Памяти кобзаря
Памяти великого кобзаря Тараса Шевченко прошел вечер в казанском Доме дружбы. Звучали песни на стихи поэта, украинцы исполнили их в национальных костюмах. Евгений Савенко – председатель нижнекамской диаспоры «Вербиченька», провел экскурс с наглядными пособиями по биографии кобзаря. Оказывается, помещик Энгельгард, построивший первую казанскую обсерваторию для университета, был потомком того самого Энгельгарда, у которого служил крепостным мальчиком юный Шевченко и которого потом художник Брюллов, писатель Жуковский и др. выкупили от крепости. И кто знает, может, тот выкуп и был позже потрачен на казанскую обсерваторию. Начинал Шевченко как художник, именно благодаря этому дару его и выкупили и отдали на обучение в Академию художеств, стихи стали широко популярны гораздо позднее. Что значит для украинцев Тарас Шевченко? То же, что для русских Пушкин, как говорится, «наше все», и потому как про всякого знаменитого гения про него сочиняют анекдоты. Из современных авторов особо преуспел в этом киевлянин Олесь Бузина. В его книгах Шевченко представлен «во всей красе», кстати, увлекательное чтиво.
Таково уж свойство человеческое, кого больше любим, над тем и шутим. И еще интересно, что многие знаменитости, хоть проездом, хоть ненадолго оказывались в нашем городе. И нынешний вечер приурочен к памятным дням пребывания Шевченко в Казани. Известно, что Пушкин гостил у нас три дня, а вот кобзарь только два, а шуму-то наделали, до сих пор вспоминают, как о чем-то суперзначительном. Пушкин здесь собирал материал для своего романа, а Шевченко написал несколько картин из цикла «Виды Казани» и посвятил пару строк городу в своем дневнике. И все-таки это хороший повод собраться украинцам и попеть свои песни и потосковать о своем. Председатель казанской диаспоры Любченко крутился волчком, пытаясь угодить именитым гостям из Москвы и других городов, что присутствовали на вечере. И это неудивительно, артистизм, как и гостеприимство, свойственны украинскому народу. И снова звучали песни, стихи и в исполнении вымуштрованных старательных деток в украинских костюмах. Зал большущий, но полупустой, новый Дом дружбы еще мало освоен, но все же есть где развернуться в будущем. Спасибо администрации города за такой подарок.
Елена ЧЕРНЯЕВА.
"Спасибо партии за это..." - так и хочется отсебятину внести.
А вообще Шевченко для татар мог бы быть не заезжей диковинкой, типа Пушкина, а маркером аналогичной борьбы украинского народа за независимость. Любопытно, что в 1917 году крупнейшими поставщиками новостей по национальному вопросу были украинцы и татары. Это я говорю на основании губернских казанских газет. Были, все таки, точки соприкосновения между татарами и украинцами
Украинцам тоже запрещали учить свой язык в школах. Сталин после войны хотел выселить всех украинцев в Сибирь. "Однако их слишком много" - говорил Сталин. И голодомор в Татарстане был не меньше, чем в Украине.
У Тараса Шевченко есть строки, написанные с симпатией по отношению к татарам, которых он видел в ссылке в Казахстан.
Украинцы с симпатией относятся к татарам и в их учебниках пишут, что у украинцев много тюркских корней. Можно не соневаться, что Украина одной из первых признает свободный Татарстан, если такое случится. В Казани нужно поставить памятник Тарасу Шевченко и назвать улицу.
Есть спорная книга Олеся Бузины "Вурдалак Шевченко". В интернете можно найти.
А с статье сквозит некая неприязнь к украинцам - " вымушрованные детки", "вертелся волчком", "наделали шуму". Русские никого не любят.
Автор -украинка. Но у украинцев всегда были формы матриархата. Их женщины более лихие, напористые, склонные к доминированию в семье. Юля Тимошенко конечно армянка с фамилией Григян, но ее культ в Украине не случаен.
Мать Юлии Владимировны Тимошенко — Людмила Николаевна Телегина (в девичестве — Нелепова), родилась в 1937 г. в Днепропетровске. Отец — Владимир Абрамович Григян, родился в 1937 г. в Днепропетровске (национальность по документам — латыш), во время оккупации проживал с матерью Григян Марией Иосифовной 1909 г. р., а отца звали Абрам Кельманович Капительман 1914 г. р. Прадедом Тимошенко был Иосиф Иосифович Григан(национальность латыш), родился в Риге в 1884 году, в 1914 году переехал в Екатеринослав (Днепропетровск), где работал проводником на железной дороге. Впервые был арестован в 1937 году; повторно арестован в 1938 году и репрессирован (в обвинительной части уголовного дела было сказано: «Григан, дискредитируя советскую власть среди рабочих, восхвалял хорошую жизнь рабочего класса в фашистских странах: Германии и Польше»); отбыл 10 лет лагерей - реабилитирован в 1963 году. Его жена — Григан Елена Титовна 1893 г. р., украинка, из села Мартыновка (Кишеньковского уезда Полтавской губернии).
О своём этническом происхождении Тимошенко сказала: «У меня по линии отца все латыши до десятого колена, а по линии мамы — все украинцы до десятого колена».
Вот тебе и армянка! Кем там были все предки у Юлии Тимошенко - латышами или украинцами - еще вопрос, а вот то, что Авраам породил Исаака, Исаак породил Иакова, ну и так далее - это известно всем!
Владимир Абрамович Григян - латыш? А что говорят сами латыши?
Вчера мы с мужем были в Доме Дружбы на вечере памяти Кобзаря.Что можно сказать, спасибо гостям-артистам за доставленное ими удовольствие услышать настоящее искусство, пение украинских песен истинно профессионалами.А исполнение фольклорных песен, произведений на гуслях и кобзе- выше всяких похвал! Спасибо за доставленное удовольствие.А вот местные организаторы слабо подготовились, к сожалению.Надеемся, что 200-летие Т.Г.Шевченко будет отмечено на высоком уровне в городе с освещением события на Эфире,ТНВ, с присутствием руководителей города.