О Валентине Пикуле
Год 2012 обьявлен в России годом истории. И в этой связи хочу высказать несколько соображенией по этому поводу. В первую очередь напомню о В.С.Пикуле. При его имени, приходят на ум стихотворные строки, посвященные жизни и творчеству великого Гете // Все ум в нем питало.// Труды мудрецов. Искусств, вдохновенных создания.// Преданья заветы минувших веков. Цветущих веков упованья.// Мечтою по воле он мог проникать. И в нищую хату и в царский чертог.// С природой одной он жизнью дышал и чувствовал трав прозябанье.// Была ему звездная книга ясна и с ним говорила морская волна//. За давностью лет, мог допустить неточности в цитировании. Но то, что Валентин Пикуль, человек энциклопедических знаний и огромного таланта мог проникать своим воображением и в нищую хату и в царский чертог это уж точно. Писателем он был «от бога». Пожалуй, в шестидесятых – восьмидесятых годах прошлого века не было в советской литературе более популярного автора посвятившего свой талант, подкрепленный не часто встречающимся у писателей знанием документов, исторической теме, преимущественно российской. Но он затрагивал и проблемы мировые. Весьма интересны были его книги по военно-морской тематике. А роман «У Последней черты», раскрывающий судьбу зловещей личности Распутина и тех людей, которые за ним стояли, вызвал, критику, со стороны определенной категории историков и литераторов. Много, чересчур много знал Пикуль и не боялся об этом писать, а не беседовал «о повреждении нравов российских» только на кухне. Причем все свои знания он приобрел путем самообразования и работы в архивах и постоянно их пополнял. В свое время Константин Симонов написал, что главное отличие человека образованного от необразованноно в том, что первый никогда не считает свое образование законченным. В.С.Пикуль был в этом смысле человеком весьма и весьма образованным. Многие свои открытия и предварительные соображения о ряде исторических личностей и событий он публиковал в сборниках очерков «Исторические миниатюры». Некоторые из «миниатюр» становились потом повестями и романами.
Мне посчастливилось знать его и переписываться. Письма находятся в моем архиве но, к сожалению, удалось сохранить не все. Они дают некоторое представление о круге интересов писателя, патриота России, к сожалению нередко подвергавшегося прямым и косвенным нападкам именно за любовь к истории родины, и желание правдиво рассказать о ней. Дело доходило до того, что некоторые «борзописцы» называли его представителем «антикультуры». Сейчас, наконец – то начали выходить правдивые публикации о нем, а в Риге открыт его музей – квартира. В связи с предстоящим вскоре 85 летием со дня его рожедения хочу напомнить читателю о Валентине Саввиче Пикуле – человеке и писателе, навсегда оставшемся в благодарной памяти россиян, независимо от их национальности. Книги его, как считают многие, должны войти в «золотую сотню» лучших произведений для чтения школьников. По моему мнению, больше всего соответствует этому требованию роман « Слово и дело» - яркая и правдивая картина судьбоносных событий в жизни России середины ХУШ века между поистине «Великими» Петром и Екатериной. Большое место в нем отведено злосчастной судьбе казанскего губернатора Артемия Волынского и в целом месту Казани в истории Россиии ХУШ века.
Как началось наше знакомство, переросшее во взаимную симпатию? После публикации ряда исторических очерков, связанных с «веком Екатерины» я неожиданно получил письмо. Знаменитого писателя, весьма заинтересовала загадочная фигура В.И. Полянского, с его головокружительными приключениями, дружбой с Вольтером, благосклонностью Екатерины и другими фактами в духе романов Дюма. Он собирался написать о нем роман, предварив его исторической миниатюрой. В одном из писем, к сожалению, мною утраченном, он даже привел его предварительное название: « Между Вольтером и императрицей» добавив, что оно еще будет уточнено. Замечу, что писатель хорошо знал казанские материалы, и даже дал мне некоторые советы по ним. Он успел написать очень много, диапазон тем огромный от судеб России и до проблем мировых. Особенно его интересовала военно-морская тематика: судьба северных конвоев в годы второй мировой войны, русско–японская война, исторические события на Сахалина. Один из романов: «У последней черты» посвященный не, столько Распутину, сколько тем, кто стоял « за его спиной», вызвал как уже сказано, «заказную» критику. Возможно потому, что чересчур много сказал Пикуль о деятельности мирового «закулисья» приведшем к распаду Российской империи и трагедии братоубийственной гражданской войны. Сейчас об этом пишут много, да и для телесериалов и квазидокументальных фильмов тема стала весьма модной, но Пикуль сказал об этом одним из первых. Я как - то назвал его русским Дюма. Но это, наверное, недооценка писателя. Он в отличие от великого француза хорошо знал документы и почти не фантазировал. Хотя в литературе и особенно исторических романах это вполне допустимо. Помните, как у классика «Над вымыслом слезами обольюс».
