Сорок коробов (ч.2)
Но осталась нетронутой и даже обрела еще более жесткие свои формы имперско-этническая шкала, когда из всего многонародного российского этноса в качестве особой выделяется одна «государствообразующая русская нация», слепо противопоставляемая роли других наций, издавна вносящих свой всяческий – воинско-ратный, трудовой, ителлектуально-ценностный, научный вклад в укрепление общей для них государственности России.
Актуальная в первые годы советской власти «национальная тема», в решение которой тогда, под натиском народно-революционной волны, свою лепту внесли те же большевики, вскоре отходит в тень, а затем и, вследствие усиленно насаждаемой идеологии так называемого интернационализма, обретает и явно «антисоветский, буржуазный, националистический» контекст. О том, чем обернулась эта политика для малых народов, оказавшихся перед угрозой едва ли не полной утраты условий для полноценного развития своей культуры, последовательно продуманной системы национального образования, языка, литературы, создаваемой на этом языке, – этой проблеме Айдар Халим еще четверть века назад посвятил свое исполненное гнева и боли слово, вылившееся у него в целый научный трактат, если бы он не был написан в столь блестящей публицистической форме. Это «книга печали», которая произвела тогда эффект разорвавшейся бомбы, заложенной под самое основание официально «развитого», на самом же деле уже агонизирующего социализма. Поэтому она смогла увидеть свет только лишь на самом западе советской империи, литовском Вильнюсе, одним из первых заявившем о своем выходе из-под диктата центра тогдашней автаркии – власти Москвы. Но непрекращающееся давление, которое исходит из того же центра в отношении культурной, национальной автономии республик, со всей очевидностью показывает, что такова воля не просто лишь одного, отдельно взятого чиновника, но целая программа, осуществляемая на высшем законодательном уровне. Удивительно ли, что он, приложивший столько душевных, нравственных, физических сил в укрепление чувства национального сознания своих соплеменников, в своих безуспешных попытках преодолеть обычный инерционный ход их бытия, что он как человек и впрямь может испытывать немалые минуты сомнений. В ряду рефлексий такого рода и стихотворение «Булмый» («Нет, не выходит»).
Какие бы усилия ни прилагал в своей жизни поэт как участник национального движения, «какие бы гимны ни пел, какие бы слезы ни лил и с какой бы яростью ни бичевал» он зло, результат оказывается до ужаса ничтожным: «Но нет ведь ответа, отзвука нет! Как в бездну, ко дну все! Колос обмяк, стебель поник, вот кто ведь мы». Но этот эмоционально-ослабленный, констатирующе-примирительный тон – лишь один из этапов в становлении лирического героя, встающего со страниц его коробов. Далее следует уже открытое дистанцирование от этой интонации – негодование, возмущение, протест. И эти чувства связаны как раз с непростительным с нравственной точки зрения забвением собственных национальных интересов со стороны той же массы народа: «Нет, не нация и не народ, сплошное ведь быдло – ты! Осточертел мне, холуйское рыло, весь твой раболепно согнутый вид!» (стихотворение «Отходная нации»).
И этот приговор при всей своей категоричности вовсе не является неким исключением в нашей общей истории. Именно так мыслил в свое время великий печальник своего народа поэт Н.А. Некрасов – он утверждал любовь «враждебным словом отрицанья». Столь же глубинное, утверждающее чувство несет в себе и критика Халима, его «враждебное слово отрицанья». Не случайно же, что и сам всероссийский президент признает общеконструктивную роль оппозиции, если, конечно, она связана с идеей совершенствования, улучшения нашего бытия. Вот устами Айдара Халима и говорится это оппозиционно-критическое слово, каким бы нелицеприятным на первый взгляд оно ни казалось. Ни одна сфера и ни одна область человеческой деятельности, так или иначе ориентированной на жизнь, не подвержена такой опасности искажения, извращения своей изначально положительной сути, как сфера так называемой революционной мысли.
