"Орда" (впечатления)
В сентябре 2012 г. на экраны вышел художественный фильм «Орда» (рабочее название «Святитель Алексий»). Сюжет фильма связан с поездкой в августе 1357 г. митрополита Алексия в Орду для лечения царицы Тайдулы, матери царя Джанибека. Это реальное историческое событие в фильме показано следующим образом.
Царица Тайдула внезапно ослепла. Ее пытались лечить разные колдуны и врачеватели. Ничего не помогло. Тогда Джанибек посылает гонцов в Москву за «русским колдуном» митрополитом Алексием, угрожая, что если тот не прибудет в Орду, то Москва будет сожжена. Алексий знает, что вылечить Тайдулу он не в состоянии. Однако по просьбе князя Ивана Ивановича в сопровождении слуги Федьки едет в Орду. Около больной Тайдулы он молится, пытается лечить, а точнее, имитирует лечение, но сам не верит в благоприятный исход. Когда бесполезность Алексия стала очевидна, Джанибек в бешенстве приказывает раздеть его донага, отобрать все (в том числе Федьку) и выгнать из города. Алексий длительное время ходит по степи, работает вместе с невольниками, подвергается всевозможному насилию, насмешкам и оскорблениям от ордынцев и рабов. Его хотят убить, но этого не допускает приближенный Джанибека. По приказу царя он следит, чтобы Алексий не умер раньше времени. Джанибек хочет сжечь Москву и насладиться страданиями, которые причинит при этом Алексию. В общем, полный набор татарских зверств. Брошенный всеми Алексий лежит без сознания и готовится отойти в лучший мир. В это время к нему приходят посланники царя и сообщают, что Тайдула прозрела. Видимо, после того как Алексий не смог помочь, Тайдулу никто не лечил, а в силу каких-то причин наступило улучшение зрения. Наивные татары приписали чудо колдовству Алексия. Ему вернули одежду и верного Федьку, подарили лисью шубу, посадили их на коней и отпустили в Москву.
В действительности данный сюжет полностью не соответствует исторической правде. Грубо искажены реальные отношения между Ордой и Русью, сфальсифицированна политика правителей Орды в отношении Русской православной церкви.
Прежде всего грубому искажению подверглась история исцеления Тайдулы святителем Алексием. Сам он показан, как достаточно никчемная личность, не верящая ни в себя, ни в бога.
В действительности митрополит Алексий (1293 – 1378 гг.) был, пожалуй, самым выдающимся политическим и религиозным деятелем Руси ХIV в. Являясь митрополитом Киевским и всея Руси, он более двадцати лет управлял Московским княжеством (в церковных текстах его именуют «митрополитом Московским и всея России»). Алексий сумел отразить агрессию против Москвы со стороны Литвы и сохранить единство Русской православной церкви. Его политика способствовала окончательному закреплению Великого княжения за московскими князьями, что ускорило создание единого Русского государства. Алексий не дожил до 1380 г., но воспитал будущих героев Донского побоища князей Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича Храброго. Он создал союз русских князей, которые вывели свои полки на Куликово поле.
Философско-религиозные труды Алексия оказали большое влияние на Русскую православную церковь. Он обладал медицинскими познаниями и лечил не только духовные, но и телесные болезни. Люди того времени воспринимали мир через религию и верили, что праведники способны по воле божьей творить чудеса. Вера в чудо наряду с медицинской помощью иногда позволяла излечиться от самых тяжелых болезней. Уже при жизни Алексий слыл праведником и чудотворцем. Через 50 лет после смерти он был канонизирован. Джанибек и Тайдула, приглашая Алексия, верили в его чудесные способности, тем более что были с ним знакомы. Улаживая политические и религиозные дела, Алексий неоднократно бывал в Орде.
Подробно о поездке Алексия для лечения Тайдулы рассказано в «Житии святителя Алексия, Митрополита Московского»:
«Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию, что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.
Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон – увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину».
Как видим, обстоятельства поездки Алексия, изложенные в житии, разительно отличаются от показанного в фильме. Совпадает только один момент: угрозы Джанибека войной в случае отказа Алексия прибыть в Орду. Однако думаю, что в реальности не было и этого. Житие – это не хроника, а поучительный рассказ о выдающейся личности, его основная цель – преподать читателю урок, заставить восхититься духовным подвигом. Автор жития хотел показать, что верой в Бога Алексий совершил чудо и отвел от своей земли большую беду. В действительности у Джанибека не было необходимости подкреплять свой приказ угрозами. Алексий был его подданным и обязан был выполнить распоряжение царя, тем более что в Орде он бывал неоднократно.
Помимо жития имеются и другие исторические источники, указывающие, что Алексий ездил в Орду и исцелил Тайдулу. Сохранился ярлык, выданный Тайдулой митрополиту Алексию в ноябре 1357 г., согласно которому Русская церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По преданию, Тайдула в благодарность за исцеление также подарила Алексию земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем. Впрочем, некоторые историки этот факт оспаривают.
К сожалению, в фильме искажению подверглась не только история излечения Тайдулы. Все, связанное с Ордой, ее жителями, ее правителями, показано в исключительно негативном свете. Для этого использованы все возможности кино, от общих планов, до облика и поступков отдельных героев, как основных, так и второстепенных.
Для того чтобы понять, что в те времена представляла Орда, следует напомнить, что в середине ХIV в. в ее состав входили Крым, Причерноморье, Поволжье, Северный Кавказ, Казахские степи, Хорезм, Урал и Западная Сибирь. Татарам платили дань Русь, Болгария, Сербия, Византия и много другие страны и народы. Тюрки так и называли эту страну – Улу Улус (Великое государство). Иногда о нем говорят, как об «Улусе Джучи» (Джучи – сын Чингисхана, потомки которого правили Улусом). В ХVI в., когда Орда уже погибла, то русские, вспоминая об этой, ставшей легендарной, стране, дивясь ее былому величию и славе, стали добавлять эпитет «Золотая». Под названием Золотая Орда это государство и вошло в историю.
