Композитор и боец (к 100-летию со дня рождения Фарида Яруллина)
Творческий стаж Фарида Яруллина – татарского композитора с трагической судьбой – насчитывает всего 7 лет (с 1933 по июль 1941). За столь короткий срок он проявил себя удивительно многогранно. С его именем мы связываем зарождение в татарском музыкальном искусстве жанра обработок народных песен, вокальной музыки (романсы, песни), инструментальной миниатюры, сонатного жанра для фортепиано, для виолончели, струнного квартета, симфонии (к сожалению, незавершенной), и, главным образом, татарского балета.
Столь разносторонняя творческая деятельность композитора-новатора не могла не привлечь внимания татарского музыкознания. Ему посвящена брошюра Ч.Н. Бахтияровой (1960), сборник воспоминаний о нем (1986), книга А. Алмазовой «Фарид Яруллин и татарский балет» (1987), книга Р. Низамеева «Фарид Яруллин» (1990).
Музыка входит в жизнь Фарида с раннего детства. Его отец Загидулла Яруллин – музыкант-самородок – играл на разных инструментах: мандолине, скрипке, гармони, фортепиано. Постоянно выступая в составе инструментальных ансамблей в клубах, в театре, в ресторанах, в кинотеатрах, а в годы Гражданской войны в концертах перед красноармейцами, он всегда брал с собой сына.
В 1923 году семья переезжает в Уфу, где композитор учится в татарско-башкирской школе. С ним вместе учился Х. Губайдуллин – будущий известный театровед. По его воспоминаниям школа в то время отличалась высоким уровнем преподавания. Довольно добротно обучали русскому языку, а татарский язык и литературу преподавал такой известный писатель, драматург, как Н. Исанбет. «С удовольствием, вспоминает Х. Губайдуллин, посещали уроки музыки, где нас знакомили с нотной грамотой, но Фарид обладал уже прекрасными знаниями в этой области, по-видимому, благодаря отцу». В городе часто гастролировал театр оперетты под управлением Сагайдачного, спектакли которого (как вспоминает Губайдуллин) «мы имели возможность бесплатно посещать благодаря моей тете – кассирше театра. – Фарид всех нас удивлял своими импровизациями на популярные мелодии оперетт».
В 1930 году семья возвращается в Казань. Его родители после частых ссор расстаются. Отец устраивает сына в музыкальный техникум и уезжает в Мамадыш, а потом в свою родную деревню Малая Суни, где впоследствии женился вторично. Мать (как указывают источники) вышла замуж. Фактически 16-летний юноша был предоставлен самому себе. В годы учебы в техникуме он живет в общежитии в Школьном переулке. С ним в одной комнате жили тогда скрипач З. Хабибуллин и гобоист М. Батталов. В своих воспоминаниях они также с восхищением отмечали его мастерские импровизации на фортепиано. Все, кто слушал импровизации Яруллина, отмечали непривычное для музыкантов, его современников, использование богатейшего арсенала аккордики мажоро-минорной системы. «Однажды я услышал, – вспоминает Ю.В. Виноградов, – как певцу аккомпанировал симпатичный молодой человек. Я сразу обратил внимание на то, что он применял нетрадиционные гармонии. Его исполнение отличалось импровизационностью, и пентатоника сочеталась с импрессионистской гармонией».
В 1933 году Ф. Яруллин уезжает в Москву и поступает на второй курс рабфака при Московской консерватории в класс композиции Б.С. Шехтера. Именно в это время он активно проявляет себя как композитор, создав несколько камерно-инструментальных произведений и большое количество песен, в которых заметно проявилось влияние педагога – автора оборонных песен в 20-х годах и оперы «1905 год». Поэтому в песенном творчестве Яруллина особое место занимала оборонная тематика. Это антифашистский «Марш Тельмана» на слова М. Сундекле, песни-воспоминания о героях Гражданской войны – «В 20-е годы» и «Партизанка» на слова А. Ерикеева. Поскольку далекие годы борьбы за советскую власть показаны в этих песнях в романтическом плане, то героическая тема получает лирическое преломление.
Содержание текста («В 20-е годы») навеяно песней Д. Покрасса «Прощание» («Дан приказ ему – на запад») на слова М. Исаковского. И здесь – уход комсомольцев в поход, диалог одного из них с любимой девушкой во время расставания. Если в первом разделе песни героические события показаны несколько сдержанно, то во втором драматическая мелодия звучит во весь голос. Энергичные затакты, четкие, отрывистые аккорды в аккомпанементе придают суровому звучанию решительность и твердость.
