2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Союзу композиторов 75 лет (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Союзу композиторов 75 лет (ч.4)

13 ноября 2014 года
Союзу композиторов 75 лет (ч.4)

     Войдя в число авторитетных музыкальных фестивалей мира, этот форум способствовал вхождению СК РТ в 1998 г. в международную организацию «Ассоциацию современной музыки» (ISCM). Первые концерты фестиваля (из-за несовершенства отбора произведений зарубежных авторов) несколько шокировали казанских слушателей избытком звуковых эффектов, абсолютно не выполняющих содержательную функцию композиторского замысла: шипение, шуршание целлофанового пакета, удары по стакану с водой и т.д. Однако постепенно на концертах форума все чаще и чаще стали звучать произведения, отмеченные глубоким содержанием и смыслом с образным использованием как технических, так и этнографических приемов. Направленность Международного фестиваля «Европа-Азия» на жанры только камерной музыки значительно активизировала деятельность композиторов в этой области по сравнению с предыдущими годами. В век интенсивных коммуникаций и общений именно камерная музыка довольно мобильна в плане исполнительского потенциала, ибо давала возможность быстро и качественно организовать ее исполнение, тем более что на современном этапе мы располагаем великолепными музыкантами и инструментальными ансамблями. Особенно активно в этой области проявила себя композиторская молодежь – выпускники Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, влившиеся в состав Союза композиторов на рубеже веков: в 90-е годы – И. Байтиряк, Р. Гатауллин, И. Давлетшин, С. Зорюкова, З. Садыкова, В. Харисов; в начале ХХI века: Ю. Бекбулатова, Е. Анисимова, Э. Галимова, Э. Низамов, С. Беликов, Р. Салимов, Л. Тагирова, Д. Тимербулатова, Р. Хакимов, З. Раупова.
     Татарская музыка на рубеже тысячелетий значительно обогатилась и в развитии симфонизма. Заметно расширилась палитра жанровых разновидностей – симфонии, симфонические картины, фрески, сюиты, инструментальные концерты и т.д. Композиторы в этой сфере смело берутся за самые значительные и серьезные темы: исторические события и личности, религиозные, скромные бытовые сцены. Воплощение этих тем потребовало от композиторов-симфонистов поисков новых средств. Не удовлетворяясь чисто инструментальными средствами, некоторые авторы в своих произведениях стали смело вводить хоровые группы,  прекрасно осознавая, что соединение симфонического развития с поэтическим словом особенно подходит для выражения больших идей. Подлинным открытием в этом плане стали произведения Р. Ахияровой, Р. Калимуллина, Ш. Тимербулатова. Главное достоинство этих произведений в том, что композиторы продолжают в них традиции симфонизма татарских классиков как искусства высоких обобщений. Им удается приковать внимание современных слушателей к важнейшим явлениям истории и духовной культуры татарского народа и сказать о них свое слово. В творчестве этих композиторов заметно тяготение к синтезу симфонического и вокального искусства. Красноречивое доказательство тому обращение их к совершенно новым жанрам для татарской музыки «симфонии-оратория» («Утлы хетер», «Ышаныч» Ш. Тимербулатова), «симфоническая поэма» («Тарих битлере», «Ефек юлы», «Ак селге» Р. Ахияровой), концерт-поэма «Сказание о Казани» для смешанного хора и оркестра Р. Калимуллина.
     Начало нового тысячелетия ознаменовалось созданием произведения в жанре крупных музыкально-сценических жанров на либретто Р. Хариса – оперы «Любовь поэта» Р. Ахияровой (2004) и двух балетов – «Сказание о Йосуфе» Л. Любовского (2001) и «Золотая Орда» Р. Ахияровой (2013). Это был смелый шаг со стороны композиторов, если учесть долгие годы отсутствия новых премьер в этих жанрах. Композиторы подошли к сочинению этих произведений, будучи опытными и высокопрофессиональными композиторами. Как известно, чтобы иметь шансы на долгую жизнь произведения, необходимо быть также хорошим современником своей эпохи. В этих произведениях сконцентрированы все необходимые требования для данных жанров: лаконичность, контрастность, интенсивность развития.
     Если современная музыка, созданная в любой стране Западной Европы, уже давно вошла в музыкальный быт как «европейская», то музыка композиторов республик Поволжья и Приуралья вряд ли получит в будущем статус «волгоуральской» или «евразийской» музыки. Слишком глубоки в нашем регионе корни национального менталитета.
     Чувство «национального», по истечению векового развития профессиональной музыки, не утеряно и в нашей республике и, будем надеяться, не утеряет свою актуальность в будущем. Авангардный опыт Запада вполне применим у нас в том случае, если он умело и гармонично сочетается с содержательным смыслом татарских  музыкальных традиций. Подобный синтез может дать вполне интересные результаты. Вооруженный современной композиционной техникой автор того или иного произведения получает возможность как бы заново раскрыть своеобразие народного стиля, острее и глубже ощутить фольклорный потенциал. Положительные примеры подобного синтеза мы наблюдаем в лучших произведениях Ш. Шарифуллина, Ш. Тимербулатова, Р. Калимуллина, Р. Ахияровой. Очень обнадеживают в этом плане молодые композиторы – Р. Салимов, Э. Низамов, З. Раупова, лауреат республиканской премии им. М. Джалиля Э. Галимова.
     Однако есть и оборотная сторона данного процесса. Для некоторых композиторов наличие так называемого «национального менталитета» служит даже мишенью иронических нападок. Подражая некоторым европейским композиторам использованием новейших приемов композиционной техники, случайных сочетаний различных средств выразительности, инструментов и т.д., они фактически прикрывают этим свое неумение логически выстраивать музыку, отсутствие таланта, интеллекта, незнание окружающей музыкальной среды. В результате в их музыке «смысла не больше, чем в кроссворде». А, как известно, путь от звуков к жизни пролегает только через развертывание смысла.  
     Уже 75 лет Союз композиторов представляет собой коллектив творческих индивидов, отличавшихся по степени таланта и профессионализма, работавших и продолжающих работать в области татарской и русской музыки. У каждого из них свой уровень вклада в общее дело развития музыкального искусства. Одни вошли в историю музыкальной культуры как татарские композиторы, другие несут статус русских композиторов Республики Татарстан (Б. Трубин, Л. Блинов, А. Миргородский, А. Руденко, Б. Четвергов, С. Беликов, Е. Анисимова), третьи – русских композиторов татарской музыки. К последним мы с полным основанием можем причислить отца и сына Виноградовых, А. Ключарева, А. Лемана. Этого же статуса заслуживают и современные композиторы – А. Луппов, удостоенный звания лауреата Госпремии РТ им. Г. Тукая (2004 г.) за симфонию «Кара урман» (Дремучий лес») и монооперу «Тапшырланмаганхатлар» («Неотосланные письма») по повести А. Кутуя, а также Л. Любовский, удостоенный звания лауреата Госпремии РФ (2006 г.) за балет «Сказание о Йосуфе» на либретто Р. Хариса. 
     К своему ХIV съезду Союз композиторов подошел с большими достижениями. Хочется пожелать всем членам творческой организации не терять своего авторитета в мире музыкального искусства не только Республики Татарстан, но и далеко за ее пределами. А главное, смелее управлять музыкальной реальностью нашей республики, не отдавая ее на откуп безликости и бездарности, господствующих в настоящее время в эфире и на концертной эстраде.

