Трагедия Турандот
1 февраля открылся 33-й Международный оперный фестиваль в Казани. В театре, которому 140 лет; зрелый возраст; пожалуй, только директор знает, каких усилий стоит десятилетиями держать высочайший уровень.
Первым спектаклем фестиваля стала «Турандот» – опера Джакомо Пуччини. Надо добавить, только Пуччини, ибо счастливый финал досочинили уже после смерти великого композитора. Он «уронил перо», когда написал музыку трагической предфинальной сцены, где девушка добровольно идет на смерть ради любимого человека. Особенная жертва – потому что он ее не любит, он любит другую.
Эта другая – безумно жестокая принцесса Турандот. Всем женихам она загадывает неразрешимые загадки с одной целью – отрубить голову. Она красива, она принцесса великой страны (дело происходит, как вы понимаете, в Китае), но душа у нее черная, она ненавидит людей.
И самое потрясающее – обезумевший от жестокости народ, который, вероятно, заразился бешенством от своей принцессы. Вот что поет огромный великолепный хор, требуя очередного убийства:
Пусть скорее прольется кровь!
Мы ждем палача!
Быстро! Смерти! Смерти!
Пусть умрет он!
Крови! Крови! Быстро! Быстро!
Палач уснул, пойдем его будить!
Пу-Тин-Пао! Пу-Тин-Пао! Пу-Тин-Пао!
Во дворец! Во дворец!
«Пусть умрет он!» – это не про палача (пожалуйста, не обращайте внимание на его имя), это про очередную жертву. Единственная вина – любовь к принцессе. Но ведь дело тут не в правах и законах, дело в том, что народ пристрастился к этой забаве. Пока одни побежали во дворец будить палача, другие воют от нетерпения и подгоняют его подручных:
Саблю точите, саблю, саблю!
Сабли пусть клинок засвищет,
пусть заблещет алой кровью!
Всем работы хватит вдоволь,
хватит вдоволь, хватит вдоволь
там, где правит Турандот!
Жаркой кровью саблю смочим!
Мы несем ножи и крючья.
Мы всегда готовы расписать вам спины!
Мы готовы шкуры драть!
Пусть заблещет сабля алой кровью!
Смерти! Смерти!
Ха, ха! Ха, ха!
Ну что поделаешь, таковы народные нравы, таковы развлечения. (Вот адрес – можете сами почитать либретто)
Казанская опера – невероятно успешный театр. Открываешь в Интернете репертуар и первое, что видишь: против каждого названия – яркая надпись «БИЛЕТОВ НЕТ».
Важная составляющая высокого уровня постановок – приглашение звезд мирового уровня. Партию Турандот пела Оксана Крамарева (Национальная опера Украины); партию Калафа – Ахмед Агади (Мариинский театр); Лиу, которая погибает ради любимого, – Жаннат Бактай (Астана-Опера)...
3 февраля публика увидит следующий спектакль Фестиваля – «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина. Поют солисты из США, Германии, Великобритании, Австрии. Дирижировать будет итальянец Марко Боэми.
Александр МИНКИН,
журналист.
(блог.)