7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Возрождение "Наемщика"
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Возрождение "Наемщика"

2 апреля 2017 года
Возрождение "Наемщика"

     Через два года исполнится 90 лет со дня постановки известной музыкальной драмы С. Сайдашева и Т. Гиззата «Наемщик». К этой дате Оперная студия Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова (худ. руководитель проф. А.И. Заббарова) сделала замечательный подарок, возродив 28 апреля это произведение (правда, пока в концертном исполнении) на сцене БКЗ им. С. Сайдашева. Великолепно прозвучали сольные и ансамблевые номера в исполнении нынешних и бывших студентов консерватории, хоровые партии в исполнении татарского хора Казанского музыкального колледжа им. И. Аухадеева (рук. В. Гараева), оркестра «Тatarica» (рук. Р. Халитов). Очень проникновенно исполнили разговорные диалоги героев произведения артисты труппы академического театра им. Г. Камала Ф. Зиганшин и Л. Рахимова. Конечно, отдельные музыкальные (как инструментальные, так и вокальные) номера этой драмы у всех на слуху: их постоянно исполняют на концертной эстраде и по каналам СМИ, но целиком услышать это произведение в этот вечер, думаю, многим удалось впервые. Замечательно, что режиссером постановки пригласили самого Фарита Бикчантаева, что оставляет надежду на постановку драмы уже на сцене академического театра им. Г. Камала.
     Прослушав 28 апреля «Наемщик» С. Сайдашева, невольно задумываешься: почему его музыкальные драмы живут вот уже 90 лет, а постановки первых татарских опер («Сания» - 1924 г., «Эшче» - 1929 г. Альмухаметова, С. Габаши, В. Виноградова; «Дала» - 1931 г. А. Эйхенвальда) остались в истории татарской музыки лишь как попытки освоения этого жанра. Той же участи подверглись и первые оперы молодых татарских композиторов Н. Жиганова и М. Музафарова, созданные на рубеже 30 - 40-х гг. по директивной установке правительства ТАССР. Стоит отметить, что все композиторы того времени (Сайдашев и перечисленные «оперники») стремились к одной цели - приблизиться к уровню европейских классических образцов музыкально-сценических жанров. Эта цель была реализована по-разному, и в этом заключается основная причина долгой жизни произведений Сайдашева и короткой - опер перечисленных композиторов.
     Создавая оперу, композиторы стремились соединить готовые формы русских классических опер с использованием подлинных татарских и башкирских народных песен, либо стилизованных под народные. Представляет интерес откровенное заявление Н. Жиганова в то время. «Работая над оперой, - писал он, - я старался, чтобы музыкальный язык был прост, ясен и понятен широкому слушателю, чтобы по духу вся музыка была близка духу народной песни. Иногда я брал настоящую народную песню. В этой работе моими постоянными учителями были величайшие русские композиторы, создатели русской оперы». С. Сайдашев же пошел не по пути механистического соединения европейских форм и народной песенности, а «европеизации» самой музыки. В музыке первых его произведений ярко и динамично отразился процесс обновления (или «осовременивания») семантики традиционных ладоинтонационных формул, о котором еще академик Б. Асафьев писал: «...Новые люди, новое идейное устремление, иная настроенность эмоций вызывают иные интонации или переосмысляют привычные». Композитор впервые вводит в пентатонику «вводный тон», причем настолько естественно и гармонично, что национальная окраска звучания не теряется и мелодия приобретает неповторимое своеобразие. Этот лад, который по праву можно назвать «сайдашевским», явился основой его оптимистичных, жизнеутверждающих маршей, заняв в послевоенный период свое достойное место в творчестве всех татарских композиторов. Он создал новый жанр музыкальной драмы с собственной музыкой, идущей (по выражению Габяши) «от побуждения сердца» на основе интонационных комплексов татарской городской бытовой лирики его эпохи. В этом плане хотелось бы обратиться к воспоминаниям Г.И. Литинского о его методе обучения молодых татарских композиторов. В пример профессор привел занятия с Н. Жигановым, которого, как вспоминал он, очень волновало, как будет звучать его музыка: «по-татарски» или не «по-татарски». Невольно возникает вопрос: как можно было в творческом процессе специально искать это сочетание? В этом плане С. Сайдашева можно сравнить с П. Чайковским, мелодика произведений которого представляет собой «сложнейшую интонационно-географическую карту» (Б. Асафьев), но он остался истинно русским композитором. Так и Сайдашев. Главное завоевание его состоит в том, что он выявил специфику национального в музыке не путем сохранения фольклора (как это делали авторы первых татарских опер), а путем трансформации и обогащения его особенностями русской и западноевропейской музыки, оставаясь при этом подлинно татарским композитором. Главная особенность его творчества заключается в том, что он обогатил музыкально-сценическое искусство новыми формами, новыми принципами драматургии, образами, выросшими на своей татарской почве. В этом причина обаяния и живучести его музыки.
     Однако открытие театра оперы и балета и дальнейшее активное развитие оперного жанра (преимущественно в творчестве Н. Жиганова), ликвидация дальнейшего развития жанра музыкальной драмы не способствовали популярности музыки этих произведений. Любовь слушателей к музыке Сайдашева не иссякла. Это обстоятельство, по-видимому, явилось причиной шельмования композитора, усилившееся с открытием консерватории в 1945 году. Ведущие музыковеды (Я. Гиршман, Г. Касаткина, Ч. Бахтиярова, З. Хайруллина) еще при жизни композитора инкриминировали ему «отрыв от народности», «замыкание в узком кругу привычных интонаций и образов», «отставание от жизни, безыдейность», «отсутствие профессионализма», «использование чуждых советской музыке интонаций джаза и фокстрота» и т.д. Я. Гиршман называл его произведения «музыкой к драмам», а «Наемщика» он представил как «образец музыкально-драматической пьесы», бездоказательно упрекнув композитора в ограниченном использовании «круга музыкально-выразительных средств», а также в отсутствии «полифонических и модуляционных приемов классического музыкального искусства». Через два года после смерти композитора, на II съезде композиторов республики (1956) в докладе председателя СК ТАССР прозвучала новая волна критики творчества Сайдашева. В защиту композитора на этом съезде и в печати выступили некоторые ученые, писатели и поэты. В поддержку же Н. Жиганова выступили московские композиторы и музыковеды. Так на открытое письмо ученого Х. Курбатова в журнале «Советский композитор» был дан ответ, подписанный известными деятелями музыкального искусства композитором Ю.А. Шапориным и музыковедами Н.А. Шумской и Ю.С. Коревым, где творчеству Сайдашева была дана следующая оценка: «<…> у Сайдашева нельзя научиться строить драматургию крупных симфонических форм, нельзя позаимствовать у него принципы оперной драматургии, нельзя изучать на примере его произведений искусство оркестровки, т.к. сам он крупных форм не создал». Таким образом, созданный Сайдашевым жанр музыкальной драмы полностью игнорировался и крупной формой не считался.
     За 100-летний путь развития татарская профессиональная музыка достигла огромных успехов. Что касается оперного жанра, то лишь в ХХI веке мы получили произведение, отвечающее образцам мирового искусства. Речь идет об опере Р. Ахияровой «Любовь поэта», в которой высокие навыки профессиональной композиционной техники мирового уровня органично сочетаются с принципами, жанрами, сюжетами традиционного народного музыкального искусства, а истоки этого синтеза заложены были еще 90 лет назад в творчестве С. Сайдашева, которые будут жить вечно.

