О бескультурье
Именно бескультурье, ложь и «тупизм» захлестывают нашу жизнь. Да, такое впечатление, что будто это знамение времени. Это не только стечение обстоятельств, не только последствие экономического кризиса. Это синдром, который требуется преодолеть.
Однако вопрос не только в том, чтобы установить причину этой ситуации. Необходимо ощутить ее опасность для бытия в целом. К чему все это может привести? Кто-то скажет: «К концу света». Ужаснется «последствием» этого.
Но… едва ли кто осознает, что это за «перспектива» такая – «все погибнем». К сожалению, это непросто представить себе, а кажется просто потому, что мы пока временно отупели. Здесь главная беда в том, что нам неочевидно, что нас ждет «потом» за неисполнение своего долга за свое существование.
В данном месте могут включиться духовные лица и сказать: «Религия давно гласит вам об этом». Да, гласит, но речь у нас о том, чтобы ведать. А добиться этого без научно-философского постижения весьма непросто.
Поэтому обратимся к некоторым позитивным суждениям о ситуации. Да, отечественная философия сознания уже умеет что-то сказать об этом. Но проблема в том, что очень трудно отрешиться от чувства ужаса при этом. Сама судьба человека защищает его от знания некоторых вещей. Дело в том, что человек умирает не весь. «Весь я не умру», – писал как-то А.С. Отсюда можно допустить сохранение «душевных мук» в нашем трансценденте, так сказать. Сильно не углубляясь в проблему, скажем, что прав Данте Алигьери в своем «грозном вулкане вдохновения» («Божественная комедия», 1307 г.), где он пишет: «Где грешники... терпели боль, не зная утешенья». Эти слова относятся и к бедствиям в тогдашней Италии, в чем была виновна, как он считает, партия гвельфов, которая «свела ее с пути чести и добродетели».
Итак, вернемся к проблеме бескультурья. С культурой все ясно, ее «на хлеб не намажешь». Тогда как, скажем, «несметны богатства бескультурья». Поскольку мы живем в рыночную эпоху, вспомним о движущей силе торговли, о рекламе в нашей жизни. Главный ее постулат: «Не обманешь – не продашь». Однако культурно-нравственную личность трудно обмануть. Как быть в такой ситуации? Проще всего уничтожить образование и культуру общества и личности. И все пойдет «как по маслу» (для обывательских, то есть малокультурных представителей общества).
А что говорит в этом случае культура? Она говорит, что причина-суть любой войны есть «падение культуры общества до нуля» (по А. Швейцеру). Таким образом, можно настолько доторговаться, что незаметно можно потерять все. А вот у Адама Меца («Мусульманский ренессанс», 1917 г.) есть поучительные строки о том, как рынок поощряли совершенно другим «обманом». Иногда некто мог расплатиться золотой монетой в кошельке вместо серебра. Так что торговец в результате этой «операции» мог порадоваться не только за сбыт товара, но и за поощрение золотом. Более того, иногда могли расплатиться таким динаром, который мог быть выпущен с большим содержанием золота. Таким путем арабы умудрялись трижды осчастливить продавца. Такова была у них мода на добродетельность.
Спрашивается, почему арабы в свое время совершали такие «глупости»? Так они совершенствовали свои человеческие качества. В результате такого развития культуры в IX – X вв. возник высокий гуманитарно-исторический ренессанс в мусульманском мире. И это произошло за 500 лет до подобного европейского ренессанса. Так что впору здесь ответить нашей начальной сентенции – «Культуру на хлеб не намажешь». «Смотря кто мажет!».
Но почему «недолго музыка играла…», куда делся ренессанс? Ничего не поделаешь, сама же культура и «виновата» в его затухании. Дело в том, что сама сущность культуры жестко связана с поиском нового. Казалось бы, прекрасно, твори, пробуй, совершенствуй. Однако культура оказалась явлением диалектического толка. Она неразрывно связана с бескультурьем.
Исследования показывают, что это связано с обобщающим законом о добре и зле. Но этот закон, описывающий внутренние состояния человека, нуждается в современном своем толковании. Более конкретное его значение, пожалуй, содержится в аль Коране, в Суре 25 («аль Фуркан»), в аятах 21, 43, 70 и 71. Надо заметить, что подобные суждения о добре и зле встречаются еще у Плотина и Пелагия (Рим, III в.). Однако этих сведений в современной науке и философии найти не удается.
Таким образом, приходим к заключению, что добро – это культура, зло – ее антипод, бескультурье. Но что самое главное, идеал находится путем достижения равновесия между добром и злом, а не уничтожением того или иного из двоичной системы культура/бескультурье.
Это означает, например, что спесь, гордыня нам противопоказаны. Но… совершенно подавив в себе эти вообще-то отрицательные качества, человек полностью лишается каких-либо творческих возможностей. Возможно, что к IX – X вв. идеи Сунны (поучения Пророка) могли несколько однобоко владеть умами мусульманского общества. Это и ограничило ренессансное развитие всей уммы в целом. А уж привести в гармоническое соответствие внутренних свойств человека не поздно и сегодня. Как видим, есть на то и научно-фило-софские предпосылки.
Р. НУГМАНОВ,
доктор культурологии,
профессор КазГУКИ.
Н-даа,но для бывшего партполитработника эпохи СССР такая муть простительна.
Такая "муть" и вовсе не заслуживает того, чтобы ее публиковали. Видать, Рашиту Ахметову не хватает толковых авторов, вот и приходится печатать Нугманова вместе с великим пророком Фаном Валишиным.
об редакторских вкусах не спорят.
издавайте свою газетту.
не указывайте кого и как.