Такая метаморфоза произошла с «единственно верным учением партии» – идеологией КПСС. Абсолютная духовная экспансия, которую она заняла в общей идейной, политической атмосфере страны, на деле оказалась не менее вредоносной по своим последствиям, нежели внешне-территориальная экспансия времен царизма. Величайшие предшественники Халима, писатели, поэты, уже по своему призванию с неизбежностью были втянуты в эту коллизию – в духовно-нравственное противостояние неприемлемой для них системе идеологического диктата. «Меня лишь равный убьет»… – такое страшное предчувствие своего конца оставил автор антисталинской сатиры «его пальцы, как черви жирны» поэт Осип Мандельштам. Спокойное осознание непреклонной твердости осуществляемого им выбора, в особенности теперь, когда нам известен сам его трагический итог, – не сохранилась даже могила поэта, сгинувшего в безднах сталинского ГУЛАГа, – делает этот его шаг акцией редчайшего человеческого мужества, на алтарь которого была положена сама жизнь. Наш поэт, слава богу, жив. Но у того и у другого – масштаб и бесстрашие мысли одного и того же порядка.
Истинное поэтическое слово, рожденное горением высокой мысли, сохраняет силу своего воздействия далеко не на один только ныне живущий поколенческий ряд. В этом его отличие от предписаний державной власти. Какой бы всемогущей она ни казалась, неотвратимо преходяща эта власть, между тем как поэзия Пушкина, Тукая или того же Осипа Мандельштама, всегда жива в памяти поколений. Не временщику служит и Айдар Халим, но высшей сверхличной идее – истине, которую он прозревает лишь в облачении родного ему, национально-красочного поэтического слова и которая, конечно, преодолевает все и всяческие исторически-временные границы. И постоянные персонажи, которых татарский поэт то и дело включает в темы своих коробов, они из когорты высшей, верховной власти, стоящей у руля нашей истории. это, конечно, Ленин, Сталин, Ельцин, а из ныне живущих Путин, Шаймиев, Медведев, которым он не устает предъявлять свой, вынесенный из опыта поколений, исторический счет.
«Дайте мне миллионы моих зрителей, миллионы океанов, морей! Изыщу я их, коль скажете, нету ведь сил. Не достанет соли когда, из слез своих выцежу ее в придачу вам»! Образы столь концентрированной художественной силы, которые напоминают лишь трибунную мощь Маяковского, ведут не просто лишь к одной литературно-книжной традиции. Нет, они возросли на прочнейшем фундаменте лично-человеческой, жизненной биографии поэта, о которой мы говорили и которая придает его стиху немыслимую в иных случаях силу художественной достоверности. Но в том–то и дело, что этот тяжкий жизненный груз, вынесенный им из его нешуточной схватки с авторитарным режимом, в которую он вступил в полном сознании своих и, конечно же, тоже нещуточных духовных сил – этот опыт оказался переплавленным здесь в настоящее золото поэзии. А его автор по праву должен значиться лишь в когорте корифеев поэтического искусства, как свое место в искусстве политики занимают ее корифеи как реальные вершители истории.
Так ведет он свой непрестанный поэтический диалог перед лицом времени, из которого, уверен, уже никакими силами нельзя вытравить его поэтический голос. Однако же вопреки очевидности такие попытки предпринимаются снова и снова. Особенно постаралась в этом плане писательская батькивщина Уфы, объявившая настоящий «башкирский поход» против недавнего своего земляка Айдара Халима. Вот уже сколько лет она всеми силами старается вытравить его имя из истории своей литературы, хотя первые его книги как раз и выходили на башкирском языке.
О.Х. КАДЫРОВ,
доктор филологических наук,
профессор.
(Продолжение следует.)
Обычная бездарность.
А его роман Хунвейбин переведен на русский язык?
Guest, 31.07.2015 в 06:08
Обычная бездарность.________________
Напротив, цитаты из произведений А. Халиа говорят об обратном, ГЕНИЙ !
Впрочем, он татарин по- национальности, отчего наша писательская элита не протянет руку помощи или даже политическая элита, с переездом его на историческую родину.
Да пора бы перевести его труды на татарский язык. Известно, что За защиту прав татарского народа в пределах его собственной автономии подвергался преследованиям, негласному надзору, а также запрещению в печати.
Вся слава придет как это принято в стране после... Живых надо чтить и живым надо помогать!
это пророк в отечестве нашем.
крепкий ЧЕЛОВЕЧИЩЕ.
другие перед ним-ПИГМЕИ.
в самые подлые времена
из нашего народа
всеравно рождаются те ГИГАНТЫ,
за которых не стыдно перед хроникой(историей)
в противовес АФЕРИСТАМ,
пронырливо прихватившим ВСЕ,ЧТО ПЛОХО ЛЕЖАЛО!