К сожалению, по обстоятельствам от меня не зависящим переписка прервалась. Последнее письмо напоминало по подтексту прощание, впервые Валентин Саввич пожаловался на плохое здоровье. И даже отказался от книги, которую я хотел ему подарить, а для страстного книголюба, каким он был, такое было уже тревожным симптомом.
Думаю, что несколько писем В.С.Пикуля предлагаемые вниманию читателя и мои комментарии к ним помогут частично представить духовный облик замечательного русского писателя. Полагаю, что Латвия и ее столица Рига могут гордиться, Валентином Пикулем, проведшим в ней большую часть жизни и написавшим там свои замечательные книги. И очень хорошо, что там сейчас создан музей – квартира, и его вдова Антонина Ильинична, и сама, судя по всему личность незауряднвя, ведет большую работу по сохранению памяти о писателе.
Войну он начал в 1943 году на Северном флоте, в 15 лет, а закончил в 17 лет. Никто, не предполагал, блестящей судьбы писателя, которая его ожидала. Хотя он мог сделать военную карьеру, закончив одно из высших учебных заведений, но предпочел этому кропотливый труд писателя и архивиста. Умер он в 1990 году в Риге, было ему всего 62 года. В показанном в марте 2009 года по телевидению документальном фильме высказано мнение, о том, что Валентин Пикуль воспринял начавшийся распад СССР как личную трагедию, и это печальное и для многих из нас событие ускорило его уход из жизни. Тем более, что Латвия и в частности Рига стала «полигоном» на котором был весьма успешно осуществлен сценарий «цветной революции» разработанный на западе. О чем сейчас откровенно пишут его авторы и исполнители. В той же передаче было сказано о выходе книг о жизни и творчестве Пикуля, открытии мемориального музея-кабинета в доме, где он жил и трудился. Данный очерк будет обязательно послан туда. В случае необходимости могу передать музею и ксерокопии писем.
Приложение.
Письма В.Пикуля.
№1. От руки.
Уважаемый Булат Фаизрахманович! Благодарю Вас за вырезку из газеты. Том с перепиской Вольтера и Екатерины П, о котором Вы пишете, стоит на полке в моей библиотеке. Эту книгу я неоднократно использовал в работе. Полянский мог бы заинтересовать меня, если бы я знал его несколько объемнее. Очевидно, он стоит в ряду с Б.М.Салтыковым, тоже вольтерьянцем. Думаю, что если Вы мне поможете, я мог бы написать о Полянском историческую миниатюру. У меня, как Вы знаете, вышли две книги миниатюр. Обещаю Вам, что если опыт мне удастся, и миниатюра будет опубликована прислать Вам книгу с миниатюрами. РС. Я уже 30 лет занимаюсь собиранием русского портрета. Но, к сожалению, портрет В.И.Полянского, писанный Дормсом мне не известен. Если Вы с ним знакомы, я попрошу прислать фотокопию.
С уважением Вал. Пикуль г. Рига 13.01 1985
Примечание. Попытки автора обнаружить портрет Полянского, подарившего гимназии, свою богатейшую библиотеку, затем перешедшую в университет, оказались безуспешными. Условие дарения было оригинальным – один из лучших выпускников должен был принять его фамилию, так как у Полянского сыновей не было. Условие, с разрешения властей было принято, и в архиве сохранилась переписка по этому поводу. Хотя вся эта затея потом кончилась конфузом. Но это, как любит говорить популярный телеведущий « уже совсем другая история». Известно, также, что за этот щедрый дар портрет Полянского был помещен в актовом зале Казанского университета. Но его сейчас там нет. Впрочем, вандализма в тридцатые годы хватало. В фонде ИПД РТ хранится выступление секретаря обкома Разумова на облпстной паптийной конференции с призывом выбросить в подвал кресло, на котором сидел колонизатор и царский угодник поэт Державин, выставленное в пединституте, да еще с табличкой «Не садится». А если уж оставить продолжал иронизировать секретарь, то надо прикрепить табличку «Не прикасайтесь, что - бы не запачкаться». Правда креслу «повезло», пока думали, что с ним делать, Разумов был переведен из Казани на другую работу, а затем репрессирован как враг народа и оно уцелело и его можно и сейчас увидеть в музее. А вот знаменитый бронзовый памятник поэту на Театральной площади Казани, « Бакыр бабай» - «медный старик» как его называли татары, был снят и отправлен на переплавку. Сомнительно, что бы в этой обстановке уцелел и портрет Полянского. По крайней мере, мои попытки выяснить его судьбу оказались безуспешными. А возможно в «смутный период» середины 30 – х гг. кто - то, как это сейчас называют, его «приватизировал» и находится он в частной коллекции.
