Премия Тукая
Каждый год творческими союзами и общественными организациями выдвигаются кандидаты на соискание государственной премии имени Габдуллы Тукая. Желающих стать лауреатами год от года не уменьшается, скорее наоборот – растет. Оно и понятно: премия-то очень престижная, в тюркском (и не только) мире татар знают в первую очередь именно через великого Тукая. Поэтому становится понятным рвение многих во что бы то ни стало завладеть ею, ведь в случае победы при перечислении регалий одно только название чего стоит.
Выдвигаются, как правило, члены Союза писателей РТ, деятели культуры (композиторы, артисты, архитекторы и т.д.) через определенные союзы и общественные организации и проходят первичную «фильтрацию» в коллегиях и правлениях тех организаций, к которым относятся. Счастливчики (их может быть несколько) попадают на «ковер» уже последней инстанции – комиссии по госпремиям имени Тукая в главе с президентом Татарстана Р.Н. Миннихановым. Все бы ничего. Как говорится: чин по чину. Но есть одно «но». Иногда (хотя нет – почти всегда) срабатывает человеческий фактор. Конечно, при «разборке» во всех трех ступенях в первую очередь учитываются качественные показатели произведений (работ) соискателей премии, но приходится констатировать и факт наличия субъективного подхода со стороны членов комиссий. То есть многое зависит от уровня симпатии или антипатии к конкретному лицу.
18 января 2016 года Челнинское отделение Союза писателей РТ на своем собрании единогласно выдвинуло кандидатуру Фаузии Байрамовой, писателя, кандидата исторических наук, общественного деятеля на соискание премии Г. Тукая за романы «Кырык сырт» (Казань, 2005 г.) и «Кучум хан» (Казань, 2011 г.). Елабужское отделение татарского общественного центра на своем собрании 20 января тоже решило обратиться в правление Союза писателей РТ с письмом-обращением с просьбой о присуждении премии Ф. Байрамовой (письмо с 21 подписью мною 1 февраля передано по адресу). Нет, наверное, в мире татарина, который бы ничего не слышал об этой личности. И наверняка нет такой другой личности на данном этапе развития общества, которая целенаправленно и последовательно боролась бы за равные права своего народа среди народностей, населяющих Россию. Много она сделала в бытность свою депутатом Госсовета РТ (1990 – 1995 гг.) для республики. Благодаря именно ей и некоторым другим депутатам Татарстан в свое время далеко шагнул вперед по пути суверенитета (не по ее вине произошли потом изменения в худшую сторону).
Жаль, что «темным» силам было угодно во что бы то ни стало не провести на второй срок депутатства Ф. Байрамову, и они этого добились. Но эта неутомимая женщина боролась и продолжает бороться за справедливость. Никогда не боится сказать правду в глаза. За что уже дважды привлекалась к уголовной ответственности (в основном по сфабрикованным обвинениям). Первый раз ее судили в 2009 году за попытку разжигания (якобы) межнациональной розни и дали условный срок на 1 год. Второй раз – в 2014 году и тоже дали условный срок на 1 год. Оба раза она попала на УДО (условно-досрочное освобождение). Может, у судей все-таки проснулась совесть? Хочу сказать несколько слов о судебных заседаниях 2009 года, так как я присутствовал на них. Она держалась молодцом, ни на минуту даже не дрогнула. Когда судья (татарин; прокурор-обвинитель тоже татарин), пытаясь устыдить ее, сказал: «Вы ведь имеете высшее образование, кандидат исторических наук и поэтому хорошо владеете русским языком, так давайте проведем судебные заседания на русском», она ответила категорично: «По Конституции РТ в республике два языка являются государственными и я выбираю родной!». Служители Фемиды вынуждены были привести в зал суда переводчика, так как стойкая женщина больше не проронила ни одного слова на «титульном» языке.
