В татарской столице, в Казани...
…подали не много ему на длани.
Но – как это не чудно -
лишь в силу
внутренней мотивации
сварганил он за десятилетье одно
пару книг
и две диссертации.
По партийно-национальной шкале
выпало место где-то в самом низу
Татарстана «приемному сыну» -
пришлось спровадить туда его башкале,
где пэчэню едят вместо азу,
в Галицию, на Украину.
Не удостоила и Москва «хохла»
особым вниманием.
Но встретила, не пожалев тепла,
объединившаяся Германия.
В ней досталось ему «поделом»:
получил он гражданство,
немецкий врачебный диплом
и, легко преодолев формальности,
прямо-таки «обнаглев» совсем,
даже стал – нет, не угадаете, кем -
стал он
...немцем по национальности.
Однако и после трети века
по миру блужданий,
после того, как дал себе
казанского воздержанья обет,
мечтает о том он,
как прилетит в Казань
на свидание,
чтобы еще хоть разок встретить
на Волге рассвет.
Ведь, несмотря на фактическое изгнание,
на то,
что был вытеснен там он в кювет,
хранит он о ней
«ЛЮБОВНЕЙШЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ»,
как писал по другому поводу
побывавший в Казани трибун-поэт.
Разрозненные воспоминания
о Казанском ГИДУВе им. В.И. Ленина,
о городе, о людях 1963 – 1979-х годов,
написанные по случаю 50-летия
моего «взятия Казани».
О том, чего уже нет
и не будет,
как определил историю
Поль Валери (1871 – 1945).
Назвать эти воспоминания «Моей Казанью» мне не позволяет то, что родился и вырос я вдалеке от Волги, что не выучил татарский язык, что меня в Казани подкосили на взлете, что был там в последний раз ровно 33 года тому назад... Подобное название своим воспоминаниям («Моя Волга») дал мой близкий приятель – профессор Алексей Андреевич Агафонов. По полному праву. Казанец, волгарь до мозга костей.
Я попытаюсь по возможности правдиво и непредвзято поведать о том, что происходило со мной с 1963-го по 1979-й год, когда я проживал и работал в Казани. Конечно, это выполнимо лишь при одновременном рассказе о городе, его руководителях и просто казанцах, из которых многие были и некоторые остались, несмотря на разделяющие нас сейчас тысячи километров, до сих пор моими друзьями. Не обойтись тут и без подробного описания ГИДУВа – Государственного института для усовершенствования врачей им. В. И. Ленина – того времени.
Мой рассказ будет далеко не комплиментарным, несмотря на пожизненную благодарность Казани за то, что я там получил, чему научился, чего достиг. В Казани произошло мое формирование как личности, как врача, как ученого. Все, что изменилось во мне в послеказанский период жизни – только коррективы. Заложенный в Казани фундамент и возведенные там же несущие стены остались навсегда... Крыша (крышка) все еще не готова (не захлопнулась), но за нее и последний гвоздь ответственен уже не я...
И все же я не могу придать «припудренное» изображение ничему: ни людям, ни порядкам и нравам, ни САМОМУ СЕБЕ. Последнее обстоятельство, возможно, несколько смягчит критику, которая, несомненно, появится. И приверженцы той, покойной уже, к счастью, власти, и родственники и близкие друзья покойных уже, к сожалению, лиц, и ныне здравствующие как герои моего повествования, так и просто свидетели того времени – все они, ознакомившись с моими воспоминаниями, конечно, будут со многими приведенными мной фактами или их трактовкой не согласны. Не исключено, что даже возмутятся написанным. Но это – мой взгляд, моя точка зрения, мое мнение, а – не истина в последней инстанции. И я придерживаюсь несколько отличного от широко распространенного взгляда, посему считаю: «De mortuis - veritas!» (О мертвых – правду!). Только правду – какой бы она горькой для их близких не была. Иначе следующие за нами поколения ничему не научатся.
Мой взгляд, однако, и это прошу учесть, двойственный. Это и заинтересованный взгляд оттуда «близорукого» современника, это и несколько отстраненный взгляд из Германии «дальнозоркого» свидетеля тех событий.
Помните, у Сергея Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Отсюда – и нередкое переосмысливание моих прежних суждений о тех или иных событиях и их непосредственных участниках, включая меня самого.
