Рок в ратуше
В Казанской ратуше на площади Свободы мэр Казани Ильсур Метшин открыл фотовыставку голландского «всемирно известного музыкального фотографа» Гисберта Ханекроота. Выставка названа «От АББЫ до ЗАППЫ. Рок-фотография 1970-х». Примерно около 70 фотографий формата 60 на 40 см, черно-белые, на которых запечатлены усталые рок-звезды бунтующего поколения вне концертов. У всех измученные, «больные», усталые глаза. Гисберт Ханекроот фотографировал многих звезд мирового рока. Для него позировали Мик Джаггер и Род Стюарт, Джон Леннон и Кит Ричардс, Дэвид Боуи и Блонди, Боб Марли, Джо Кокер и Майлз Дэвис, Патти Смит и Тина Тернер, Элис Купер и Фредди Меркьюри и другие. Хотя, судя по Интернету, свои лучшие снимки Ханекроот в Казань не привез.
В 70-х годах романтика хиппи ушла, рок стал более тяжелым, более протестным, моцартовские, искрящиеся оптимизмом, словно шампанское, мелодии битлов шестидесятых годов сменились гораздо более протестной и эпатажной контр-культурой сродни виски и тяжелым наркотикам. Рок музыка 70-х годов стала гораздо более «самоубийственной», ученые писали, что даже цветы вяли под тяжелый рок, в то время как от классических мелодий позапрошлого века они расцветали сильнее. Цветной мир «детей-цветов» 60-х сменился черно-белым, контрастным миром 70-х на грани жизни и смерти. Тяжелый рок убил романтику хиппи и не давал надежду, фрейдовское мортидо (тяга к смерти) в тяжелом роке победило либидо (тягу к жизни) битловских баллад. Это была словно музыка кладбища, музыка Мак-Донаха. Быть «умирающим» стало модно, отсюда пришли в мир «готика» и культура вампиризма. Потом тяжелый рок победило бездумное, карнавальное, конформистское, цветастое, с блестками, легкое диско 80-х, музыка для ног. Тяжелый рок кажется мне «шекспировской» культурой.
На вопрос редакции, что от выставки появляется чувство пребывания на кладбище, его черно-белые фотографии словно надгробные, это мемориал «крутых пацанов» рока, аллея славы ушедших героев, Гисберт Ханекроот согласился, что это сделано сознательно, это памятник поколению. На вопрос редакции, сохранился ли дух свободы, бунтарский дух 70-х сегодня, Ханекроот ответил, что сегодня победил коммерциализм, все определяют деньги, все гоняются за деньгами, иметь много денег стало модным, символом времени (не то, что хиппи разбрасывали на биржах сотенные долларовые купюры), и на рок-культуру смотрят с непониманием. Действительно, сегодня не песни, а песенки, песюнки. На вопрос редакции, хотел бы он фотографировать российских рок-звезд, есть же Шевчук, Градский, Бичевская, Макаревич, Бутусов, Пугачева, Чиж, Шнуров и др. Не хочет ли он создать «контрастную» выставку российских звезд, сравнивая их с западными, например, в одном зале Россия, в другом зале Запад? А еще говорят, что Россия не Европа, слушают все поголовно десятилетиями западную рок-музыку, а не китайскую или азиатскую. Ханекроот ответил, что он совершенно не знаком с российским роком, но недавно был на концерте Арбениной и она ему понравилась, он хотел бы ее сфотографировать (думал написать «снять», но получается двусмысленность, игра слов).
Ильсур Метшин ходил по выставке с горящими глазами, рассказывал, как любовно собирал магнитные записи своих кумиров, как слушали, затаив дыхание, новые, привезенные подпольно, как он выразился, «пласты» (они тогда стоили на «черном рынке» 50 рублей диск, то есть примерно около 5 тысяч рублей сегодня). Нужно было его спросить, кого он больше всех любил тогда в юные годы первой рок-любви. Пивоваров спросил, разучивал ли он на гитаре любимые мелодии. «Мы все хотели походить на известных рок-звезд, брали гитару так, как они это делали. Это такое возвращение в детство, юность», – сказал мэр. Он ответил, что занимался этим любительски, для него рок-звезды были недосягаемыми кумирами, и он испытал шок, однажды попав за кулисы рок-концерта, как эти небожители едят, шутят, курят и кашляют, он даже испытал разочарование. «Чтобы стать звездой, надо быть сильной личностью», – сказал Ханекроот. Метшин общался с ним на английском языке, третьем «государственном» в Татарстане, отказавшись от услуг переводчика. Он подарил Ханекрооту тюбетейку, которую тот надел.
Метшин охарактеризовал выставку как подарок горожанам: «Равнодушным такая выставка никого оставить не может. Что приятно, многие из звезд, изображенных на этих снимках, уже побывали в Казани. Это не только большая радость для тех, кто любит рок-музыку, но и повод для нас работать дальше, ведь некоторых мы еще не видели на наших площадках». Метшин вспоминал несколько раз «великую» Патти Смит, которая, несомненно, была незабываемой на казанском фестивале «Сотворение мира», усилиями Чепарухина и Макаревича ставшем лучшим рок-фестивалем России. Выступали на «Сотворении мира» и легендарные «Криденс», и Ману Чао (которого еле-еле согнали со сцены после 2,5 часа выступления, он хотел играть до утра на казанской площадке, так понравилась ему стотысячная заводная казанская публика, и феноменальные негритянские гитаристы, у которых звук лучше, чем у Джимми Хендрикса.
Пятый фестиваль прошел в Перми в 2012 году, на нем выступили Faith No More и Джон Маклафлин с Remember Shakhti. По неофициальной информации, бюджет первого «Сотворения» составил около $2 млн., в 2009 и 2010 годах организаторы потратили чуть более $1 млн., в 2011-м инвестиции в фестиваль составили $2,5 млн. ($1 млн. – деньги федерального бюджета, $1 – республиканского и $500 тысяч вложил муниципалитет). На проведение фестиваля в Казани Дмитрий Медведев (кстати, он посетил фестиваль) выделил миллион долларов.
На вопрос редакции, будет ли возрожден в Казани фестиваль «Сотворение мира», Метшин ответил: «Фестиваль «Сотворение мира» затевался как площадка, где музыканты разных государств, политики которых не могли между собой договориться, пели вместе. В прошлом году из-за Универсиады фестиваль не удалось организовать в Казани. Но все больше и больше обращений поступает по этому поводу. В какой-то форме мы возродим этот фестиваль. Идея хорошая, надо это продолжить, в реализации посмотрим». Особенно актуально проведение фестиваля, мне кажется, в связи с событиями в Украине. На фестивале могли бы соединиться в борьбе за мир российские и украинские музыканты, западные и восточные. Кстати, хотелось услышать и китайский рок, и турецкий, и японский в Казани.
На вопрос редакции, ожидается ли приезд в Казань Пола Маккартни, пока он еще в добром здравии, Метшин ответил, что выступления Маккартни расписаны на годы вперед, но он хотел бы, чтобы это выступление состоялось в Казани.
Рашит АХМЕТОВ.