№ 2. Машинопись.
Дорогой Булат Файзрахманович.!
Вы напрасно решили, что я на Вас обиделся и потому не ответил на Ваше письмо Дело в том, что когда я плотно. сажусь за какой – либо роман, я прерываю всяческие отношения с внешним и вступаю с этим миром в сношения лишь в те короткие паузы – между одним и другим романом. Ваши замечания я воспринял как дружеские, и посему у меня нет никаких причин для обид на Вас. Это все лирика! Теперь – о деле. Вам, наверное известны записки И.А.Второва о Казани. Второв говорит о В.И.Полянском, о его родстве с Юшковыми (а значит и о родстве и с Львом Толстым), сказано о мистической его смерти от ружья, наконец говорено и о его портрете, который Второв видел…Сообщаю источник: "Русская Старина"., 1891, том 70, стр. 19 –21.. Буду рад, если это мое указание Вам пригодится, и буду чрезвычайно благодарен, если пришлете фото с портрета В.И.Полянского. Не знаю копии Л.Крюкова, хотя имею книжку о нем П.Дульского, выпущенную в Казани в 1923 году просмотрел ее- и не нашел…Может, плохо искал?
С глубочайшим уважением к Вам. Вал. Пикуль. 0.4 .0.8 .85. 226013. Рига. ул. Весетас, дом №8, квартира №25.
Примечание. Мое замечание было связано с неточностью допущенной Валентином Савичем при описании немецких авиационных налетов на северные конвои. Судя по тексту, он с ним согласился. Замечу, что в переписке, думаю, что и в человеческих отношениях тоже, Пикуль избегал сентиментальности, иногда заменяя ее иронией и самоиронией. Вступал в переписку редко и только по личной инициативе. А писали, очевидно, ему многие. Так, что мне повезло. Кстати портрет Полянского я все - таки, нашел в одной из книг и послал ему фотокопию.
№ 3. Машинопись.
Уважаемый Булат Файзрахманович!
Сейчас я нахожусь на сахалинской «каторге», и к концу года обязан завершить роман, который так и будет называться – КАТОРГА. Отсюда и мое упорное молчание. Фото В.И.Полянского стоит передо мной - как немой укор, но все нет времени собраться с ответом. Таков уж я есть. Вот уж лет 30 прошло, как не читаю никакой прозы. Ничего не потерял от этого! Кстати, об Арт. Волынском, - я ведь написал о нем роман в двух томах «Слово и дело». Так что Казань тех лет была мне отчасти знакома…
Жалею, что многое еще валяется в архивах, и как мало у нас людей вроде Вас, который пытается поднять мертвый грунт, под которым протянуты далеко-далеко золотоносные жилы…
Засим желаю успеха. Вал. Пикуль. 10.11.85
В течение 1986 - 1988 г. я получил еще несколько писем, в которых затрагивались различные проблемы истории России, и особенно ее «казанские страницы». Из них следовало и то, что о Полянском он все - таки начал писать. В одном из писем мельком, но весьма жестко отозвался он о причинах и организаторах «кампании» против него. К, сожалению, они не сохранились. И вот последнее письмо.
№4. Без даты. Открытка. Машинопись. Очевидно написана, где-то в самом конце 80-х годов. Начинается она так:
«Уважаемый Булат Файзрахманович!
Со здоровьем у меня совсем неважно…..» Далее он благодарит за предложенную книгу, но добавляет, что она вряд ли теперь окажется ему нужной по указанной выше причине. И впервые заканчиает письмо словами с пожеланием здоровья. Видимо для него самого эта проблема стала весьма актуальной.