Столица Орды – Сарай аль-Джедид (Новый дворец) славился великолепными дворцами, мечетями, садами, банями. Это был город с бесчисленным количеством купцов и ремесленников, где шла торговля с Европой, Малой Азией, Багдадом, Ираном, Египтом, Индией, Китаем. Городов, равных Сараю, на Руси и в Западной Европе не было. Всего в Орде было более 100 больших и малых городов.
Однако в фильме Орда – это бескрайние степи, по которым шатаются люди без определенного занятия. Не страна, а сплошное недоразумение. Сарай показан как нечто гигантское и несуразное. Он заселен исключительно нищими и попрошайками. Ничто не напоминает в нем столицу мировой державы.
Царь Орды Джанибек (правил в 1342 – 1357 гг.) показан крайне грубым и примитивным. В начале фильма он убивает своего брата Тинибека, затем любуется убийством пленных, а в конце умирает во время очередного дикого праздника. Это не государь великой страны, а хамоватый бандит с большой дороги. В действительности Джанибек, «Добрый» (так назвали его русские летописцы) был крупным государственным деятелем и выдающимся полководцем. Восточные источники и русские летописи связывают с его именем целый ряд мер по усилению роли ислама, укреплению городов, поощрению научного и художественного творчества, расширению владений государства. Будучи мусульманином, Джанибек не обижал и христиан. При нем практически прекратились набеги на русские земли, а епископ Русской православной церкви в Сарае Иоанн пользовался таким авторитетом, что неоднократно представлял Орду при общении с другими странами (в основном христианскими). Об этих сторонах деятельности Джанибека в фильме нет ни слова.
Его приближенные также убивают всех подряд, превосходя в этом даже своего предводителя. Так, выгоняя от Тайдулы очередного знахаря, Джанибек говорит придворному сделать так, чтобы он его больше не видел. Тот вывел несчастного из царской юрты и зарезал. Джанибек вздыхает: «Я разве просил его убивать, что за народ, дикий народ…»
Выходит, что и вся Орда – это дикий народ. В фильме вообще все сцены с участием татар связаны с насилием, издевательствами над людьми, в основном русскими, убийствами.
В истории Орды царица Тайдула (? – 1360 г.) занимает особое место. На протяжении почти 40 лет она сохраняла огромное влияние на все дела государства. От нее даже зависело, кто займет трон. Ее поддержка позволила Джанибеку в 1341 – 1342 гг. в ходе борьбы за власть победить Тинибека и стать царем. Эта женщина самостоятельно вела дела Орды, принимала послов, выдавала ярлыки, творила правосудие. В поисках справедливости к ней обращались как к высшей инстанции. Недаром болезнь Тайдулы так взволновала Джанибека. Она была не только матерью, но и полноправным соправителем, ее болезнь нарушала всю систему высшей власти в Орде.
Однако в фильме эта выдающаяся женщина, стоящая в одном ряду с Елизаветой I Английской и Екатериной II Великой, показана примитивной и жестокой. Они ни разу не демонстрирует своих выдающихся способностей, зато подчеркнуто равнодушно воспринимает убийство сына Тинибека, с ее подачи татары устраивают массовое убийство пленных. Трудно понять, почему жители Сарая даже навоз ее лошади считают чудодейственным.
Совершенно не соответствует действительности сцена приезда татарских гонцов в Москву. На лошадях они въехали в храм, а русские, которым нанесено тяжкое оскорбление, продолжают молиться, как ни в чем не бывало. Затем гонцы подчеркнуто грубо разговаривают с князем Иваном Ивановичем, щелкают в его присутствии орехи, всем своим видом и поведением показывают полное к нему презрение. Вообще гонцы напоминают бродяг, а не гонцов великого государя.
В действительности Православная церковь пользовалась у татар большим уважением. Они знали, что русские стерпят личное оскорбление, но не простят осквернения святынь, и старались этого не допускать. (Очевидно, создатели фильма спутали посланцев Джанибека с группой «Пуси Райот».) В отличие от послов гонцы занимали в государстве достаточно низкое место, так как не представляли своего государя, а только передавали его волю. Грубить московскому князю им было «не по чину». Тем более что Иван Иванович являлся не только данником, но и родственником царя. Его дядя Юрий Даниилович был в свое время женат на Кончаке (Агафье) – тетке Джанибека. Татары и русские с таким родством считались.
В самом начале фильма, принимая послов Папы Иннокентия VI, царь Тинибек демонстрирует полное невежество. Он ничего не знает о католичестве и Папе, его интересуют только подарки.
Мог ли царь Орды быть таким невеждой? Татары постоянно имели дела с католиками (Польшей, Венгрией, Чехией, Генуей и т.д.). В Сарае у купцов из Европы был торговый двор с католической церковью. Отец Тинибека царь Узбек уделял большое внимание наукам, одной из самых полезных почиталась география. Вряд ли учителя не объяснили царевичу, где восток и запад.
Очевидно, что незнание царя не соответствует действительности, но этот сюжет должен подчеркнуть неграмотность и жадность ордынцев и всего Востока. Нужно также сказать, что Тинибек не мог принимать послов Иннокентия VI. Под этим именем Козимо Этьен Обер стал Папой в 1352 г. (через 10 лет после смерти Тинибека). Следовательно, невежество проявил не Тинибек, а создатели фильма.
