной Европы, причем так, как она не была известна мусульманским народам, но при этом вся эта географическая и этнонимическая номенклатура не имеет ничего общего с реальными представлениями средневековых восточных авторов. Кажется, что автор жил в своей оторванной от всего тогдашнего мира ойкумене! Но тогда, где он учился, что читал, где почерпнул свои знания, которые — повторюсь — никому из современников не были известны. Иными словами писал это человек, обладавший современными знаниями по истории и географии средневекового мира, но никак не ориентировавшийся в средневековых реалиях. Этот эффект «янки при дворе короля Артура» можно считать важнейшим доказательством фальшивости и названных выше дастанов, и самой «Джаг-фар тарихы».
Вообще, надо сказать, что текст написан не человеком тюркской и мусульманской культуры. Например, описание праздника карга туе, когда дети забирались на высокие холмы и деревья и кричали, подражая грачам, — авторский домысел, поскольку реальный праздник заключался в том, что дети собирали немного крупы и яиц, шли на открытое или возвышенное место, где варили их и проводили время в детских играх4. Так, в предложенной вниманию читателей части дастана «Шан кызы» один из героев произносит фразу: «Нет, белого коня надо приносить в жертву Всевышнему». Между тем лошадь по мусульманским канонам никак не может быть принесена в жертву Всевышнему, что только подчеркивает, как плохо автор понимал ислам и его обряды.
Есть и другие, более серьезные заблуждения автора о сути ислама и предопределении. Например, в тексте часто фигурирует такая формула грехопадения как «продать душу шайтану» (или, как в тексте «добивалися злобный царь йорегов, чтобы праведники продали свои души оборотням-йорегам»), что, несомненно, навеяна христианской литературой и литературой «а-ля доктор Фауст», поскольку в исламе ничего подобного быть не может: шайтан и иблис могут «совращать» человека и «отвращать его от благородных поступков», но отнять его душу — не в состоянии. Точно так же в семантическом поле европейской (христианской) мифологии находятся представления о появлении джиннов и йорегов от растлеваемых сатаной (здесь — «царем преисподней Албастый») дев, тогда как в исламе джинны были сотворены из огня Аллахом, но затем последние, наущаемые Иблисом, совершили грехопадение и стали совращать людей.
Этот перечень можно продолжать, но и этого достаточно, чтобы не просто заронить сомнения в подлинности этого текста, но и считать его грубой и неумелой подделкой в стиле тюркского народного дастана. Как же к нему относится? На этот счет есть два варианта: либо забыть как неудачную попытку «новобулгаристов» одурачить общественность, либо считать эти произведения своего рода «булгарской» фэнтези, неумелое подражание «Властелинам Колец» Толкиена. Но в любом случае на разговорах об этом тексте, как чудом сохранившемся произведении «древнебулгарской» литературы, следует поставить точку.
Комментарий
Искандера Измайлова,
кандидата исторических наук
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2002_1_2/05/05_3/
Думаю, этого достаточно. Жаль человека, который потратил столько на сочинение этой чуши.
А мне Вас жаль, Искандер. Почему? За неумение вести полемику, тем более научную.
Конечно это подделка с точки зрения источниковедения, а как фэнтези для сценария какого-нибудь исторического фильма вполне сгодился бы этот "дастан" Нурутдинова. Зачем он только своими баснями дискредитирует идею восстановления Булгара, как одной из исторических областей исламского мира?
, 11.01.2013 в 16:44
А мне Вас жаль, Искандер. Почему? За неумение вести полемику, тем более научную.
=======
Искандер как раз изложил свои взгляды на солидном научном уровне, с использованием таких методов, как источниковедение, тогда как у вас, Мидхат, этого не наблюдается.
Вообще я дастаточно скептически отношусь как к самому дастану, так и к фигуре его автора. Продолжал бы так и дальше, но... после прочтения статьи, еще больший скепсис вызвала подпись автора рецензии, - И. Измайлов.
Это человек, не говорящий на родном языке. Он просто не знает татарского, поскольку вырос где то в России. В сфере его интересов - влияние скандинавов на Булгарию. По крайней мере натыкался на его статьи по этой теме в интернете.