Примечание. Содержание и тон письма таковы, что комментировать их не хочется. Нет обычных размышлений об истории, и ее действующих лицах и своих творческих планах. Фактически это прощание. Ибо « Со здоровьем у меня совсем неважно», написанное человеком, который не привык жаловаться, означали, что очевидно он догадывалмя о своем «приговоре». Отвечать ему в «утешительном» тоне: мол, всякое бывает, авось пронесет и т.п. я не решился. Да он бы такое и не принял. Вскоре после его получения я узнал, что Пикуль умер. Была у меня и его книга «Миниатюр» с теплой надписью, которую не хочу приводить, но помню и пытаюсь руководствоватся ею, когда пишу исторические очерки. Но дал ее кому, то «почитать», и забыл, а тот человек очевидно до сих пор «не может вспомнить» откуда она у него появилась. Но такое с книгами, к сожалению, бывает сплошь и рядом и особым грехом не считается.
Помню, как Г.Ф.Шеметило, личность, тоже легендарная, о котором еще предстоит написать, жаловался мне, что дал почитать одному нашему общему знакомому, подаренную ему И.А.Буниным, его только, что вышедшую книгу с автографом, начинашемся словами « Тебе поэт», а тот потом заявил ему, что не брал. Особенно жалел, что пропала и вложенная в книгу сделанная им фотография писателя с его остроумной оценкой сюжета снимка. Правда он подарил мне с дарственной, надписью, сделанную им в 1942 г. на вилле Бунина в Грасе фотографию жены писателя В.Н. Муромцевой и друга семьй литератора Леонида Зурова, рассказав при этом довольно интересную историю своего знакомства и общения с классиком. В том, числе и, свою, версию причины отказа Бунина вернуться в СССР и оценку им поступка вернувшегося в СССР Куприна. А ведь с таким предложением во Францию был послан Константин Симонов, имевший на то полномочия от самого Жданова. Очевидно, напишу вскоре и об этом удивительном человеке, поэте, участнике «французского сопротивления», упоминаемом в этом качестве во многих исследованиях по этому вопросу. Георгий Феофилович (во крещении Теофилович) Шеметило был выслан из Франции в начале «холодной войны» вместе с большой группой «советофилов» среди которых были многие видные деятели культуры, литераторы, ученые, в том числе и крупный историк профессор Д.М.Одинец преподававший потом в Казанском университете. Сам Шеметило долгие годы прожил в Казани, преподавал в мединституте. В период «перестройки» он посетил Францию, и мог бы как заслуженный «макизар» (производное от слова «Маки» - заросли), так называли там участников сопротивления восстановить гражданство, получить социальное жилье и приличную пенсию. Но не захотел покидать Казань, где у него сложилась новая семья, и подрастали дети. Приложу к очерку и упомянутую выше уникальную фотографию.
В свое время Штирлиц говорил, что лучше всего запоминается начало и конец сказанного и написанного, поэтому завершу очерк словами В.С.Пикуля о том, что «под мертвым грунтом далеко - далеко тянутся золотоносные жилы» имея в виду, неизвестные и подчас сенсационные факты истории, меняющие наше представление о ней. Я рад, что мне пришлось общаться и с некоторыми другими исследователями активно «обогащающими» историю этим «драгоценным металлом», такими как ныне покойный Р.А.Мустафин и продолжающими успешно работать в этом направлении А.А.Агафоновым, Р.Х.Бекбулатовым, А.Х.Валиевым, А.Н.Елдашевым, Н.П. Соболевым, Н.П.Урахчинским и другими знатоками «казаневедения». Они и сами личности колоритные, ранее весьма преуспевшие в своей «дипломной» профессий, а сейчас добросовестно трудяшиеся на «территории» подведомственной музе Клио. Рад, что на ней появляются и новые имена. Так внучка известного учителя, Абдрахмана Рафикова, в круг общения которого входили, Тукай, Амирхан, Тинчурин, Туфан и многие другие « звезды» татарской культуры, врач Н.Х.Рафикова в соавторстве с Л.Р.Муртазиной опубликовала весьма интересную книгу о нем и его времени, раскрывающие неизвестные факты истории нашей культуры. Что же касается самого А.