Послы Папы сообщили Тинибеку, что не привезли ему подарков, так как по дороге их ограбили ордынцы. Могло ли такое произойти в действительности? На дорогах Орды были караван-сараи, где путники могли отдохнуть и запастись провизией. Наиболее опасные участки пути охранялись, существовала система ямщиков, которую в дальнейшем заимствует Русское государство. О спокойствии на дорогах Орды свидетельствуют многие путешественники. Так, итальянец Франческо Пеголотти в книге «Торговое дело», написанной в 1340 г., отмечал, что путь из Таны (город в устье Дона) в Китай через Орду вполне безопасен и днем и ночью. Арабский историк Ибн-Араб шах, побывавший в Орде в 30 – 40-е годы XIV в., писал: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вплоть до Крыма, а переход этот около трех месяцев». Если простые путешественники чувствовали себя безопасно, то что сказать о послах Папы? Видимо, они сами разворовали подарки, а свалили на татар. Впрочем, это вполне соответствует нравам католической церкви.
По ходу фильма гонимый всеми Алексий находит поддержку у послов Папы, которые оказывают ему помощь, дают одежду, предлагают у них остаться. Достаточно грубым приемом «цивилизованный» Запад противопоставляется «дикому» Востоку. Зрители фильма должны понять, что только Запад способен к помощи и состраданию, а Восток жесток и беспощаден. Кстати, Тинибек был убит в 1342 г., а Алексий лечил Тайдулу в 1357 г. Ничего не скажешь, задержались послы, за 15 лет не один Папа сменился.
Нелепости фильма можно продолжать еще очень и очень долго.
В заключение хочу сказать, что Золотая Орда сыграла исключительную роль в истории Руси. Много раз ордынцы вторгались в русские земли и жестоко их грабили, тяжелые дани разоряли Русь, многочисленные войны с ней вошли в генетическую память русского народа.
Вместе с тем власть Орды способствовала установлению на Руси порядка взаимоотношений между князьями, сокращению междоусобиц. Русские не только страдали от Орды, но и неоднократно получали от нее помощь при защите своих рубежей от литовцев, поляков, немцев и других захватчиков. Русь во многом переняла у Орды систему управления, был заимствован и высокий уровень веротерпимости. Через Орду русские установили связи со Средней Азией, Ираном, Китаем, Индией и другими странами Востока.
Русские называли монархов Орды царями, что соответствовало императорскому титулу на Западе. Когда Орда ослабла и распалась, то царский титул органично перешел русским государям. Приняв помазание на царство, Иван IV Грозный (по материнской линии потомок Джанибека) принял на себя и наследие Орды. Это помогло быстро присоединить бывшие ордынские владения: Поволжье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ. На Западе вообще не заметили замену Орды на Русь. Даже в ХVIII в. в Европе на географических картах Русское государство нередко отмечали, как Тартария или Татария.
Из Орды вышли многие знатные рода: Суворовы, Юсуповы, Аракчеевы, Аксаковы, Голенищевы-Кутузовы, Огаревы, Ахматовы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы, Карамзины, Тухачевские, Танеевы, Тимирязевы, Чаадаевы и другие. Верой и правдой они служили России.
Ни один народ не оказал на русских такого влияние, как татары. Без них русичи не стали бы русскими, а Русь – Россией. Русское государство по праву считается приемником Орды. История Орды – это часть истории России, часть истории моей Родины.
К сожалению, фильм «Орда» не способствует пониманию этой простой, но очень сложной истины. Главная мысль, проходящая красной нитью через всю картину, – это враждебность Востока, его дикость и вечная опасность для Запада. После просмотра возникает чувство стыда, отупения и какой-то беспросветной тоски. Наверное, такие же чувства будут испытывать наши потомки, созерцающие фильмы о бытии России под внешним управлением (иго-2), после поражения СССР в холодной войне.
А.А. КУЗНЕЦОВ.
г. Москва.
Неплохой анализ, а кто автор? Можно узнать о нем подробно? Тем более, что фильм на премию "Золотой орел" выдвигают.
Когда начинал читать, думал это писал татарский историк, а оказалось честный русский с не одурманенной головой. Лишь в одном месте не зачет - "тяжелые дани разоряли Русь". 10%(десятина)-тяжелый налог? Дань платила вся Золотая орда, чего то сами татары не жаловались на такой налог. Скорее сами князья под видом дани для татар разоряли своих подданных - пример Иван Калита по прозвищу "кошелек". К стати все древние монастыри и храмы построены во времена Золотой орды, а некоторые основали сами татары например Ипатьев Троицкий монастырь основал в 1330 г. татарский князь Чет, предок Годуновых.
Автор пишет:
"...Русь во многом переняла у Орды систему управления, был заимствован и высокий уровень веротерпимости".
__________________________________________________
На самом деле высокий уровень веротерпимости Русь
не заимствовала, а наоборот всегда преследовала и уничтожала людей иной веры - мусульман.
Мусульман Русь ограничивала во всем - в образовании, брала большие налоги, унижала.
Мусульман сжигали на кострах, замораживали раздетыми зимой на морозе,обливая водой, и превращая людей в глыбу льда! Их пытали, морили голодом, насиловали женщин и детей - только за то, что они не хотели креститься!
Золотая Орда по сравнению с Русью - это образец нравственности, веротерпимости и толерантности!
А 10 % налог, который брала Золотая Орда с Руси - разве это непосильная дань???
Это же смешно!
Если сейчас Россия с Татарстана берет 85 % налогов, то это же настоящий грабеж!
До Золотой Орды, до ее культуры и справедливой политики России еще очень далеко!!!
Татарские сепаратисты объявили 2013 год "Годом Батыя"
Лидер СТМ "Азатлык" Наиль Набиуллин. Фото: tatar-tribun.ruЛидер СТМ "Азатлык" Наиль Набиуллин. Фото: tatar-tribun.ru
Союз татарской молодежи "Азатлык" ("Свобода") объявил 2013 год "Годом Батыя". В этой связи активисты СТМ планируют целую череду акций, посвященных личности жестокого монгольского завоевателя (1209-1256), внука Чингиз-хана, вошедшего в историю своим опустошительным походом на Волжскую Булгарию, Русь и Восточную Европу.