За неполные 30 лет Ф. Байрамова успела написать и напечатать в разных изданиях более сорока книг. Последние 10 – 15 лет особенно плодотворно работает в историко-художественном жанре. Где только ни побывала она в поиске восстановления исторической правдивости, касающейся татар. География ее поездок охватывает территорию от севера России до юга, от Калининграда на северо-западе до Владивостока и Сахалина на востоке (татары живут везде). В этот список можно внести еще поездки в ближнее и дальнее зарубежье. Надо особо отметить специальную поездку в Киргизию по просьбе президиума Всемирного конгресса татар для изучения биографии (жизненного пути) матери всемирно известного писателя Чингиза Айтматова Нагимы-ханум, татарки, в итоге чего появилась книга «Ана» («Мать»). Эта книга сама по себе уже достойна Тукаевской премии. Жаль только, что по условиям конкурса она не может быть представлена – вышла в свет в 2015 году – минимум год должен пройти.
Со стороны общественности отношение к личности Фаузии Байрамовой всегда было неоднозначным. Многие ее любят и уважают, есть и недолюбливающие. Особенно в высших эшелонах власти ее остерегаются и побаиваются, стремятся как можно дальше отмежеваться. Что поделаешь, установка федеральных властей, силовиков такова. Помнится, в начале 2000-х годов пустили такую «утку», будто Ф. Байрамова призвала общественность освободиться от детей, рожденных от смешанных браков. Спецслужба в этом деле так преуспела, что страшно стало ходить одной по улицам. Она лично призналась в этом на встрече с общественностью во Дворце культуры г. Елабуги 8 сентября 2001 года: «Некоторые прямо тычут мне в лицо, мол, ты такая-сякая, хоть и ничего такого я не сказала, это сплошная ложь, но Аллах не оставляет меня в беде, защищает», – говорила она. Надо добавить, что с помощью Всевышнего она сама защищает права мусульман, подвергшихся разного рода гонениям со стороны силовиков, иногда ни за что ни про что заброшенных в темницы. В итоге сама попадает под опалу блюстителей правопорядка, судебные разбирательства 2009-го и 2014 годов в большей мере плод вышеназванной деятельности.
У меня дома в небольшой библиотеке больше десятка книг Фаузии Байрамовой, две из них подарены ею с автографом и пожеланиями. Они особенно дороги мне, так как всегда почитаемая мною лидер национального движения самолично дает добро на благие дела, направленные на защиту интересов татарского народа. Как-то при встрече я задал ей вопрос следующего содержания: «Фаузия-апа, при вашем потенциале и возможностях вы со своим мужем живете в более чем скромном достатке (у них в квартире кроме старой мебели и многочисленных книг ничего особенного нет)». На что она ответила: «Да, при желании мы бы смогли жить в княжеских хоромах, но такой жизни нам не надо. Мы стремимся остаться независимыми и служить до конца своему народу». Этим все сказано, такое присуще только Ф. Байрамовой.
У французов есть героиня XV века Жанна д,Арк, возглавившая борьбу против британских захватчиков и завоевавшая независимость Франции. У татар есть Фаузия Байрамова, в целеустремленности ничем не уступающая великой француженке. Жанна д,Арк после победы над англичанами была предана анафеме и сожжена на костре (в королевских и высших религиозных кругах испугались ее авторитета), потом ее и родственников пожаловали дворянским титулом. В российских реалиях делается почти все, чтобы авторитет Байрамовой не зашкаливал слишком высоко и за ней не последовали тысячи и тысячи свободолюбивых сограждан – такое недопустимо!
Помнится: в начале 90-х годов прошлого столетия была выдвинута на соискание госпремии им. Г. Тукая кандидатура известного писателя Ибрагима Салахова, узника сталинских лагерей 30-х годов, за книгу о Колыме, если не ошибаюсь, с первой попытки он не прошел. А во второй раз его оппоненты отказались от премии в его пользу. И в итоге Ибрагим Салахов стал лауреатом (к слову, пришлось стать свидетелем жеста доброй воли И. Салахова в первом Всемирном конгрессе татар. Он перед многочисленной аудиторией снял со своего плеча дорогой чапан, подаренный ему по случаю юбилея казахстанским президентом, и положил на плечи делегата из США профессора Рифата Таби). Впоследствии те оппоненты тоже стали лауреатами. Может, нынешним претендентам также следовать такому примеру, а? Что выглядело бы совсем по-джентльменски. Согласитесь, у татарского народа нет такой другой личности, всецело отдававшей себя служению своей нации и готовой пожертвовать собой в любую минуту ради нее. Она достойнее всех достойных. И хочется верить, что комиссия по госпремиям объективно отнесется к кандидатам и остановит выбор на ее кандидатуре.