Рафикова, общественность с удовлетворением встретила решение мэрии о присвоение его имени одной из улиц Казани. Думаю, что в этом есть и заслуга Наили Рафиковой в книге « Жизнь отданная людям» убедительно показавшей « Время Тукая» и его современников и преемников. К сожалению, она вышла тиражем всего 50 экземпляров и сразу же стала « библиографическорй редкостью. Уверен, что появятся и новые имена людей, которые, как говорил Пикуль, ищут и находят протянувшиеся далеко - далеко « золотоносные жилы» истории. И добавлю, что конечно сейчас очень нехватает писателей «калибра» Пикуля. Правда, нас недавно обнадежил, на сей счет, известный специалист по кадровым прогнозам, которые иногда, а временами даже нередко сбываются - Рашид Ахметов. Из его очерка мы узнали, что назначенный министром культуры России Владимир Мединский может стать новым Луначарским и Пикулем в одном лице. Дай то бог, конечно, сбыться столь щедрому « прогнозному авансу». Но позволю заметить, что исполнение обязанностей «Луначарского» в этом многострадальном ведомстве, напоминающем сейчас известный своей запущенностью известный «хозобъект» античности, столь многотрудно, что на романы, которые собирается написать Мединский, а человек он литературно одаренный, у него просто может не хватить времени и сил, и место Пикуля останется пока вакантным. Но ведь и «небывалое - бывает», как заметил один из любимых героев русской истории. Поэтому хочу, как и многие надеяться, что ахметовский прогноз сбудется и Мединский войдет в нашу историю в одном лице: и как « эффективный антикризисный менеджер» типа Геракла, известного, своим кардинальным наведением порядка на запущенном народнохозяйственном объекте – « Авгиевы конюшни», и как писатель уровня Пикуля.
С годом истории вас уважаемые читатели! Во время, которого нас ожидают новые открытия, ибо, по словам выдающегося философа М.М.Бахтина – « Историческое прошлое России непредсказуемо». И не с нас это началось.
Булат Султанбеков
М-да... Так и пахнуло "совком" от этого Султанбекова. Классический советский преподаватель из класса почти вымерших динозавров. А как расхваливает Пикуля - восторженного борзописца лживой русской имперской истории. Хотелось бы ему напомнить, что сейчас Пикуля не просто не читают. О нем даже и не знают... Потому что был дешевый писака -"пропагандон". Такой имперской х*енью весь интернет заполнен. И желающие черпают свою жижу оттуда, а не из замшелого Пикуля.
А насчет Мединскаго вообще убил... Этот человек далеко пойдет, но уж точно не как писатель. Может, как руководитель нынешних "пропагандонов"?
А Султанбекову посоветовал бы не вылезать из совковой пещеры - оттуда вместе с ним слишком уж затхлый дух выходит
Пикуль был, конечно, графоман. Он состоялся только благодаря Главлиту и объективно нарастающему интересу к истории царской России, к монархизму. Но у него было много откровенно антиисторических толкований. Пикуль примерно аналогичен Чивилихину. Просто описывает другое время. А роман "У последней черты" вообще считают антисемитским.
Пикуль не только графоман, но и злостный русский шовинист, оправдывавший резню крымских татар, учиненную войсками Суворова. Общаться с таким "историком" все равно что запачкаться. Некоторым татарам надо быть чистоплотнее и осмотрительнее в контактах.
Пикуль имел 5 классов образования. Был отчислен из Ленинградского военно-морского училища из-за нехватки знаний. Отец родился в селении Кагарлык под Киевом. В далеком прошлом селение называлось Эрлык, там жили берендеи, само название переводится как "предавшиеся", так их называли половцы. Считается, что берендеи растворились в золотордынском массиве. По заявлениям третьей жены Пикуля тираж его произведений в мире - 500 млн. экз., что сомнительно. В СССР тираж его книг достиг 20 млн. Творчество называли "вульгарным", "бульварным", "потоком сплетен", "в уборных пишут опрятнее". Потомок Столыпина в журнале "Посев" написал о нем статью "Капля правды в бочке лжи". Много пил. Вторая жена, фактически "сделавшая" Пикуля - Хелена Гансовская, латышка с происхождением из польской аристократии и молдаванских цыган. Сестра писателя Севера Гансовского. Пикуль умер в 63 года, в 1990 году, не дописав роман "Барбаросса" о германском имеператоре.