Как сообщил ИА REGNUM лидер "азатлыковцев" Наиль Набиуллин, планируется регулярно проводить пикеты "в честь сожжения какого-нибудь русского города - Москвы, Рязани, Суздаля, Владимира, Козельска". Кроме того, активисты СТМ намерены раздавать календари, открытки и значки с изображением основателя Золотой Орды, которую в СТМ считают "подлинной федерацией, в отличие от нынешней России", а также устраивать "творческие вечера, публичные лекции и издавать книги о героическом подвиге нашего хана Батыя".
"Основная цель проведения Года Батыя - показать силу и мощь татарской нации, напомнить о великих периодах татарской истории, мощи татарского оружия, когда вся Русь и Европа дрожали от копыт коней татарских воинов и свиста их стрел. Через такую фигуру, как хан Батый мы поднимем дух и национальное самосознание татар", - заявил Набиуллин.
Инициатива татарских национал-сепаратистов уже вызвала резкое осуждение у представителей булгаристов (считающих современных татар потомками волжских булгар - прим. ИА REGNUM). В частности, Руслан Лукманов из Уфы заявил, что кампания СТМ "Азатлык" направлена на оскорбление предков ныне живущих в Поволжье татар. "Средневековая Волжская Булгария, мирно соседствующая с русскими княжествами, подверглась кровавому завоеванию Батыем, а "азатлыковцы" собираются восхвалять тех, кто уничтожал их предков", - сокрушается Лукманов.
Возмущены инициативой и представители мусульманского духовенства Татарстана. Имам мечети "Гали" из села Татарская Тумбарла (Бавлинский район) Ильдар Шамсутдинов заявил, что национализм "азатлыковцев" является "признаком слабого ума и отсутствия нравственности". Деревенский мулла процитировал пророка Мухаммеда, который сказал, что "пусть люди перестанут хвастаться своими предками, либо они будут перед Аллахом более презренными, чем жук, который ковыряется в навозе". Имама шокирует стремление СТМ "Азатлык", члены которого позиционируют себя как мусульмане, восхвалять язычника Батыя, разгромившего мусульманскую Волжскую Булгарию.
Однако "азатлыковцы" просят не воспринимать Батыя только как "убийцу мусульман". Например, председатель набережночелнинского отделения СТМ "Азатлык" Ильмир Салихов заявил, что "не стоит делать сильный акцент на противостоянии язычества и ислама". "Завоевание Волжской Булгарии, как этап в истории татар, один из поворотных моментов в становлении нашей нации, - считает Салихов, - в период Золотой Орды татарская нация поднялась на новый уровень. Ведь Бату-хан лишь завоевал территорию, а не боролся с исламом, не навязывал язычество". По словам Салихова, "нам, татарам, сейчас нужны символы объединяющие нацию, а Батый как раз заложил наши основы".
Более старшие товарищи из Татарского общественного центра (ТОЦ), принципиально одобрив инициативу СТМ, предложили расширить перечень фигур, которых необходимо прославлять в Татарстане. Лидер набережночелнинских тоцевцев Рафис Кашапов (считавший себя другом Шамиля Басаева - прим. ИА REGNUM) готов идти на компромиссы: "У нас великих личностей в Волжской Булгарии и Казанском ханстве было немало, их надо тоже возвеличивать".
В роли адвоката Батыя выступил и главный редактор интернет-портала "Орда-Online" Искандер Ахмедов, назвавший монгольского хана, топившего в крови и выжигавшего русские города, "градостроителем, покровителем культуры и искусства", "великим защитником и другом православной веры и Руси". По мнению Ахмедова, "вхождение земель бывшей Волжской Болгарии в состав Золотой Орды было благом: они стали неотъемлемой частью великой империи, приобщились к великой культуре".
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов считает, что подобными кампаниями национал-сепаратисты внедряют сейчас в общественное сознание татар "антироссийские и конкретно - антирусские настроения". "Выбирая в качестве очередного героя того, кто массово уничтожал русский народ, национал-сепаратисты в Татарстане формируют этноконфликтную историческую память у татар", - говорит эксперт. Он уточнил, что свое вдохновение креаторы наподобие Набиуллина черпают из учебников и псевдонаучных книг по истории, которые вот уже 20 лет пишут и издают в Академии наук Татарстана.
Следует отметить, что весь 2012 год СТМ "Азатлык" отмечал "Год Батырши" - предводителя крестьянского восстания середины 18 века. Особый упор был сделан на том факте, что башкирский мулла Батырша (Абдулла Галеев, 1710-1762) "объявил джихад Российской империи". Тогда на организацию пикетов, митингов, изготовление календарей, значков, открыток и издание книг "азатлыковцы" собрали 300 тысяч рублей. Об этом Наиль Набиуллин заявил в своем недавнем интервью радио "Свобода". Кто является спонсором мероприятий "Года Батыя" в Татарстане, Набиуллин пока умалчивает.
ИА REGNUM
|| Особый упор был сделан на том факте, что башкирский мулла Батырша (Абдулла Галеев, 1710-1762) "объявил джихад Российской империи". ||
Если бы вас, христиан власть начала сжигать, насиловать, топить в прорубях под видом "приобщения к исламу", отбирать детей, жен и отдавать их на поругание грязным и вонючим солдатам, разрушать церкви, изгонять вас в болота, топи, а в ваши жилища вселялись мусульмане - вы начали выть и скулить или браться за вилы и взывать к отмщению?
Еврейский Регнум, где находят пристанище ФСБ-шные отморозки Сулеймановы - всем известное отмороженное издание.
Извиняюсь, за то, что писал несколько месяцев назад. В газете ЗП отсутствует легко обрабатываемый архив обсуждений, поэтому повторяюсь:
Историческая справка:
К вопросу о Золотой Орде:
В Золотой Орде не хватило одной малости: демократической процедуры перевыборов хана через каждые 5-7 лет. Поэтому, после достижения ею высшей точки развития в середине 14 века, началась гражданская война: ибо хана можно было смесить лишь убив.