Очень странно, - где Булгария и где скандинавы...
У меня сложилось впечатление, что человек комплексует (наверно из детства - один татарин среди моря враждебных русских детей) по поводу своего азиатского происхождения, и пытается привнести какие то арийские мотивы в свои труды. По крайней мере, он светловолос и голубоглаз, - в нашей стране шовинистов и скинхедов, - более, чем причина для гордости.
А чего стоят его нападки на Вила Мирзаянова при презентации книги "Мир Гуннов"! Умный человек, зная, что любитель взялся за серьезный лингвистический труд и осилил его, доведя до печати, не стал бы педалировать отдельные недостатки, но соосредоточился бы на позитивных моментах этой большой работы.
Измайлов же, подобно радостному пионеру Павлику М., побежал радостно доносить всему обществу, что Мирзаянов неправильно перевел тот или йной топоним. Успокойся, пионер! Это и без тебя многие знают! Всю свою энергию "обсирания", мог бы направить в позитивное русло. Почему сам не перевел, а? Арийская лень помешала? Или "старшие товарищи" указания не дали? Как бы то ни было - Измайлову надо почаще охлаждать свой воспаленный викингский разум. Будь татарином, Искандер - не русским, не скандинавом. Впрочем, если человек впитал с материнским молоком русский язык, он наверно и будет русским...
, 11.01.2013 в 22:35
Вообще я дастаточно скептически отношусь как к самому дастану, так и к фигуре его автора. Продолжал бы так и дальше, но... после прочтения статьи, еще больший скепсис вызвала подпись автора рецензии, - И. Измайлов.
========
Это вы называете умением вести полемику, тем более научную ?! Мне кажется, это больше похоже на личные нападки, а не на научную полемику. Будь Измайлов хоть негром, хоть китайцем, это не меняет сути его аргументации. А личные нападки вас не красят.
А с чего вы взяли, что это ИМЕННО Я так сказал? Вы свои домыслы можете оставить при себе. Комментарии здесь вообще то различные люди оставляют.
А личных нападок здесь нет. Я читал труды Измайлова, лично с ним не знаком. И я вовсе не научный работник, и не имею чего либо, что мог бы с ним делить.
Итак: я читал его труды, я читал его биографию, я знаю о его нападках на Мирзаянова. Все это есть в свободном доступе в сети. Этого достаточно, чтобы выработать личное мнение.
, 12.01.2013 в 01:06
я читал его труды, я читал его биографию, я знаю о его нападках на Мирзаянова. Все это есть в свободном доступе в сети. Этого достаточно, чтобы выработать личное мнение.
=========
Я прочитал ваш пост и составил мое личное мнение: вести научную полемику вы не умеете и сводите дискуссию к личным нападкам.
Татарлар!
У меня впечатление, что гражданская война середин 14-15 веков, результатом которой оказался распад Золотой Орды и расцвет византийского сорняка - московского империализма, все еще не кончилась.
Предлагаю на "мир смотреть ширше, а друг к другу быть по мягше".
Кстати, Мидхат, мы с тобой давние знакомые. В первой половине 80-х ты часто бывал моим гостем.
Рад видеть тебя живым, здоровым и полным энтузиазма.
Манкурты, "ибаны" - не помнящие родства!
В этом же номере достаточно много тем, которые муссируются десятилетиями в СМИ, татарские слёзы.
Я ответил неоторым булгароненавистникам - повторяться не желаю. Пусть уж сами показывают свою "учёность" и восточнейшую "учтивость". В статье Морда (М. Орда), где идут беседы поклонников художественного фильма, обращение к молодым москвичам и тд.
"татарами" как раз-таки являются в первую очередь наши русские друзья. И прекрасно они это осознают.
Правильно товарищ назвал - Московский улус. А "Шан кызы", и не только этопроизведение известно с давних времен. Кстати, рекомендую прочесть последнее издание, который перевел Гадел Әхмәт на современный булгарский, там его вступительное слово. Вся нынешняя "татарская" культура базируется на булгарской культуре, превращая культуру в бес-культурье, а народ превращает в стадо баранов. "Татаризм" - это яд вдля булгарского народа
Аналитик, 11.01.2013 в 00:35
Шан кызы дастаны - грубая и неумелая подделка булгаристов, при самом поверхностном чтении вылезает множество несуразиц. Все ведущие специалисты по истории, включая татарских, турецких, чувашских, украинских, русских и всех прочих национальностей, единодушно признают сие сочинение булгаристов подделкой.