И, надо подчеркнуть, отсюда же – также сама возможность писать сейчас о том, о чем тогда и в той стране писать было не принято, не допустимо. Здесь, на Западе другие «правила игры» в мемуары – и я им следовал как в «Моей Виннице», так и «В татарской столице, в Казани...».– Я ведь уже давно здешний. Более двух десятилетий.
Возражать - пожалуйста, но не голословно, а доказательно. Будем совместно искать правду или хотя бы приближаться к таковой.
И еще об одном. Я не собирался писать о моей жизни в Казани. Впервые мысль сделать это подал мне мой казанский приятель профессор Эрнст Галимович Улумбеков. Мы с ним переговаривались по Skype: он в целом позитивно оценил «Мою Винницу», я сетовал на отсутствие редакторской правки воспоминаний А.А. Агафонова. Текст его книги мне переслал по Интернету профессор Игорь Владимирович Федоров, работающий сейчас в ГИДУВе (использую, по привычке, это старое название нынешней академии). Я покритиковал (в разговоре с Э.Г.) А.А. Агафонова за его выглядевшее (в «Моей Волге»!) странным восхищение президентом Татарии с сыновьями. И не потому, что я имел о них другое мнение (вообще, никакого не имел, так как их не знал), а за то, что такой восторженности настоящим и его руководителями – не место в ВОСПОМИНАНИЯХ. Не понравилась мне, на мой взгляд, полуправда в описании некоторых событий, свидетелем которых был и я.
«Вот и напишите об этом времени сами!», «Чего бы вам самому об этом не рассказать?» - мотивировал («подбивал») меня Эрнст Галимович. «Нет, мои воспоминания будут не совсем объективны: я покинул Казань обиженным, и обида эта все еще не растворилась полностью, без следа в последующих событиях моей тернопольско-московско-германской жизни...» Словом, идея написать о Казани (ГИДУВе) 60 – 70-х годов прошлого столетия, казалось мне, зачахла навсегда, не успев даже прорасти. А состоялся этот разговор года три тому назад.
Благодаря Интернету, «посещаю» я Казань не редко. И, конечно, каждый раз «забегаю» на сайт бывшего ГИДУВа, именуемого теперь «Казанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Сайт ГИДУВа был и – после «реконструкции» – остается очень плохим, просто никудышным. Неполным, поверхностным, с негодными по качеству фотографиями, с дурацкими, прямо скажу, утверждениями. Чего стоит, к примеру, следующий пассаж:
«Деятельность кафедры терапии N2 связана с выдающимися учеными-терапевтами.
Соломон Григорьевич Вайнштейн, д.м.н. – докторская диссертация «Материалы по патофизиологии и терапии язвенной болезни».
Далее перечислены еще ряд фамилий сотрудников кафедры.
(http://kgma.info/academy/faculty/kafedra_terapii_i_semejnoj_mediciny/istoriya_kafedry/ )
Мой учитель профессор Оскар Самойлович Радбиль не раз предрекал мне: «От скромности вы не умрете». Действительно, я любил, хоть и в шутку, «подавать» себя. В самом лучшем, разумеется, но, на самом деле, отсутствующем свете. Однако причисляться к «выдающимися ученым-терапевтам» (!) мне все же не позволяет пока еще более-менее сохранившийся разум.
С одной стороны, О.С. Радбиль был, конечно, прав: среди «вязанки диагнозов» (это выражение употреблял красиво писавший научные статьи действительно выдающийся ученый-терапевт академик АМН СССР профессор Евгений Михайлович Тареев), перечисленных в моей карточке у моего домашнего врача, диагноз Morbus pudicitiae (болезнь скромности) отсутствует. Но, с другой стороны, «синдром нескромности», которым я страдаю с детства, все-таки не настолько сильно выражен, не в такой степени доминантный, чтобы совесть моя не верещала, когда меня совершенно незаслуженно перехваливают, причисляют к выдающимся, и т.п. Посему я года два тому назад связался по Интернету с бывшим заведующим кафедрой терапии и семейной медицины доцентом Рустемом Миргалимовичем Газизовым и попросил его убрать мою фамилию из списка «выдающихся». Он пообещал, ходатайствовал, по его словам, перед редакцией этого сайта, но воз и ныне там.
Я также обнаружил неточности здесь: pmarchive.ru/istoricheskie-vexi-kafedry-terapii-i-semejnoj-mediciny/. Само претензионное название «Исторические вехи кафедры терапии и семейной медицины» говорит о многом. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ – не слабо, а?