Золотая Орда , естественно, не являла примера демократии (где, однако, в те времена можно найти примеры демократии и гуманизма! ). Но Золотая Орда и не была столь вертикальной как Московия, возникшая после ее развала. Во времена Золотой Орды ее различные улусы, в том числе и русские княжества, пользовались огромной самостоятельностью. Местные династии не выкорчевывались полностью. Не было цензуры на писание летописей. Не было религиозных гонений, запретов на профессии, депортаций коренного населения и сумасшедшего противостояния с Западной Европой, ни культурного, ни религиозного. В Золотой Орде не было и крепостного права. В Новгороде и Пскове, к примеру, бывших зависимыми от Золотой Орды, процветала средневековая демократия именно во времена Золотой Орды.
Причиной распада Золотой Орды, как и остальных родственных государств, возникших из империи Чингизхана, явилась гражданская война между чингизидами, возникшая в середине 14 века. В Золотой Орде она возникла после смерти хана Узбека и длилась почти век . Об этом упоминается во всех достаточно подробных российских учебниках истории как о “великой замятной”. Чингизидов стало много. Золотая Орда стала чрезвычайно богатой, распределение богатства по различным слоям общества существенно зависело от хана. Сместить правящего хана можно было лишь его убив. Династические права на ханский престол у большинства чингизидов были примерно одинаковы. За каждым стояла своя партия ордынских феодалов и непобедимая татарская конница. Страшная чума 1346 года в Золотой Орде, нарушившая прежнее и без того хрупкое распределение баланса сил, дала старт началу длительной гражданской войны. Мамай, Куликовская битва, Тохтамыш, Идегей, Тимур, - ее заметные и известные эпизоды.
На Куликовской битве, кстати, интересы Золотой Орды были представлены войсками под общим руководством Дмитрия Донского, получившего приказ хана Золотой Орды Тохтамыша подавить мятеж Мамая, пытавшегося в это время отколоть западную часть Золотой Орды. В дальнейшем на этой территории образовалось Крымское ханство. Поход Тохтамыша на Москву 1382 года был связан, как мне кажется, с тем, что в Москве возник мятеж против власти Дмитрия Донского. Москву, как известно, защищал вовсе не Дмитрий Донской, а литовский князь Остей. Хан Тохтамыш пришел спасать своего верного вассала. Подавил восстание, оставил Дмитрия великим князем и сборщиком дани с русских княжеств подданных Золотой Орды и после подавления мятежа. Последнее, очевидно, было бы невозможным будь Дмитрий Донской руководителем антиордынского мятежа.
Гражданская война длилась долго и была кровопролитной. Чего стоит лишь сильнейший разгром Тимуром Золотой Орды! Началась эмиграция многих татарских родов в Польшу, Литву, Румынию, Московию. В 1428 и 1429 годах, два года подряд, в татарских улусах Золотой Орды был сильный неурожай, падеж скота, голод и мор вызванные сильнейшей жарой и засухой. В 1430 году Золотую Орду вновь накрыла страшная чума. Золотая Орда распалась на Астрахань, Казань, Крым и Большую Орду.
Далее, как известно, самоуправление во всех русских княжествах в течении нескольких десятилетий было ликвидировано Москвой во времена Ивана III и Зои Палеолог с многочисленной византийской свитой. Местные старорусские аристократические династии были практически полностью уничтожены. Пошла новая идеология: Москва – Третий Рим. Везде стало утверждаться крепостное право, ксенофобия, суверенные пути развития, постоянное вставание с колен, психология осажденной крепости ...т.е. византийская вертикаль, с системных кризисом которой сегодня мы и имеем дело.
Власть должна быть распределенной, регулярно переизбираемой и ограниченной во времени. Только в этом случае возможно стабильное развитие без серьезных социальных перекосов.
О византизме:
Византия возникла в 324 году с целью преодоления глубочайшего системного кризиса, в котором в целом оказалась рабовладельческая Римская империя тех времен. Византия, поэтому, изначально родилась с психологией “вставания с колен”. Далее в 476 году происходит окончательное падение Западной Римской империи и наступает конец рабства на Западе. В Византии же сохраняется рабство и вся ее дальнейшая история – попытки модернизации рабства. Здесь следует искать истоки “собственных суверенных путей” и постоянного политического и культурного противостояния с Западной, “варварской” Европой. Отсюда же следует искать и истоки жуткой ксенофобии и нетерпимости ко всему окружающему, мировоззрения “осажденной крепости”.
“Город городов, светоч вселенной, слава мира, мать церквей, покровитель всех искусств и очаг красоты”, так характеризовали Константинополь византийские политтехнологи тех времен. Действительно, в 8-10 веках Константинополь был много крупнее любых Парижей и Лондонов. Однако, Константинополь оставался столицей рабовладельческого государства. Византия была центром скупки рабов. За тысячу лет существования в Византии не получили сколь-нибудь заметного развития естественные науки. Все образование было под сильнейшим контролем церкви. Отсюда постоянный антиинтеллектуализм, имеющий место и в России начиная с времен Ивана III и Зои Палеолог.
Современная Наука – дите западного Гуманизма, Реформации и Просвещения. Она на уровне инстинкта воспринималась и воспринимается в России как часть Западной культуры. Наука в России никогда не рассматривалась как часть культуры общества. Со времен Петра I ее терпели лишь в той мере, коей она способствовала появлению пушек, бомб и ядов.
Спасибо, уважаемый Aqbars!
Интересно было почитать!
Молодец, Акбарс! Очень своеобразный, но максимально точный разбор русско-византийских "полетов".
В подтверждение надо приложить список наиболее отсталых европейских наций - именно тех, что исповедуют православие. Как то: Греция, Болгария и прочие ошметки Византии.
