27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Мелодия души

29 мая 2015 года
Мелодия души

     В конце 1995 года скульптором Радой Нигматуллиной был выставлен национальный по форме и идее проект памятника композитору Саре Садыковой.
     Наконец, в 1997 году состоялось заседание экспертной комиссии по произведениям монументально-декоративного искусства Министерства культуры РТ. Ею был рассмотрен проект памятника-ансамбля композитору Саре Садыковой «Жидегэн чишмэ» и дана высокая оценка работе группы скульпторов под руководством Рады Нигматуллиной. В обсуждении участвовали художники, скульпторы, деятели литературы и искусства. На основании указа от 13.03.1997 года Кабинета министров Республики Татарстан в городе Казани решено установить памятник видному композитору Саре Садыковой.
     В японской столице Токио в центре города установлен памятник женщине-певице, японке, первой исполнительнице в первой японской опере роли Чио-чио-сан.
     Установление памятника в татарской столице Казани женщине-певице, татарке, первой исполнительнице в первой татарской опере роли Сании, первой женщине-татарке композитору-мелодисту – дело справедливое и достойное.
     «Песни Садыковой – ее давняя страсть. Скажем по секрету: она работает под ее музыку – ставит кассету и самозабвенно лепит, порой не замечая, как по щекам текут и текут, слезы...» «Садыкову» заметили власти и предложили поставить памятник на улице Баумана («Вечерняя Казань», 1998, 13 января).
     Фонд культуры, председателем которого был Гариф Ахунов, находился во дворе Союза писателей РТ, «еще не был открыт его счет в банке, а люди, простые люди несли свои гроши на увековечение – памятник С. Садыковой».
     В 2004 году вышло второе постановление Кабинета министров РТ за подписью Р. Минниханова о проведении 100-летия С. Садыковой – громадный план. Ответственные исполнители – Министерство культуры и администрация Казани. Там было много пунктов, такие как присвоение ее имени улице, памятник-ансамбль должен был стоять на Юнусовской площади в маленьком скверике (со стороны Кабана), там их два – напротив друг друга. И много-много еще чего, что ничего не осуществилось в тот год. Все эти бумаги – громадье планов у меня лежат в архиве.
     И вот, наконец, новая история. Действительно, «Нет места Моцсаре».
     Вот уже много лет в городе Казани не находится достойного места для установки готового памятника великому татарскому композитору Саре (Монсаре) Садыковой.

В прекрасной нашей Казани 
Нет места Саре-апе:
Таких, как она, в столице 
Не помнят, увы, пока...

Да ей с соловьиное гнездышко 
Хватило бы места здесь,
А город наш с образом ярким 
Светлей засиял бы весь!

Впрочем, давно уже продано 
Место великой Сары...
Где все же поют ее песни 
Ветров заревых сизари!

В прекрасной нашей Казани 
Нет места Саре-апе, 
Нет места ране сердечной, 
Имеющей корни в веках!..

Нет места в Казани... но город 
Огромен и места полно!
Не в городе нашем все ж тесно – 
В чиновничьих душах темно...

Нет места, увы, патриотке,
Что славила в песнях Казань...
Есть памятник Кошке, Лягушкам – 
Чтоб радовать глаз горожан.

Что ж так нелегко мы, татары, 
Живем в этой странной поре:
Сара есть в душе у народа,
В Казани нет места Саре...

Что ж так мы не чтимы, татары?
И так ты бездушна, Казань? – 
Пишу эти строки в отчаянье, 
Готовый дать волю слезам...

Роберт МИННУЛЛИН.
(Перевод с тат. Мансура Сафина.)