Тогда-то и возникла у меня мысль написать небольшой очерк о нашей кафедре тех лет. Возникла и... тут же исчезла: текущие события моей немецкой жизни оказались важнее.
Решающим импульсом к написанию этих воспоминаний послужили встретившиеся мне недавно в Международном интернетовском портале RM интереснейшие воспоминания неродного внука Л.М. Рахлина о деде (www. russianmedik.com/forums/topic/25, последняя редакция – 10 мая 2012 г.). Я могу утверждать, что эти заметки врача Михаила Кисилева помогают не только немало нового узнать о знаменитом враче и ученом, но и понять нравственную позицию последнего. Статью М. Кисилева дополняют любовные воспоминания его дочери (dinylya. livejournal.com/225691.html) от 12.04.2013: «Сегодня 19 лет, как умер мой прадедушка Леопольд Матвеевич Рахлин...» Рекомендую всем ознакомиться. Но все же, когда Леопольд Матвеевич еще работал в ГИДУВе, внук Миша (которого я видел пару раз в ГИДУВе или около него вместе с бабушкой-пенсионеркой) был еще мальчиком. И многое в его возрасте просто не мог ни понять, ни, тем более, оценить.
О Леопольде Матвеевиче – враче, педагоге, ученом, человеке – не осталось полного (цельного) представления нигде. О таких личностях надо писать книги-исследования. Из числа его ближайших сотрудников, насколько я знаю, воспоминаний никто не оставил. Я, который в принципе никогда не был близок к Леопольду Матвеевичу, все же мог бы рассказать о нем немало. Леопольд Матвеевич был у казанских терапевтов (и не только у них) всегда в мыслях, по нему они сверяли свою врачебную деятельность, свое общение с больными. Ну, а сотрудники ГИДУВа, особенно те же терапевты, старались хоть немного походить на него.
И если мои воспоминания вызовут отклики, благодаря которым личность Л.М. Рахлина будет охарактеризована более разносторонне – уже хорошо. Л.М. Рахлин это заслужил.
Короче, писать надо, решил я. В начале мая 2013-го года. В Кельне. В чужой языковой среде, переход от которой к русскому языку и, особенно, наоборот, дается мне не очень просто. И в силу моего возраста, и в связи с тем, что немецкий язык я начал изучать на 53-м году жизни. С нуля! Если еще учесть, что у меня не так уж и много свободного времени (продолжаю работать как терапевт в небольшой клинике и – в командировках по всей стране – как производственный врач), то не могу себя не похвалить хотя бы за то, что взялся за это нелегкое дело! Нет, прав был О.С. Радбиль: от скромности я действительно не умру. Постараюсь не «отбросить концы» по какой-либо иной причине до окончания задуманного труда.
А это весьма возможно:
«Не долюбил, не дописал, не завершил...
Не досказал, не доработал, не дошел...
Всю жизнь куда-то яростно спешил,
Чего-то все искал и не нашел.»
(Александр Майский).
Воспоминания сами по себе – тяжелейший труд. Надо перенестись в далекое прошлое, не заблудившись в мечтаниях. Отличить мираж от реальности. Объективно оценить ту жизнь с высоты прожитых после нее десятилетий. Увидеть былое с разных точек, в изменившейся со временем перспективе. Пережить еще раз обиды, неудачи, боль, утраты – как нелегко!
А радостное вспоминается почему-то как обыденное, как рутина. Потому что радость мимолетна, а печаль очень даже часто – неизбывна.
Отсюда тяжелые сны и бессонные ночи. Из-за оторванности – растерянность, когда сам сомневаешься, а спросить совета не у кого. Рядом – ни души из того времени. А судить будут уже опубликованное слово, которое как воробей... И строго судить! Потому что мои современники имеют на то право, даже если они сами заблуждаются.
Таков безжалостный основной закон мемуаристики: автор, готовься к самому худшему! К обвинению в тяжких грехах!
По мнению одних - не все о том или ином сказал, самое важное умолчал. На взгляд других, наоборот, присочинил, оболгал – не было ничего такого.
У каждого своя «кочка зрения»…
Структура моих воспоминаний максимально проста. Проще – некуда. Воспоминания, честно говоря, совсем не структурированы. Названия разделов отражают весьма условно их содержание.
Нельзя воспоминания «перевести» в «Очерк истории Казанского ГИДУВа и его выдающихся ученых-терапевтов в 60-е – 70-е годы ХХ столетия». Исчезнут многие личностные оценки, бытовые детали, живые люди. Воспоминания, вообще, никогда не бывают структурированными. Они – поток мыслей. Поэтому и непосредственное переложение их на бумагу будет всегда представлять пеструю картину, с неожиданными переходами, вставками, вкраплениями совсем иного, как бы ничем не связанного с главной темой повествования.
