2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Театр им. Файзи

28 апреля 2015 года
Театр им. Файзи

     В Казани, в Театре им. Камала, выступил с гастролями Оренбургский татарский драматический театр им. Файзи. Это единственный татарский драматический театр за пределами Татарстана и Башкортостана. Даже в Москве нет татарского драматического театра, хотя в Москве около 300 театров. То есть примерно один театр на 40 тысяч жителей.
     Татар в Москве официально около 200 тысяч, неофициально более миллиона. Юрий Лужков называл татар в Москве «градообразующей нацией» (говорят, что сам Лужков – мариец из Башкортостана). Считается, что в Московской области проживает около миллиона татар. То есть в Москве и Московской области число татар сравнимо с числом татар в Татарстане, но нужно учитывать и большой «вес» интеллигенции в Москве и области, хотелось бы знать, например, сколько там татар кандидатов наук и с высшим образованием. На два миллиона татар можно было создать один татарский театр?
     Татарский драматический театр в Оренбурге был создан 27 июня 1990 года на волне перестройки. В проспекте написано, что Оренбург, город, где до границы с Казахстаном примерно 80 км, считается «колыбелью татарского театра». Там еще в начале XX века создавалась первая татарская театральная группа «Сайяр». В проспекте театра написано, что эта группа «является праматерью национальных театров Татарстана, Башкортостана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Турции и др.». Как видим, даже театр Турции имеет татарские корни. 
     Население Оренбурга примерно 560 тысяч человек, из них 55 тысяч татар, то есть 10%. Зал театра вполне комфортабельный, театр напоминает по внутреннему строению и оформлению театр им. Тинчурина, правда, зал значительно меньше – примерно на 300 человек. Бюджет театра – 25 миллионов рублей. Труппа – 16 человек, актеры крепкие, без мелодраматической фальши в глазах, труппа добротная, серьезная, даже азартная. В афише примерно 15 спектаклей, еще 9 детских. Детские спектакли идут на русском языке, так как дети стремительно теряют татарский язык. Как сказал директор театра, заслуженный деятель искусств РФ Растам Абдуллаев, из-за незнания татарского языка многими детьми пришлось принять такое трудное решение. Но при этом детские спектакли в татарском театре пользуются повышенным интересом у всего Оренбурга. Количество русских зрителей Абдуллаев оценивает в театре в 10%. У нас в Татарстане считается, что русские зрители составляют в Театре Камала 20%. В принципе татарский Театр Камала реально сегодня стал лидером и русской театральной традиции в Казани, Театр Качалова, к сожалению, эту важную функцию утерял.  
     В Оренбурге есть еще несколько театров, кстати, русским драматическим театром им. Горького руководит известный татарский режиссер Рифкат Исрафилов, которого в свое время изгнал из Уфы с поста главного режиссера Башкирского академического театра им. Мажита Гафури президент Башкортостана Рахимов. Исрафилов, кстати, в 2011 году поставил в театре Горького «Ричард III», интересно было бы сравнить его постановку с постановкой Ильгиза Зайниева в Театре Камала. Наверное, скоро привезут в Казань. 
     В Казань оренбуржцы привезли три спектакля – «Новые люди» Фатыха Амирхана, «Проделки Скопена» Мольера, «Сон» Туфана Миннуллина. Ныне в Оренбурге главным режиссером театра работает Альберт Гаффаров, который в свое время поставил «Записки сумасшедшего» Гоголя на малой сцене Театра им. Камала (где блистательно сыграл Рамиль Вазиев) и «Новые люди» – его постановка. «Пьеса была написана в 1914 году, ей исполняется сто лет. Фатых Амирхан первый, кто стал писать пьесы в стиле Чехова и Ибсена. Он пытался привнести в татарский театр чеховскую тонкость. Хотел ответить на вопрос – куда развиваться татарской культуре, в европейском направлении или мусульманском. И выживет ли татарская нация, сохранится ли за сто лет, есть ли у нее перспективы», – сказал Гаффаров на пресс-конференции. 