Человек, который сам себе присваивает подобный псевдоним, ясно демонстрирует окружающим свое вполне нездоровое состояние и болезненное самомнение. "Слово о полку Игореве" тоже подделка русофилов 18 - 19 вв., ну и что дальше? Эту подделку изучают со школьной скамьи и что-то никто особенно не вякает. Или так называемые русские "летописи", которые преимущественно являются подделками известной "Екатерининской артели" 18 в., и что? Если ты Ананытик, такой принципиальный борец за правду и истину, начинай свой вечный вой по этому поводу! Начинай выть ананытик!
Султан, 15.01.2013 в 12:44
Начинай выть ананытик!
=========
"Султан", на уровень быдла я не намерен опускаться, я все же татарин.
Прекрасно! По поводу русских подделок поанализировать нет желания?
Парнишка, и без тебя я прекрасно знаю русские мифы, да и во всем мире их знают:
- что Попов не изобрел радио
- что Можайский не построил самолет, а был лишь одним бесчисленных фантазеров, рисовавших летательные аппараты, которые в принципе не могли взлететь
- что братья Черепановы не построили паровоза и даже не сумели воспроизвести его английский образец, который видели сами
- что Артамонов не построил велосипеда, поскольку не было такого человека, это просто выдумка
- что мужик Крякутный не создал аппарат Монгольфе, он тоже был выдумкой
Эти русские мифы я знаю больше тебя, не тебе со мной тягаться, мальчишка, тебе только материться на уровне быдла, настоящие научные споры тебе не по мозгам.
Ты людей слушать научись, прежде чем быковать. Тебе об уровне твоих знаний здесь и не говорят. И не о технических русских псевдоизобретених здесь речь. Тебе про исторические русские фальсификации говорят. Об этом нет желания посудачить? Всасываешь понемногу, парниша, о чем базар?
Да и еще, письку свою не поднимай? Не много ли на себя берешь? Смотри надорвешься. Ты, что меня знаешь, что ли? Аккуратнее-то надо с незнакомыми людьми разговаривать. "Настоящие научные споры" он здесь ведет. Ты свое больное самомнение при себе держи и за словами своими следи - "я знаю больше тебя, не тебе со мной тягаться, мальчишка" - подобным образом выражаются лишь неумные и высокомерные снобы, но никак не культурные, образованные и мудрые люди. Так что фильтруй ананитик свою спесивую речь и не быкуй с незнакомыми, а то рога быстро пообламают.
Султан, 15.01.2013 в 18:59
Всасываешь понемногу, парниша, о чем базар?
....Да и еще, письку свою не поднимай?
=========
Дурачок, ты хоть понимаешь, что дискуссия в Интернете это не совсем одно и то же, что разборка на лестничной площадке ? Не тебе спорить на серьезные исторические темы, шел бы ты отсюда подальше, мальчик, и не позорился !
Интересно встретиться с человеком, назвавшимся "аналитик" и возомнившим о себе, что он теперь действительно всемогущий. Что за прыщи скрываются под такими "громкими" вывесками. Ты где квартируешься пригожий, так сказать, очередной "татарист" - недоносок? Ну, расскажи про свою "серьезную" историю.
Да и еще, интернет это в определенном смысле все вместе и "лестничная", и "научная", и "околонаучная" площадка. В том числе и возможность, таким вот прыщавым комплексующим юнцам с одновременно больным самомнением и с манией собственного пустого величия почувствовать себя "большими" знатоками всего вокруг. Как родители при рождении назвали тебя, горе-ананытик?
Всю эту злость не на друг друга ,а на врагов тюрков (татар булгар ) русаков шовинистов бы направить . Цены бы вам не было обоим .
Вас Рафаэль нужно бы изолировать от общества как провокатора и мезантропа