Фильм "Орда" - это не просто один фильм, а один из множества фильмов, книг, статей, написанных русскими шовинистами в расистском духе. Еще в школе, помню, удивился, когда встретил в школьном учебнике (!!!) пресловутую пословицу про "незваного татарина". А когда встретил стихотворение с призывом биться с татарвою, уже не удивился.
Да, я тоже всегда удивлялся, что начиная со школьной скамьи, всем детям в России умышленно и методично прививается лютая ненависть к татарам пропагандой фальсифицированной истории!
Причем разжигается межнациональная рознь и ненависть ведь на государственном уровне!
Т.е. с детских лет детям вдалбливают, вбивают в головы ненависть к татарскому народу!
И после всего этого, шовинисты даже не хотят допускать мысли, что татары стремятся быть свободными, чтобы не подвергаться оскорблениям и унижениям с детских лет!
И даже сейчас ведь, в период якобы демократии в России, не то, чтобы прекратилась антитатарская пропаганда, а наоборот, она даже многократно усилилась!!!
Так что самый оптимальный и реальный выход только один - лучше нам жить отдельно, чем в одном колхозе под названием Россия!!!
Благополучие, достоинство и здоровье дороже, чем терпеть бесконечные унижения и оскорбления!!!
Знаете, когда я понял, что дни СССР сочтены?
В 1979 году, когда на правительственном уровне было принято решение в сентябре следующего года праздновать 600 лети Куликовской битвы.
Мое мнение о Куликовской битве:
Роль Куликовской битвы в распаде Золотой Орды примерно такая же как боев на Малой Земле во времена ВОВ. Был небольшой эпизод почти в столетней гражданской войне разразившейся в Золотой Орде вскоре после смерти хана Узбека.
Кстати, в татарском народном эпосе "Идегей" описывающем в поэтической форме распад Золотой Орды нет ни Мамая, ни Дмитрия Донского, ни Москвы, ни героической борьбы русского народа под руководством московских князей с нашим игом. Поэтому, как мне кажется, "Идегей" был запрещен в советское время вплоть до Перестройки.
На Куликовом поле, подозреваю, никакого особого разгрома Мамай не получил.
Его основным соперником был законный правитель Золотой Орды, улуса Джучи, Тохтамыш. Сил у Мамая было явно маловато, в противном случае он не дожидался бы войск Ягайло и рязанского Олега. Войска под руководством Дмитрия Донского были далеко не главными силами Тохтамыша. Где находился Тохтамыш с главными силами к моменту начала Куликовской битвы Мамай, похоже, не знал.
8 сентября 1380 года утро на Куликовском поле было туманным и пасмурным. Поэтому Ягайло и Олег не успели привести свои войска. Битва началась поздно, часов в 11, в 12.
К часам 3, 4 дня основные силы Дмитрия Донского были разбиты.
Засадный полк Донского Мамай ошибочно принял за подходящие основные силы Тохтамыша. Мамай не стал рисковать своей гвардией и увел свои войска с Куликова поля.
Разбит в реальности он был позднее основными силами Тохтамыша при битве не Калке.
Эпос о Мамаевом побоище на Куликовом поле был сочинен уже много после распада Золотой Орды, во времена Ивана III и Зои Палеолог.
Спасибо, у Вас всегда ценные и интересные заметки, уважаемый Aqbars, 12.01.2013 в 22:29!
Дни империи Зла сочтены, это однозначно!
Это историческая неизбежность и объективная реальность!
Кузнецову спасибо! Одно уточнение: налоги в Орде был разным - для земледельцев 1.5%, для торговцев до 10%, освобождались от налога лекари, юристы, учителя, ученые и все религиозные учреждения и Ислама и Православия др.
Д.Песков в своей книге "Железный век" перечисляет 88 крупных строительств на руси: монастырей, соборов православия и тд. построенные при Орде и не одного разрушения. Очень доказательная книга Наследие татар Г. Енекиева - надо прочитать.
А какие ученые были тогда? И сколько их было? Перечислите открытия, пожалуйста.
, 13.01.2013 в 07:29
А какие ученые были тогда? И сколько их было? Перечислите открытия, пожалуйста.
==========
А какие ученые были ДО "татарского ига" ? И сколько их было? Перечислите открытия, пожалуйста.
О влиянии мусульманской культуры и науки на европейскую культуру и науку:
http://islamnaneve.com/mpage.php?p=science/middle
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/10.php
http://athan.ru/archives/633
http://islam-today.ru/world-of-islam/
http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/islam/civilization/culture.htm
http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/islam/civilization/civil.htm
Ислам и науки:
http://www.youtube.com/playlist?list=PLEB02FC0B5B4B948D
www.youtube.com/watch?v=UF0JXulyUOY
www.youtube.com/watch?v=cSLE-ZD5tt0
www.youtube.com/playlist?list=PLkrU98YEuxfum..
www.youtube.com/watch?v=igmz4HMeIMs
www.youtube.com/watch?v=i_9vgv2xzcg
www.youtube.com/watch?v=ae1iAAd0i0I
www.youtube.com/watch?v=-EH2CQ4vhao
www.youtube.com/watch?v=i5o8ucchfTM
www.youtube.com/playlist?list=PLB99E68C81AFCB510
http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://www.commongroundgroup.net/2012/11/02/islamic-science-paving-the-way-for-modern-astronomy/&ei=Ga3yUIilMMWH4gTXoIGYDw
http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://books.google.com/books/about/Lost_History.html%3Fid%3DMO1EbSdo-HMC&ei=Ga3yUIilMMWH4gTXoIGYDw
Уважаемые татары! Не называйте угро финскую московию Русью, Русь одна Киевская. Московские князья платили дань и были вассалами татарских ханов.Киевская Русь входила в состав Литовского княжества и была независимым от золотой орды государством.Киев не раз грабился и разорялся московитами, при поддердки золотой орды. Петр первый дабы отречся от татарского прошлого (как собственно и от своих корней, а при нем еще платили дать,если вы не знаете)приказал называть бывший татарский московский улус Русью. Екатерина переписала историю с помощью немецких горе - историков,уничтожив и подделав документы...