Какая бы ни была история, она имеет право на уважение. Личности ушедшие, ровно как и наши современники, имеют не одну сторону как любая медаль. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на налет бульварного хамства, сквозящего в комментариях. То, что вероятно, неслось у той самой отдающей совком интеллигенции на кухнях, сегодня перебралась к комментарии изданий. Комментаторы, придет и Ваш век, и от вас будет отдавать давно ушедшим. Дать право на мнение? Уважать авторитет автора взявшийся не с пустого согласитесь места? О нет, это не для интернет-современников. Позволю себе выразиться на сленге и, возможно впервые на просторах интеллигентного издания, употребить выражения интернет-хомячки и тролли. Под псевдонимами все просто, из окопа скрытого ip все легко
то что вы оставляете нелестные отзывы об уважаемом человеке,в первую очередь вас не красит..и говорит о вас многое...
Откуда столько у вас злости и ненависти,я прям диву даюсь!!да, конечно, легко сидеть по ту сторону экрана и осуждать человека,а главное ни одного объективного комментария..только "грязь"Как говорится "Не судите да не судимы будете".
Истории ваше уважение не нужно. Она, как то так, объективненько, сама существует. А вот люди вполне могут претендовать. Кто же из известных людей советской эпохи может претендовать на уважение? Тот, кто всю жизнь врал себе и окружающим о величии советской власти? Тот, кто на партсобраниях клеймил диссидентов и "гнилой Запад"?
А может борзописец, который играя на имперских шовинистических взглядах толпы, печатался миллионными тиражами? А может, милиционер, который отхаживал Буковского дубинкой по бокам, в святой уверенности, что напротив него "наймит и отщепенец"?
В советское время, это мое мнение, мало что и кто заслуживает уважения. Советское время это развращение и уничтожение лучших людей. Это ускоренная ассимиляция татарского народа, хотя бы. Ведь несколько десятков лет советской власти нанесли такой урон татарскому самосознанию, какого за 400 лет не смогла нанести Российская империя.
Кто же действительно достоин уважения? Да есть они. Буковский, Сахаров и ряд им подобных людей. Вот о них язык не повернется сказать плохое. А герой этого очерка уж точно не в этой категории.
Не в этой категории для Вас - Вы имеете на это полное право. Решать за общество кому и кого уважать - давно ли нарекли Вы себя такими правами? Писать, анализировать, изучать, видить личностные стороны в людях поступки которых порой были спорны - давайте перестанем делать это и будем жизнерадосно копошиться лишь в светлых и нарядных сторонах жизни? Тот самый "мир розовых пони" современной молодежи? Но, как бы Вы, "старая гвардия", не принижали молодежь, современное поколение хотя бы способно относиться с иронией к этой стороне жизни. А старый добрый "совок", которому чужды понятия пиара, но так мила суть понятия пропаганда, уж и рад купаться в позитииве. Жизнь, увы, многогранна. Опять же "кто из вас без греха.."
мне очень понравился комментарий про то,что Пикуля никто не читает. Интересно знать,откуда сия информация?о ну да и забыл,вы же столько всего в жизни достигли и имеете право на такие высказывания,этого человека вся страна знает,а вот на ваши комментарии плюнуть и забыть,ибо такое писать нижайшая подлость и гадость.
Guest в переводе на русский с английского означает "гость, постоялец, гостья". Данный статус указан у всех негативных отзывов о творчестве и личности Валентина Пикуля. Думаю, что гости так не должны поступать в чужом доме. Так могут поступать только необразованные, недалекие, очень ограниченные люди, с целыми букетами комплексов.
А что касается отзывов о самих произведений автора, то я уверен, что прочтением себя данные Guest отнюдь не утруждали.
И еще добавлю: затрагивать личную жизнь человека, тем более умершего, совсем последнее дело - дело подлеца.
И вдогонку комментарий на расположенный выше отзыв- потомок Столыпина (Николай Владимирович Случевский родился в Сан-Франциско, в Калифорнии), это не сам Столыпин, а просто потомок беженцев, живущий в Америке, другой фамилии и хаящий и ненавидящий всё русское.
ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
Совсем забыл сказать, что есть еще потомки Столыпина (Аркадий Столыпин и Кирилл Владимирович Кисилевский), да вот беда - живут они и здравствуют во Франции. А вот в многострадальной и ненавидимой России - увы, никто из знатных и известных потомков не проживает.