верю просветителю!
Уникальные возможности открываются как для профессиональных исследователей, так и для любителей тюркологии при использовании словарей тюркских языков сведенных в единую электронную оболочку.
С целью взаимного обогащения языкового фонда, изучения бесценного наследия предков и поддержания родственных связей между тюркскими народами был задуман проект по сбору и переводу словарей тюркских языков под единую оболочку электронного словаря.
Синергетический эффект проекта стал возможен благодаря объединению результатов работы многих людей, заранее прошу извинить, если кто-то из них не увидит своего имени. Впрочем моего имени также нет.
Собрание электронных словарей тюркских языков для ПК в формате StarDict (рекомендую для настольного ПК StarDict версии 2.4.8. )
Русско-татарский (51 116 )
Татарско-русский (60 046)
Татарско-русский (кириллица-латиница) (12 314)
Толковый словарь татарского языка (23 712)
Краткий словарь диалектизмов и историзмов татарского языка (5 772)
Киргизско-русский (34 353)
Русско-киргизский (48 864)
Казахско-русский (32 415)
Русско-казахский (39 751)
Казахско-русский (19 427)
Русско-казахский (36 088)
Шорско-русский (3 610)
Ногайско-русский (1 262)
Русско-турецкий (35 894)
Турецко-русский (39 043)
Русско-башкирский (51 191)
Карачаево-балкаро - русский (28 345)
Русско - карачаево-балкарский (32 098)
Крымскотатарско-русский (14142)
Диван Лугат-ит-Тюрк : древнетюркский-турецкий (7470)
Татарско-русский (73612)
Русско-татарский (72883)
Русско-кумыкский (28675)
Кумыкско-русский (20718)
Всё вместе
http://dfiles.ru/files/wgvervwty
Что касается устройств на платформе Андроид (планшеты и смартфоны).
Ранее была выбрана в качестве базового приложения бесплатная и функциональная оболочка Fora Dictionary, к тому же разработчики сотрудничали в плане развития продукта, в частности добавили функционал, позволяющий подключаться к сайту forvo.com для прослушивания произношений. Однако разработчики приложения в итоге сделали свой продукт распространяемый через Play Market платным, а функционал бесплатной версии существенно ограничили.
Поэтому предлагаю загрузить бесплатную полнофункциональную версию v.15.5 http://dfiles.ru/files/iz03jcmly
Новая серия словарей для Fora Dictionary:
Татарско-русский (73612) http://dfiles.ru/files/4bzc3h612
Русско-татарский (72883) http://dfiles.ru/files/okshchhcf
Русско-кумыкский (28675) и Кумыкско-русский (20718) в одном архиве http://dfiles.ru/files/skobsvp13
А также марийско-русский словарь (41326) (Марийский язык, конечно, же не тюркский, но и он как язык наших добрых соседей нам интересен) http://dfiles.ru/files/5lirx0k47
ссылка на все словари, включая последние для оболочки Fora Dictionary для Android-устройств:
http://dfiles.ru/files/xpx83jyjb (Набор словарей аналогичен вышеприведенному для StarDict+ марийско-русский словарь)
Guest, 01.08.2015 в 17:57-Шиза,у тебя прям что-то от Маяковского есть. Ну-ка черкни еще что-нибудь.
Халим талантливый писатель, беспокойный человек. Иногда увлекается и любит красивые фразы. Но писатель и должен быть романтиком, жить в мире грез, придуманных ситуаций. Писатель должен гиперболизировать проблемы, это суть литературы, писатель должен заставить читателя задуматься.
Он у Швеции айсберг просил. Ему дали или нет? И как он там собирался жить?
он считал -
на айсберге все же комфортнее,
чем в нашей РАШЕ.