     Две дочери в татарской семье и сын. Сын – предприниматель Гумар (Алмаз Мустафин), одна дочь красавица Ракия (Назия Дибаева) учится в гимназии, другая Салима (Алия Салпикова) хочет учиться, но родители ее в основном используют как прислугу. Возникают разногласия. Пожилого импозантного писателя Сулеймана (Айрат Хабибуллин) любит Ракия. Он ей отказывает, чувствуется, для него любая ответственность в тягость. Московский студент-татарин, влюбленный в Ракию, вызывает монолог об «Иванушках-Абдулках», который буквально наэлектризовал зал, настолько он был актуален, подобную откровенность на сцене театра редко услышишь. Студента безответно любит Салима. Больше всего мне понравились Алия Салпикова и Рамис Яхудин в роли молодого человека Галиева. Причем чувствовалось, что Алия Салпикова стала энергетическим центром спектакля. Говорят же, что театр – это управление энергией. А вот Назия Дибаева с ролью не совсем справилась, уж очень карикатурно-гротескной выглядела ее героиня. Нужно отметить, хорошо и художественное исполнение, минималистская сценография Булата Насихова, сдержанная по цветам и геометрии и оттого более «атмосферная», созвучная постановке. 
     Для спектакля была характерна стилистика Сергея Женовача, но надо сразу признать, что Альберт Гаффаров поставил спектакль гораздо интереснее, ему удалось придать спектаклю чеховскую тонкость. Как режиссер он интереснее Женовача, он выстроил драматургию органично, у Женовача все-таки более аморфные, расплывчатые композиции, в них меньше поэтики, чем у Гаффарова, Гаффаров математически поэтично точен, у него резкий фокус. Он жесткий режиссер, хирургический и в то же время лиричен и поэтичен, не зря у него самый любимый режиссер Годар. Великолепно у него и музыкальное оформление, и изображения на экране, то есть спектакль симфоничен, слитный.
     Главная идея спектакля – слепок ушедшего сто лет назад «татарского» времени, Гаффаров делает центром спектакля настроение, рождающееся при взгляде на старую татарскую фотографию, где люди фотографируются семьей и еще не знают, что готовит им XX век, какие потрясения. Это татарская Атлантида, исчезнувшая и ныне вновь дающая слабый свет из глубины ста прожитых татарами лет. Спектакль открывается и заканчивается подготовкой к фотосъемке татарской семьи. И решены сцены, особенно в первом действии, в желтоватых тонах поблекшего от времени снимка. Конечно, эта семья выглядит как замкнутый камерный островок, в ней нет внешнего пространства, Гаффаров слишком сосредоточен на внутреннем мире, на душе человека, и, конечно, он трагик. Люди у него, как и у Чехова, не совершают действий, они словно катятся по воле судьбы. Это поэтический реализм с уклоном в некий глубинный пессимизм, который внутренне присутствует у Гаффарова. Он интраверт, и его интересует, что там, внутри человека, за внешней суетливой поверхностью. 
     Спектакль, конечно, замечательный и вызвал восхищение у зрителей. Гаффаров уже поставил в Театре им. Файзи спектакль «Ольга» по пьесе финского драматурга, собирается ставить литовскую пьесу и затем пьесу одного татарского драматурга, имя которого пока суеверно скрывает. Для него, конечно, эта сумрачная северная холодноватая отстраненная лирика идет от состояния души, прожитого, органична. Художник всегда проецирует в спектакле себя, свою «недолюбленность», это всегда символическая автобиография, свои фобии. Интересно у него должен получаться Достоевский, нестандартно, хотелось бы увидеть его «Идиота». Но когда это еще будет? А так – можно быть уверенным, что в ближайшие годы Гаффаров получит и «Золотую маску», даже не одну.

Рашит АХМЕТОВ.

На снимке: директор театра Растам Абдуллаев.

Комментарии (2)
Расим, 28.04.2015 в 13:02

Слово татарский в этом тексте встречается раз 100. Поэтому пациента, по рецепту Габдуллы Тукая, срочно в татарский жёлтый дом. И 100 мг татарского галоперидола в сутки внутривенно через татарскую капельницу.

Расим, 28.04.2015 в 16:11

Несчастные дурачки.Какой татарский театр на башкирской земле.