Уважаемые! И русские, что булгары и многие народы побывали в зависимости от моногол и желающие могут выборочно "гордиться" своим М.ордынским (татарским) прошлым. "Татарство" же навязали булгарам, которые как раз таки в свое время всыпали по нервое число степным корсарам. И кстати, даже их победу при "бараньей битве" пытаются приписать к себе чувашские "спесиалисты", на которых часто ссылаются некоторые "аналитики"- булгароненавистники.
Не зря наверное появилась на Руси фраза - "Иван не помнящий родства". Булгары называли манкуртов "ибанистами", "ибанутыми".
Несомненно, вы "татарские наследники", подконтрольные московскому улусу
Кистень шел бы ты к суасам и доказал бы им кто из вас истинный булгар. К стати чуваши считают себя чувашими, а булгар считают своими предками
Мы собираем подписи под Обращением о запрете широкой демонстрации этого фильма: http://mtss.ru/im13/ Вот это реальное дело за отстаивание интересов своего народа!
"чуваши считают себя чувашими, а булгар считают своими предками"
Ты хоть чухнул что ляпнул, приятель?Очень многие считают булгар своими предками, в первую очередь татарчеки-кровопийцы примазываются.
Чуваши сами разберутся в своих делах, их ытаются использывать в грязных информ. Будь спок относительно чувашей, с ними мы не раздеремся
А на этот фильм-пасквиль первыми отреагировали опять же булгары. Если не вкурсе поищи инфу про блгарский культурный центр Ульяновска. И не командуй сдесь, как дома. До чего же вы изнеженные создания, избалованны, обласканне. Слово им поперек не скажи, серкәгез су күтәрми
Катастрофическую роль в истории тюрко-татар сыграло создание Касимовского ханства.
Оно было создано примерно в 1445 году бывшим ханом Золотой Орды Улуг Мухамметом после разгрома войск московского князя Василия II. Первым правителем этого ханства, вначале зависящего от Казанского ханства, был сын Улуг Мухаммета Касим. Далее Москва переиграла дипломатически Казань и Касимосвское ханство становится марионеткой московского империализма. Очень удобной для московских князей: касимовский хан - чингизид, следовательно имеет легитимное право на всю территорию Золотой Орды. Московские князья, насколько я понимаю, формально признавая себя зависимыми от касимовского хана и выплачивая ему дань, от его имени начинают завоевательные походы. Золотая орда распалась к 1440 году. Меньше всего в ее распаде был заинтересован московский князь, ибо со времен хана Узбека московскому князю было разрешено собирать дань со всех русских улусов Золотой Орды.
После распада Золотой Орды Москва при помощи касимовского хана вначале уничтожает самостоятельность всех русских княжеств, затем и татарских ханств. Почему же хан Узбек разрешил московскому князю собирать дань со всех русских улусов? Ответ очень прост: русские улусы Золотой Орды были ее наиболее отсталой частью. Дань, т.е. федеральный налог, они большую платить не могли. Доставляли больше хлопот, чем пользы. Князья русские приезжали в Сарай, дани привозили не очень много, зато вечно друг на друга жаловались и доносили. Что бы упростить жизнь Узбек и поручил князю наиболее слабого и отсталого княжества собирать дань и отвозить в Орду.
Распад Золотой Орды произошел из-за самоубийственной системы смены ханской власти, приведшей почти к 100 летней гражданской войне. Даже на позднейшей стадии распада Золотой Орды имперская интоксикация миропонимания воюющих друг с другом чингизидов не позволила им увидеть, что они становятся марионетками соседних вассальных государств, которых они в былые времена и в грош не ставили.
Для успешного и длительного развития государства принципиальным моментом является наличие регулярного и мирного механизма смены власти. Власть, как и нижнее белье, нужно регулярно менять.
Деспотические авторитарные режимы быстро приводят к отрицательному отбору. Далее застой в развитии государства с его последующим неизбежным распадом. Расцвет и закат Золотой Орды отличная иллюстрация этого положения.
Aqbars, 15.01.2013 в 11:07
Дань, т.е. федеральный налог, они большую платить не могли.
То есть, собранная дань потом, хотя бы частично,возвращалась в места, где она была собрана? Строились больницы,содержалась дружина князя, а может субсидии местным землепашцам выдавались? С таким же успехом бандитский рэкет можно назвать местным налогом.
У вас, батенька, фантазия разыгралась на почве национального комплекса.
Власть, как и нижнее белье, нужно регулярно менять.
Что же вы это не сказали в свое время (да и сечас, судя по всему еще не поздно) Шаймиеву?
А какие ученые были тогда? И сколько их было? Перечислите открытия, пожалуйста.
ВЫ НАВЕРНОЕ ПРИЗНАЕТЕ УЧЕНЫМ ТОЛЬКО С УЧЕНЫМИ СТЕПЕНЯМ. КТО ЗАНИМАЛСЯ РАЗВИТИЕМ ОГРОМНОЙ ДЕРЖАВЫ - ЭКОНОМИКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКИМ УСТРОИСТВОМ, ВОЕННЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ, ВООРУЖЕНИЕМ, ОБРАЗОВАНИЕМ НАРОДА, ПОДГОТОВКОЙ ЮРИСТОВ, ДИПЛОМАТОВ. МОЖЕТ ВЫ ДУМАЕТЕ УЧЕНЫЕ ПОЯВИЛИСЬ ТОЛЬКО НА РУСИ У СИФИЛИТИКА ПЕТРА - ВОТ ТОГДА ОНИ И УНИЧТОЖАЛИСЬ - ИХ ЗАМЕНИЛИ ГАСТРОБАЙТЕРЫ ИЗ ЕВРОПЫ. ИЗУЧАЙ БУРАВСКОГО!