Земфира САЙДАШЕВА.

На снимке: Рашид Калимуллин.

Комментарии (7)
Guest, 13.11.2014 в 14:45

госпремия РФ !
во дают хазары-все им по силам.

Guest, 14.11.2014 в 12:13

Для некоторых композиторов наличие так называемого «национального менталитета» служит даже мишенью иронических нападок.
________________________________________________
Приведите примеры.
Это для татар издалека.
Что быть хоть немного в курсе.

Guest, 14.11.2014 в 14:02

вашими устами,г.редактор,мед пить..
про коньяк и вискарь уже молчу.
пока мы тут не в курсе,глянь-
они поголовно мирового уровня!
АФАРИН,БЭРЭКАЛЛА!молодца,в смысле..
жаль,нам тут внизу не слышно ничего.

Guest, 15.11.2014 в 23:36

Когда же у татар будет второй Сайдаш или свой Вагнер, или хотя бы свой Beaties?.

Guest, 16.11.2014 в 14:50

фсе уже украдено.
и где им взяться?!
талантам натуральным..
даже филюс кагиров - надежда бабая,
второй ильгам - такую наел будку-заглядение!
а трескотни- выше крыши..

Guest, 17.11.2014 в 10:17

Чувство «национального», по истечению векового развития профессиональной музыки, не утеряно , будем надеяться, не утеряет свою актуальность в будущем.
________________________________________________
Эта потеря будет равносильна духовной смерти.
Чтобы это не произошло необходимо качественное преподавание истории музыки - Музыка татар в историческом аспекте.
Кстати, а когда начнутся конференции по истории и пенрспективах развития пентатоники?
Вы писали, что такие конференции (международные) были во времена СССР.

Guest, 20.11.2014 в 13:58

когда вернемся назад в СССР,
тогда и начнутся конференсии.