     Почему не на Юнусовской площади, как было по проекту и было утверждено постановление правительства? Этот вопрос интересует всех.
     У меня в руках журнал с обращением к народу Казани и Татарстана скульптора Р.Х. Нигматуллиной. Там на сегодня 542 подписи под ее обращением. Ине только жителей Казани и Татарстана, но и жителей городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Этим скульптор и легендарная Садыкова могут гордиться.
     Если для наших руководителей голос народа не пустой звук, что-то значит, пусть задумаются. За все 20 лет мытарств авторов-скульпторов должен же кто-то нести ответственность? Это похоже на интригу на высшем уровне. Народ просит, требует, предлагает место установки памятника-ансамбля «Жидегэн чишмэ» именно на Юнусовский площади, как было задумано и утверждено постановлением правительства в лице Кабинета министров РТ. Это место – скверик было подарено к 100-летию С. Садыковой под установку этой композиции (если кто-то когда-то кому-то продал этот скверик, надо выкупить обратно, у правительства на это деньги есть, оно существует на деньги народные, сидим-то на нефти). Об этом пишут большие художники, скульпторы, писатели и поэты, композиторы, музыканты, певцы, артисты, профессура республики, рабочие и крестьяне, сельская и городская интеллигенция, заслуженные врачи и учителя, студенты и пенсионеры, люди, знавшие композитора и личность не понаслышке, иностранцы и педагоги из других республик, из Белоруссии и Сибири и т.д. и т.д. Подписи могут дойти до нескольких тысяч человек. Акция продолжается. Для того чтобы убедиться в этом, надо терпеливозаглянуть в этот журнал, изцчить данный вопрос, с копией которого уже знакомы некоторые деятели и учреждения (возможно, копии и уничтожены, т.к. сильно «бьет в глаза»)
     Минкульт РТ отправило свои ответы на запросы московских татар и набережночелнинцев еще 11.04.2014 г. за N2691-07 «На основании постановления Кабинета министров РТ от 19.12.2006 N633 «О сооружении памятника-ансамбля композитору, народной артистке Республики Татарстан Саре Садыковой» по заказу Министерства культуры Республики Татарстан в 2007 году творческим коллективом в составе скльпторов Р.Х. Нигматуллиной, М.В. Нигматуллиной, И.В. Рогожиной выполнена основная часть работ по созданию авторской модели памятника-ансамбля Саре Садыковой.
     В соответствии с указанным постановлением исполнительному комитету муниципального образования г. Казани рекомендовано определить сумму затрат и предусмотреть финансирование работ по проектированию архитектурно-строительной части, установке памятника и благоустройству Юнусовской площади города.
     На сегодняшний день возобновлены работы по реализации у3казанного постановления Кабинета министров Республики Татарстан по установке памятника Саре Садыковой в г. Казани. Проводятся совместные рабочие совещания с участием представителей исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по решению поставленных задач».
     Это не ответ, это отписка, обычно практикуемая везде, видимо, забывая о том, что Юнусовская площадь – это центр Старо-татарской слободы, а вот дальше – ее окраина. Возможно, пока годами чикались между собой ответственные исполнители, скверик на Юнусовской площади продали какому-нибудь миллиардеру? На это Минкульт отвечает, что «мы скверы, площади и улицы не продаем». Если предположить, что верно, так в чем же дело? Почему отпадает после стольких лет Юнусовская площадь? Чем и кому мешает певица-композитор и скульптор нашим руководителям? Разве плохо, если будут звучать фонтан семиструйный и музыка Сары Садыковой? Неужели боятся, что там будет всегда народ, что там будет зона отдыха? И сегодня кое-кому не нравится, когда ежегодно 1 ноября народ собирается у ее могилы, вспоминают ее, кладут цветы и встречаются потом за столом, чтобы петь ее песни и читать о ней все новые и новые стихи. Ведь радио и ТВ республики годами забывают передавать ко дню рождения ее песни, ее концерты. Кого-то это раздражает, видимо. Во всем этом действе ведь есть потребность народная. Возможно, будут такие собрания и у ее памятника. Все это история, история татарского народа. Не все было плохо в советский период, много было даже лучше, чем сейчас. Если не будем считаться со своей историей, не будет ничего путного в будущем. Только духовно богатое общество может обеспечить достойное будущее. Поэтому не надо бояться, что туристы на Юнусовской площади увидят и узнают что-либо о великой дочери своего народа. Сару Садыкову и так знают везде, во всех странах, где только есть татары. А где их нет?
     Юнусовская площадь, за которую ратует вся общественность, все, кто подписывал обращение Р. Нигматуллиной, – это центр Татарской слободы Казани. И ведь нам отвечают, что композиция будет установлена в центре Татарской слободы. Это понятно: здесь туристы видят отреставрированные архитектурные новшества. Рядом Камаловский театр, где С. Садыкова работала под руководством Т. Гиззата, К. Тинчурина, С. Сайдашева в 1930 – 33 годы. Рядом музей Г. Тукая, на чьи слова она написала ни одну песню. Музей К. Насыри Старотатарской слободы – это действительно центр Татарской слободы.
     То место, куда хотят «эвакуировать» памятник-ансамбль (это три фигуры, пианино, семиструйный родник, цветы, деревья, воспетые в песнях С. Садыковой) – этот уголок отдыха является уже не центром, а окраиной Старотатарской слободы.
     Люди что-то понимают в этом, особенно старожилы. На вопрос, почему композицию, связанную со старинной татарской легендой о роднике, нельзя ставить в центре Татарской слободы на Юнусовской площади, никто ответить не хочет и не может. Где вразумительный ответ? И почему постановление, подписанное Р. Миннихановым, столько лет не выполнялось? Что это? Кто отвечает за весь этот, извините, бардак? Как не стыдно? Это первый национальный памятник в городе скульптора Р.Х. Нигматуллиной. Кто уволок гранит, ценную породу, из которого пианино делали? Куда дели? Кто? Когда? Вопросы, вопросы. Ответов нет. Если отдать под суд тех, кто должен был вовремя выполнить государственное постановление по должности и обязанности, то все равно выйдут сухими из воды. Проиграем суд, поскольку мощна коррупция. «Деньги – это последний путь, который приводит на первое место даже ничтожество. Деньги выравнивают неравных. Деньги – это могущество зла. И в этом их сила». Ф.М. Достоевский.
     «Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство», поэтому у нас нет денег для судебных процессов. Это нереально и отпадает. Остается один путь – все на совести президента. Мы просим его, чтобы он сказал свое твердое слово. Он знает, что такое мон (мелодия души), без чего татарская народная песня вообще не существует. Эта композиция, памятник-ансамбль является одновременно памятником татарскому мону (мелодии души).
     Народ безмолвствует? Так ли? Он, может, и говорит свое слово. Он говорит, что нельзя гордость татарского народа прятать на задворках города, т.е. на окраине Старотатарской слободы. Он говорит, что своим сердцем поддерживает идею скульптора. Своей популярностью, не сравнимой ни с чьей популярностью, Сара Садыкова заслужила достойное место и после своей смерти. Площадь Юнусова – от личное место для памятника, который украсит, оживит этот уголок столицы республики. Он говорит, прямо обращаясь к президенту, с 50-летним стажем, 30 лет на бульдозере на целине, в Польше, на Урале жил, слушая песни Сары Садыковой, очень удивился, что до сих пор нет ей памятника, как могли не выполнить постановление правительства, и очень за это мне стыдно, в какой стране живем, непонятно. Пусть только люди не думают, что это дело рук всего татарского народа.
     О столице, своей родной Казани, у этой женщины 8 замечательных песен и ее собственное стихотворение, которое начитается словами: «Эх, комфортно в этой Казани, это свой город, своя земля…» Разве можно спокойно слушать ее песню «Живи, Казань, живи, ты ведь остаешься еще внукам и векам…»
     Родилась она на улице Парижской Коммуны, и, по мнению многих, надо было дать этой улице ее имя, а не половине улицы Нариманова, где гуляют лишь КамАЗы. И достойно открыть ее музей в родном городе Казани на республиканском уровне, а не в деревне, где родился ее дедушка по материнской линии. (Это заслуга самих сельчан, и слава им.) Первый республиканский фестиваль-конкурс провели не в Казани. Где остальные четыре (по постановлению Кабинета министров РТ должны были проходить один раз в два года)? Сару Садыкову просто выжили из ее родного города. Какое может быть увековечение памяти, когда нет даже мемориальной доски на доме, где она жила в последний период жизни? Действительно прав автор стихотворения Роберт Миннуллин – «Нет места в Казани Саре».