Песня «Партизанка» продолжила линию лирико-драматической песни-баллады о героях Гражданской войны, утвердившуюся в 30-х годах в русской советской песне («Партизан Железняк» М. Блантера, «Орленок» В. Белого и др.). Ф. Яруллину удалось создать произведение открытого драматизма, благодаря сочетанию суровой повествовательности революционных маршей и фортепианного сопровождения с напряженно звучащими аккордами. Надо сказать, что выразительная функция фортепианной партии в песнях этого замечательного композитора намного усилена, обогащена. Аккомпанемент не просто отражает мелодию, а помогает глубже раскрыть содержание всей песни.
Как известно, 30-е годы ХХ века – это годы бурного строительства социализма, героических подвигов, трудового энтузиазма. Поэтому в его песнях яркое отражение получают и подвиг советских летчиков, проложивших путь в Америку через Северный полюс («Летчики» на слова А. Ерикеева), и почетный труд раскрепощенной женщины-татарки («Комсомолка удалая» на слова А. Ерикеева). Особенно звонко и радостно звучат его пионерские песни – «Лагерная песня» на слова Д. Тарджеманова и «Дайте дорогу!» на слова М. Сундекле! Получает отражение в песнях Ф. Яруллина и самая распространенная в народно-песенном творчестве татар тема любви. Таковы «Лирическая песня», «Песня сердца» на слова А. Ерикеева, «Девушке-кохознице» на слова М. Джалиля, «Лесная девушка» на слова Х. Такташа.
Через год открывается татарская оперная студия, и Ф. Яруллин продолжает учебу в классе профессора Г.И. Литинского. Как известно, 30-е годы вошли в историю как годы ускоренного развития национального музыкального искусства. Руководство республики стало активно выступать за создание жанра оперы как более высокого классического образца по сравнению с «музыкальной драмой». Все композиторы-студийцы (Музафаров, Жиганов, Яруллин) под сильнейшим прессингом властей были задействованы на создание оперы. Даже Сайдашев пытался переделать свою незабвенную музыкальную драму «Наемщик» в оперу. Однако на данном этапе развития профессионального музыкального искусства молодые композиторы еще не были готовы к созданию произведений, достойных высокого уровня классических образцов. Еще предстояло освоить такие важные средства, как симфоническое развитие (включая реминисценции, лейтмотивы, интонационные «арки»), логика драматургического развития, вокальное, ансамблевое, хоровое и оркестровое письмо и т.д. Сложность создания оперы заключалась еще и в том, что в ней должны гармонично синтезироваться на основе сценического действия оркестровая музыка и вокал. В результате молодые композиторы вынуждены были использовать формы и принципы драматургии русских опер, «отатаривая» их использованием подлинных народных песен и приемами стилизации «под народные».
История развития русской и зарубежной музыкальной культуры давно доказала, что процесс развития крупных музыкально-сценических и симфонических жанров всегда протекал естественным путем, а не под давлением сверху. Может, талантливый Ф. Яруллин внутренне уже тогда сознавал и понимал эти сложности и наперекор установкам сверху, оставив работу над оперой «Зульхабира», переключился на создание балета «Шурале».
Для сравнения стоит совершить экскурс в творчество П.И. Чайковского – основоположника русского балета. Его созданию предшествовали творчество М. Глинки и напряженная работа по освоению танцевальных жанров в творчестве самого Чайковского, которое шло несколькими путями: 1) использование танцевальных форм в фортепианных миниатюрах; 2) сочинение танцев для опер; 3) использование танцевальных форм в симфонических произведениях. Именно в последних двух направлениях происходил особенно важный процесс – процесс проникновения в танец симфонического метода развития, что способствовало приданию музыке балета нового смыслового значения.
Ф. Яруллин не имел возможностей постепенного освоения танцевальности. В то время татарская музыка располагала только двумя танцевальными номерами в творчестве С. Сайдашева – это «Вальс» из драмы «Наемщик» Т. Гиззата и «Восточный танец» из драмы «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша. Да и в творчестве самого Яруллина не было еще произведений, которые привели бы его к освоению данного жанра. Однако это не помешало композитору создать первый татарский балет с использованием симфонического метода развития и прославить татарский народ на весь мир своим единственным произведением.