Такое изложение, с одной стороны, затрудняет чтение, требует определенной концентрации внимания читателя. Но, с другой, оно создает близкую к реальной картину тех лет, раскрашивает и населяет ее – я повторяюсь – живыми людьми, а не их схематическими отображениями. Хотите окунуться с автором воспоминаний в те времена – прочтите все. От начала до конца. Только тогда и судите об означенном периоде жизни города и ГИДУВа, о тогдашних «действующих лицах», об авторе воспоминаний.
Понимаю, что воспоминания далеко не во всех местах захватывающе интересны. Но и жизнь бывает, согласитесь, временами скучноватой.
Соломон ВАЙНШТЕЙН.
в инете где есть?
http://www.proza.ru/avtor/leonil&book=2#2
я помладше,НО ЗАСТАЛ ЕЩЕ ТЕ РЕСТОРАНЫ -
ЗАРЯ,СЕВЕР,ПОЗЖЕ АКЧАРЛАК,
НО БОЛЕЕ ВСЕГО - ДОМ ТАТАРСКОЙ КУЛИНАРИИ,
ГДЕ ПОДАВАЛИ ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ ПО НАШИМ ЯПОНСКИМ ВРЕМЕНАМ
БЛЮДА!
СЕГОДНЯ ТОШНИТ ОТ РОЛЛОВ И ПРОЧЕЙ ПОМОЙКИ.
НИГДЕ НЕТ ХОРОШЕЙ РЕСТОРАННОЙ КУХНИ,ЧТО БЫЛО В ТО ВРЕМЯ НЕЗАБВЕННОЕ :
СОЛЯНКА.ЦЫПЛЯТА-ТАБАКА.КОТЛЕТЫ ПО КИЕВСКИ.АЗУ.
ОСЕТРИНА ХОЛОДНАЯ.БАСТУРМА С СОУСОМ ОСОБЕННЫМ.
И ЕЩЕ ...КОНЬЯК,РАСТИНЬЯК И ПРОЧИЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ
АЛКОГОЛЬНЫЕ,ДА И ВОДКА ОТЛИЧНАЯ СТОЛИЧНАЯ...
ФСЕ.НЕ МОГУ БОЛЬШЕ ОПИСЫВАТЬ
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОБРА И ЗЛА...
ЗАБЫЛ про сухие вина -ассортимент небольшой -качество -хорошее.белые сухие -ркацители,
еще кофе натуральное(не растворимое!).
еще конечно великолепная ПОСУДА,в которой подавалось
в ДТК(маленькие чайнички с соусами и вообще непривычная для дома посуда имелась тогда в некоторых ресторанах славного города КАЗАНЬ)
это при том,что КАЗАНЬ- вечно ГОЛОДНЫЙ ГОРОД
считался.
теперь никакой "сытый папа" и подобное не возместит..
облизываюсь запоздало.
Глубокоуважаемый гость!
Как сейчас в Казани - не знаю: вкусно ли? не очень ли дорого? быстро ли обслуживают?
Но тогда - на фоне непрекращающегося дефицита повседневных продуктов питания в магазинах. Может быть, поэтому даже средне-ресторанное казалось "пищей богов".
Сейчас - иной фон, посему ожидания (притязания) уже не те заниженные, а - "как за границей".
Не так ли?
сейчас заботятся о КАЛЬКУЛЯЦИИ.
кладут всего понемножку.
в итоге ни то ни се.
тогда были ГОСТы,которые соблюдались.
а главное -изначально продукты худшего качества,чем было в то время.
Автору, 12.09.2014 в 17:10. В Казани всё хорошо. Люди сыты, обуты, всё счастливы, дома строятся в количествах в которых раньше никогда не строили! В общем, приезжайте всё увидите сами!
Спасибо за информацию! Об этом я знаю.
Фото- и видеоинформация свидетельствуют о невероятном расцвете города.
Не видно исхудавших, босоногих, безнадёжно несчастных - и это правда.
Но мои вопросы звучали несколько иначе: вкусно ли? не дорого ли? быстро ли?
ф целом - НЕВКУСНО.
а так-недорого и быстро,если без особых фантазий.
как в эмиратах примерно или в испании.
как везде ...