А.А. КУЗНЕЦОВ.
г. Москва.
"В заключение хочу сказать, что Золотая Орда сыграла исключительную роль в истории Руси. Много раз ордынцы вторгались в русские земли и жестоко их грабили, тяжелые дани разоряли Русь, многочисленные войны с ней вошли в генетическую память русского народа...Русь во многом переняла у Орды систему управления, был заимствован и высокий уровень веротерпимости... Русское государство по праву считается приемником Орды. История Орды – это часть истории России, часть истории моей Родины..."
______________________________
Да русский он и есть русский, и до конца таковым и останется: "тяжелые дани разоряли Русь" - это налог максимум в 10 % что-ли этот кузнец называет тяжелой данью? А как этот кузнец назовет 80 или 90 %, что Татарстан ежегодно выплачивает Московии теперь? Это что тоже "тяжелые дани", которые разоряют Татарстан или как?
Русью "был заимствован и высокий уровень веротерпимости", ну это уже вообще называется человечек с катушек съехал. Какая веротерпимость у Руси? В Татарстане, да веротерпимость - лучше бы ее не было - церквей понастроили столько, что дальше уже некуда! Не Татарстан, а православная "Мекка" какая-то! Осталось только русского патриарха сюда привезти и все туши свет... Зато в Московии построить хотя бы еще одну мечеть в дополнении к тем четырем с половиной, что уже существуют, такая проблема, что о русской веротерпимости разве, что в фантастических книжках писать можно...
"История Орды – это часть истории России, часть истории моей Родины" - сейчас размечтался "одноглазый"! История Московии это часть истории Золотой Орды, часть истории моей Родины! Да русский он и есть русский, что с него взять...
bot, 15.01.2013 в 11:44
"То есть, собранная дань потом, хотя бы частично,возвращалась в места, где она была собрана? Строились больницы,содержалась дружина князя, а может субсидии местным землепашцам выдавались? С таким же успехом бандитский рэкет можно назвать местным налогом."
____________________________
Десять процентов это не такой уж большой налог. А потом, действительно "хотя бы частично, возвращалась в места, где она была собрана". Содержались дороги и ямы, т. е. почтовая служба, оказывалась военная помощь при внешней агрессии и т. д. А может вы считаете, что 80 - 90 %, которые Татарстан выплачивает Московии и потом "хотя бы частично" получает обратно, причем иногда в кредит под проценты, следует называть налогом в федеральный бюджет? Т. е. свои же деньги обратно получать под проценты, какого? "С таким же успехом бандитский рэкет можно назвать местным налогом".
"У вас, батенька, фантазия разыгралась на почве национального комплекса".
Для шовинистов Истины не существует!
Они всегда называют черное белым, а белое - черным, лишь бы изворачиваться, лгать и оправдывать грабительскую политику России!
Работают по методичке, за деньги, а совести, к сожалению, совсем нет у них...!!!
Православных в Европе называют ортодоксами, неспроста-
Они и есть ортодоксы по всем параметрам!
Фильм - сплошная ложь, омерзительная и подлая.
А автору спасибо за доброе слово в адрес татар
Опять обращаюсь! Да не называйте вы москалей русскими а их землю Русью!!!
А как называть: москалями?
Это ведь их истинное название!
Но мы уже, видимо, настолько привыкли так их называть...
Грязными, дунгызами. Привыкать к рабским замашкам не надо. От вредных привычек лучше избавляться вовремя.
Фильм этот, надо сказать, весьма зрелищным получился. Только хорошую тему и серьезный сюжет, при наличии замечательных актеров, превратили в просто триллер-шоу по «раскрутке» Черной легенды, сочиненной крестоносцами-иезуитами для натравливания русских и татар друг на друга.
А все дело в вековечном одурманивании российской общественности - включая создателей сего фильма - "ложной историей о монголо-татарском завоевании и иге" (Л.Гумилев).
Так что фильм «Орда», хоть и снят неплохо, но, увы, явился очередным примером «раскрутки» Черной легенды – кому-то очень нужно, чтобы схватились друг с другом два стратегических этноса Евразии – русские и татары.
Посему как отличное противоядие от одурманивания и натравливания русских и татар друг против друга подобными произведениями, я предлагаю читать труды историка-гумилевца Г.Р. Еникеева и максимально популяризировать их содержание.
В его книгах и статьях замечательное исследование, вернее, даже расследование того, как от нас была сокрыта наша подлинная история и кто, как и для чего оклеветали наших предков-ордынцев — как русских, так и татар.
Есть хорошие статьи по содержанию книг Г. Еникеева: “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”
и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно». Эти статьи легко найти в Интернете по названиям.
Стоит сказать, что в книгах и статьях Г.Р. Еникеева результаты многолетнего исследования излагаются живым и интересным языком, именно в стиле Л.Н. Гумилева.
А по легкости усвоения материала и по уровню удовольствия, которое получаешь при чтении этих книг - они также обладают качествами отменного и занимательного детектива.
Оно ведь так и есть - расследование и разоблачение нагромождений лжи и сокрытий фактов в нашей Историографии поинтереснее любого детектива, и это все наглядно представлено в книгах Г.Р. Еникеева.
Я живу в Казахстане.Когда вышел фильм "Орда",казахи приняли его весьма флегматично.Зевали в начале фильма,а потом просто вставали и уходили.
Я знакома с русскими священниками-это молодые образованные ребята и даже они были рассержены этим фильмом!Золотая Орда-это же богатство,роскошь,великолепие!Это же воинский этикет и этикет дворцовый,особая культура и особое воспитание!Почему казахи не возмущаются этим фильмом,этой убогой постановкой?!
Казахи просто проигнорировали этот фильм...
Снят неплохо но сюжет далёк от исторической действительности. Кроме как задействованы реальные личности-всё остальное даже не сказка.Выдумка автора.