Возвратившись после учебы в Казань, Яруллин все свои силы отдает работе над балетом «Шурале». Уже в начале лета 1941 года балет готовится к постановке на предстоящей осенью декаде татарского искусства в Москве. Из Кировского театра г. Ленинграда приехали постановщик Л. Якобсон, балетмейстер-репетитор П. Гусев, большая группа артистов балета. Всех поселили в гостинице «Совет», и закипела работа. Почти каждый день проводились репетиции на сцене Клуба меховщиков. Особенно доставалось композитору, также живущему в гостинице. Постановщик-хореограф Л. Якобсон по своему сценарию заставлял его не только переделывать, но и сочинять новые танцевальные номера. Г. Кумысников – исполнитель партии Былтыра – в своих воспоминаниях красочно описывает эту творческую работу. Боясь не успеть, Якобсон даже запирал композитора в номере, чтобы ему никто не мешал. В коридоре стояли, как вспоминает Г. Кумысников, постояльцы гостиницы и сотрудники, с восхищением слушая проигрывание отрывков музыки балета. Очень часто приезжал к Яруллину и его бывший педагог Г.И. Литинский. Под их неусыпным контролем Ф. Яруллин к 20 июня закончил балет в клавире. Как раз в этот день приехала из Москвы комиссия принимать произведения, выдвинутые к декаде. 20 июня прослушивали оперу Жиганова «Алтын чеч», 21 июня – спектакль драматического театра «Хужа Насретдин» с музыкой Дж. Файзи, а 22 июня должны были слушать балет. Но этот роковой день прервал работу.
В первые дни войны Ф. Яруллин создает яркую, запоминающуюся песню, призывающую народ подняться на борьбу с врагом. «В смертный бой» называется эта последняя «лебединая» песня композитора-патриота, написанная на стихи поэта-героя Мусы Джалиля. Уже 13 июля 1941 года она была опубликована в газете «Красная Татария».
24 июля композитор получает повестку из военкомата. Р. Низамиев в своей книге задает вопрос: почему артисты кордебалета, оркестра, массовок получили бронь, а автор балета и член Союза композиторов ТАССР был лишен этой брони? Когда читаешь воспоминания о Яруллине его друзей, его письма, невольно возникают и дополнительные вопросы.
Во-первых, Фарид Яруллин, выселенный из гостиницы, поселился у своей гражданской жены Галины Сачек в маленькой комнате коммуналки на ул. Галактионова, поскольку уже в первые недели войны в Казань стал прибывать большой поток эвакуированных. Он был прописан в гостинице, военного билета вообще не имел, но кто-то «позаботился», чтобы повестку принесли на Галактионова?
Во-вторых, театр оперы и балета активно продолжал работать в годы войны. 24 июня 1941 года состоялась премьера оперы Жиганова «Алтын чеч». В сентябре должна была состояться премьера балета. Почему же тогда директор и художественный руководитель театра отправили автора на фронт? Выходит, что они не были заинтересованы в постановке?
В-третьих, одновременно с Яруллиным на фронт был призван и композитор З. Хабибуллин. Яруллина направили на учебу в Ульяновск, а Хабибуллина – в Марийскую АССР. Однако через несколько месяцев он был с учебы отозван. Значит, кто-то позаботился об этом? Почему же Яруллин остался неотозванным?
В письме супруге из Ульяновска от 3 сентября композитор спрашивает: готовится ли балет к премьере? По-видимому, от нее получил ответ, что постановка состоится 20 сентября, т.к. в письме от 7 сентября он просит ее прислать рецензии на премьеру балета. По содержанию следующего письма от 3 октября выясняется, что премьера не состоялась. Причину определить довольно трудно. Композитор пишет: «Я очень расстроен, что со II действием произошла такая неприятность».
Письмо от 15 октября 1941 г. пришло уже с фронта. Через год в письме от 5 ноября 1942 года Ф. Яруллин пишет, что заболел тифом и 4 месяца лежал в госпитале в г. Куйбышеве, где он встретился с балетмейстером П. Гусевым. В этом же письме сообщает, командование военной части предоставило ему 2-дневный отпуск, чтобы поехать в Саратов, куда была эвакуирована Московская консерватория. Основная причина поездки – увидеться со своим любимым профессором Г.И. Литинским. В своих воспоминаниях Г.И. Литинский очень тепло пишет о Ф. Яруллине. Надо отдать должное, что он тут же обратился к руководителю военного факультета Московской консерватории комбригу А.Е. Гутору помочь отозвать Яруллина из фронтовой военной части. А.Е. Гутор, как пишет Литинский, тут же связался с командованием части, где служил Ф. Яруллин и получил согласие на его перевод на военный факультет консерватории. Для оформления бумаг понадобилось две недели. Однако композитору не суждено было дождаться перевода: он был отправлен на передовую фронта. По воспоминаниям его однополчанина Дмитрия Самойлова, они летом 1943 года приняли участие в самых огненных боях под Курском. После освобождения Курска их дороги разошлись. «Наш корпус, – вспоминал Д. Соколов, – отправили эшелоном на юг, в Ново-Фоминск». В боях у Перекопа он был ранен, и после ампутации руки его комиссовали. По его словам, Ф. Яруллин ушел с 16 танковым корпусом, видимо, на запад, где через два месяца погиб.