     Земфира САЙДАШЕВА.

На снимке: Салих Сайдашев.


Комментарии (10)
Guest, 02.04.2017 в 13:02

когда пишут с умными интонациями:
-стремились приблизиться к европе-
вот уж САЙДАШЕВа пригнули!
не в его характере-приближаться!!
когда его выгнали-он не ходил не клянчил,
не то что подстраиваться,
под европу ли,под начальство.
так и голодал,но - не поддавался...

Guest, 03.04.2017 в 18:21

Жаль , что такой патриот своего народа,ТАЛАНТИЩЕ, пребывал в нищете. Не умеют любить и ценить людей работающих для Родины, для народа.
Не чита Шагимуратовой, которая в погоне за барышами забыла о своих национальных корнях. Недалекая, поверхностная чужестранка.

Guest, 03.04.2017 в 23:11

из той же опперры,что
НЕТ ПРОРОКА В РОДНОМ ОТЕЧЕСТВЕ.
земля держится на САЙДАШЕВЫХ.
аферисты-мошенники,они тут же,поблизости
поджидают..
шакалы.

Guest, 05.04.2017 в 02:49

Шагимуратова родилась в Ташкенте. Для нее РТ - не родина. В Казани она жила всего несколько лет. Но тем не менее числится солистом театра оперы.

Guest, 06.04.2017 в 13:47

ну-ну..
раз родилася в ташкенте-без кидзы рузская.
у вас что-своих талантов нету?-
каждый раз пытаетесь чюжих причислить..

Guest, 07.04.2017 в 15:54

У нас талантов много. Условий для их работы нету. Казань есть провинция, а таланты любят столицы, особенно заморские.И акустика в оперном театре отвратительная, Это даже Ольга Бородина отметила.

Guest, 08.04.2017 в 11:06

Таланты в России обслуживают запросы власти.Часто их используют в идеологических целях.Ту же Шагимуратову,если понадобится,представят как образчик развития и заботы о народах России.

Guest, 09.04.2017 в 01:31

А разве это не так?

Guest, 09.04.2017 в 01:33

Ярким примером таланта, обслуживающего идеологические цели русских националистов, является Макаревич!

Guest, 09.04.2017 в 11:00

у макаревичей-робиновичей
с обслугой всё чики-чики!
на том и держутся
из последних творческих сил...