А.Г. АЙДАРСКАЯ,
ветеран сцены, войны и труда.

На снимке: Сара Садыкова.

Комментарии (5)
Guest, 29.05.2015 в 15:19

теперь нужно,чтобы унтер-офицерская вдова
(МИННЕХАНОВ) сама себя высекла..

Guest, 10.06.2015 в 08:27

Guest, 29.05.2015 в 15:19
теперь нужно,чтобы унтер-офицерская вдова
(МИННЕХАНОВ) сама себя высекла.._________________________________________

Что то ляпнул ! Ни богу свечка, ни черту кочерга.

Guest, 10.06.2015 в 08:37

То, что нет комментариев под этой статьей, которая является КРИКОМ ДУШИ, говорит о бездуховности общества. Золотой телец, вот основа основ сегодняшнего дня. Очень жаль !
Памятник должен быть в ЦЕНТРЕ Татарской слободы.
Неужели Сара апа Садыкова не заслужила ПАМЯТИ. Неужели Шаляпин ( он жил в Казани, любил ее, скучал по ней, живя в Париже ), более достоин памяти. Как же близоруки, возможно, безграмотны те , кто у власти. Нельзя же жить только одним днем и заботой о спорте. Блестящий композитор должен ЖИТЬ В ВЕКАХ. А кто вспомнит, кто не любил свой город, народ, не думал о тех, кто идет за ними следом - тех, кому принадлежит наконец, будущее. МЭР города ! Внесите поправки и установите памятник там, где желает народ - с рангами и без рангов .

Guest, 10.06.2015 в 10:56

Guest, 10.06.2015 в 08:37______________________

Вы правы ! Человек приходит и уходит. Но человек силен памятью. А память народная НА ВЕКА !

Guest, 10.06.2015 в 11:42

..что-то ляпнул...
-как раз то,что надо.
перевожу:
-теперь президент миннеханов
накажет бывшего премьер-министра миннеханова
за неисполнение его же постановления.
так доходит?