Фирдаус ХУЗИН.
Жаль, что «темным» силам было угодно во что бы то ни стало не провести на второй срок депутатства Ф. Байрамову, и они этого добились. Но эта неутомимая женщина боролась и продолжает бороться за справедливость. Никогда не боится сказать правду в глаза.________________
Да ее пытались очернить в 90-е обвинив " про детей от смешанного брака". Уже тогда в 90-е она призывала укреплять завоевания, отстаивала национальные интересы - отсюда уголовные дела и очерничельства. А если бы прислушались тогда к ее голосу, тогда бы не пришлось бы работать на москву и петербург, брикс и разные прожекты гд из-за которых живем так как есть.
Жаль, что «темным» силам было угодно во что бы то ни стало не провести на второй срок депутатства Ф. Байрамову
--------------------------------------------------
Очень-очень жаль.
Надо было дать выговориться татарскому аналогу украинки Фарион.
Это было бы то еще удовольствие.
А так загнали бабушку в угол, сделали из нее героиню.
Но еще есть же шанс. Пусть пишет и публикует всё.
Я за ее свободу выражений.
Это единственный сайт в России, где русские лезут в обсуждения дел другого народа, выливают тонны лжи и мерзости, но никогда даже не пытаются понять точку зрения татар и наладить какой либо конструктивный диалог. На страницах сайта как в капле воды отражаются безнравственная шовинистическая политика этого государства в отношении всех нерусских народов.
Guest, 21.11.2016 в 14:38
Русские обсуждают свои дела культурно и вежливо, не сочиняя и не выдумывая, а честно и искренне со знанием истории, а также с максимальным уважением и толерантностью к другим народам, в частности, татарам, которые здесь тоже бывают.
Если бы так было бы,это было бы хорошо. Но увы и ах. Русские один из народов на земле,которые не склонны учиться от других народов чему либо хорошему. Даже к хорошему их приходится принуждать силой. Что и делал Петр Первый.
Guest, 22.11.2016 в 08:53
Русские обсуждают свои дела культурно и вежливо, не сочиняя и не выдумывая, а честно и искренне со знанием истории, а также с максимальным уважением и толерантностью к другим народам, в частности, татарам, которые здесь тоже бывают.
=================================
Вот пример искреннего уважения русских к истории других народов.
"Про Куликовскую битву:
Орда темна и смуглолица, тысячерука, тяжела -
Она на запах крови шла, ей крови хочется напиться.
Угрюмы темники и злы, смердит прогорклый запах жира,
Уже заполнивший полмира под завывание муллы.
За многодневный переход Орда устала. Запад тлеет
Горят костры и тьма густеет, затих разноязыкий сброд.
Восходит желтая луна, на спинах преет шерсть овечья,
И песня недочеловечья над степью кружит, чуть слышна.
Не спят нукеры перед сечью, как будто зная: смерть близка.
На пламя смотрят: в лицах потных застыла древняя тоска
Полулюдей-полуживотных.
В.Якушев.
Guest, 25.11.2016 в 03:42
Вам не составит труда ответить на вопросы:
Кто такой В.Якушев?
Как у него имя-фамилия, кто он такой вообще? Какие книги написал В.Якушев и где их можно почитать?
Ни на один вопрос неспящий от старческой бессонницы "парень" не ответит. Потому что он выдумщик и тягает эту цитату к месту и не к месту.
Давайте, докажите, что такой человек В.Якушев - вообще существует или существовал.
Гугл же знает всё! Поищите и доложите. Иначе репутация лжеца и фантазера, подбирающего с помоек, навсегда закрепится за А....
Про Якушева N-время назад уже было все оговорено на этом сайте. Если тебе надо,открой архив и найди.
Guest, 25.11.2016 в 14:15
А вот и не правда!
Мною же были заданы эти же вопросы и он так же заткнулся, невразумительно и невнятно выдав ответ в таком же ключе.
А правда в том, что никакого В.Якушева не существовало в природе. Доказать обратное вам не удастся!
В.Якушев как персонаж книжки возможен, как реальный поэт - нет!!!