Arye Rotman
Россия единственное колониальное государство, где бесправие титульной нации было настолько ужасающим, что порой затмевало угнетение инородцев. Это верно. Что до колониализма - русский колониализм не торгово-промышленный, это чистый империализм, расширение империи ради расширения империи. Этим он напоминает многонацональные азиатские деспотии. Персидские, турецкие, монгольские империи, сменявшие друг друга, а еще прежде вавилонские, ассирийский и т.п. Все поработители уверовали, что их господство благо для порабощенных, хотя самих порабощенных не спрашивали. От бывших колониальных империй Россию отличает также полное отсутствтие хоть чего-то похожего на раскаяние и тотальное невежество в собственной истории. Российский метод уничтожения культурных элит и замены их коллоборационистами стар, он применялся еще в 19 веке, большевики только унаследовали его. Результаты был настолько разрушительны, что до сих пор народы исламской культуры (и не только) отрезаны от своей письменности, которую заменили кириллицей. Не важно даже, где все это происходило - в Самарканде или в еврейских штеттлах Белоруссии. Методы этно-культурного геноцида и насильственной ассиммилияции еще долго будут изучать историки, и в дополнение к титулу "Тюрьма народов" Россия получит еще титул "Убийца народов".
http://www.svoboda.org/content/article/27164828.html
Короба как у Василия Розанова.
Айсберг можно захватить явочным порядком. А в океане много необитаемых островов. Ему там нужно поселиться.
Guest, 03.08.2015 в 21:09
Он у Швеции айсберг просил. Ему дали или нет? И как он там собирался жить?
Guest, 06.08.2015 в 04:26
в океане много необитаемых островов. Ему там нужно поселиться.
====================
Глупость и подлость - самые характерные черты русского нациста.
Аналитику:
«Исламское государство» развернуло масштабную торговлю секс-рабынями. Появился даже целый «прайс-лист». Так, за девочек от года до девяти лет террористы назначили цену в примерно 165 долларов. А, например, девушек старше 20 лет оценили в 40 долларов.
Устраивают террористы и своеобразные «распродажи». Так, недавно на невольничьих рынках в Фаллудже, Мосуле и Ракке девушек-езидов продавали за один доллар.
ну погоди" он смотрел много:
-как айсберг в океане,и все твои печали..
за душу берет!
Guest, 10.08.2015 в 12:54
Ежегодно жертвами торговцев людьми в мире становятся от двух до четырех миллионов человек. Такие данные приводятся в докладе по проблеме торговли людьми в России, презентация которого состоялась в среду в Москве.
Доклад составлен агентством ООН в РФ, управлением ООН по наркотикам и преступности, фондом ООН в области народонаселения, программой развития ООН, Международной организацией труда и Международной организацией по миграции, передает РИА Новости.
По данным доклада, число жертв международной торговли людьми оценивается от 600 до 800 тысяч человек в год, а оценка, включающая торговлю людьми внутри стран, составляет от двух до четырех миллионов человек.
"Регион Центральной и Восточной Европы, включая пространство бывшего СССР, занимает второе место в мире по масштабам торговли людьми после Юго-восточной Азии", - заявил на презентации доклада председатель рабочей группы ООН по проблемам торговли людьми Карел де Рой.
Он указал, что Россия стала главным источником, транзитным пунктом и пунктом назначения в торговле женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации.
Кроме того, Россия во все большей степени становится транзитным пунктом и пунктом назначения незаконной миграции рабочей силы как между государствами - бывшими республиками Советского Союза, так и из соседних стран. Отмечены также случаи торговли российскими детьми и детьми из других бывших республик СССР в целях педофилии, порнографии и извлечения органов для трансплантации.
http://www.newsarmenia.ru/world1/20060315/41542236.html#sthash.EDoDzG3Q.dpuf
До 1991 в России не было такой масштабной торговли людьми, а как только она стала независимой и православной, тут же Россия начала торговать людьми в невиданных масштабах, как при крепостничестве в дореволюционной России. Да здравствует православие!
торговлю детьми оперативно организовал
наш родной ИНТЕРНАЦИОНАЛ.
это у них получается всегда успешно.
а попы-они их(детей) только ПОЛЬЗУЮТ сексуально.
впрочем,аффилированы меж собой безусловно!
Секретарь Башкирского обкома КПСС по идеологии Ахунзянов называл Айдара Халима (на самом деле не Айдара, а Бориса!) "мой любимый стукачок". Ну что ещё можно ждать от татарина?
А тебе завидно, что Айдар Халим татарин? Видно, что тебя выворачивает наизнанку от того, что не удалось вам "сделать" из него башкирина. А кто такой Ахунзянов? Нет, не знаем такого, а вот А.Халима знаем- талантливый писатель и прекраснейший человек.
Юлтыбай периодически пропадает,потом появляется,прыгает наверно по сайтам,где что-то про татар пишут.
Выражает свое мнение,рязряжает свою психику. С ним по моему всем все понятно.