Дмитрий Сергеевич Соколов, доктор технических наук, зав. кафедрой одного из Московских институтов, приезжал в 1984 г. в Казань на празднование 70-летия Ф. Яруллина. «Я впервые встретился с ним в марте 1943 года, – вспоминал Д.С. Соколов в своем выступлении. Он остался в моей памяти открытым человеком и очень смелым как командир взвода. Однако в отличие от других бойцов отличался интеллигентностью. Однажды я застал его сидящим на пеньке, а на другом пеньке он перебирал быстро пальцами. На мой вопрос, зачем он это делает, ответил, что он музыкант. Поскольку для нас слово «музыкант» ограничивалось понятием «гармонист», вспоминал Д. Соколов, мы тут же нашли гармонь и принесли ему. Фарид улыбнулся и покачал головой, сказав, что он композитор. «Этот его ответ мы тогда толком и не поняли», – вспоминал однополчанин. «Как-то, будучи студентом, продолжал рассказывать Д. Соколов, – я увидел в Москве афишу Большого театра о постановке балета «Шурале» композитора Фарида Яруллина. Вспомнил младшего лейтенанта роты, которой я командовал. Однако тогда решил, что он тезка композитору, т.к., во-первых, я уже знал, что лейтенант погиб в 1943 г., а балет был поставлен в 1950 г., во-вторых, я подумать даже не мог, что автора такого выдающегося произведения могли отправить на фронт». Я хорошо помню, как Дмитрий Сергеевич во время выступления повернулся к президиуму и с горечью воскликнул: «Как вы могли отправить на фронт такого гениального композитора!».
Удивительно, что композитор и на фронте не оставлял творчество. Г.И. Литинский вспоминал, что при встрече Ф. Яруллин сыграл ему фрагменты из сюиты для симфонического оркестра, отдельные номера кантаты на собственный текст, посвященной Великой Победе. Рассказал ему о планах написать инструментальные концерты для скрипки, виолончели, детские песни для доченьки Наили…
В заключение хочется сказать, что фашизм был бы побежден и без участия мл. лейтенанта Ф. Яруллина, а вот татарское музыкальное искусство в лице композитора такого яркого дарования очень много потеряло.
Земфира САЙДАШЕВА.
музыка = харам.
Не выдавайте свое невежественное мнение за божественную истину.
Скорее всего, видимо, было такое указание Сталина - избавляться от самых талантливых, выдающихся, умных и порядочных татар!
Ведь Сталин, как и все русские цари не был заинтересован в развитии нерусских народов, и особенно Татарского народа!
Сталину нужны были только послушные рабы, "винтики", а не яркие Личности!
Ох незнаю что делать.Жопа
болит.Очень сильно
болит.Помогите хоть кто
нибудь,может быть есть какие
нибудь народные средства ,чтобы
жопа неболела.Очень уж она болит.
Ох незнаю что делать.Жопа
болит.________________________________________
Это не аналитик.
Твой комментарий настолько дико, особенно на этой странице. В тебе нет ничего святого. Ясно, что татарин это не пишет.
Половина членов Союза писателей ушло на фронт - это политика. Так случилось и с Ф.Яруллиным. Татарская национальная культура потеряла самых выдающихся, талантливых писателей и композиторов. А какие то мелкие статисты, актеры, но не с татарскими фамилиями, получили бронь. Ф.Яруллин для нашего народа и мирового музыкального искусства - великая утрата. Кто виноват ? Система, которая называлась СССР. Возможно поусердствовали завистники. Вечная слава и память ему -воину - композитору - герою !
18.05.2014 в 09:21
Ох незнаю что делать.Жопа болит.Очень сильно
===========
Модератор, исправь, пожалуйста, ник этому недоноску - никакой он не Аналитик, а Ванька Жопа. Анализа у него в отличие от Аналитика никакого, все его посты - сплошная жопа. Поэтому лучше вернуть бедняге Ваньке Жопе его авторство.
было ,было! евреи поехали в чистополь,татар отправили на передок.
они встретились на ж/д станции ,покурили.разъехались во встречных напрвлениях.татары,ессснно,на фронт.евреи,есссннно,в тыл(это наши родственники,как пишут знаменитые ученые с мировыми именами,которым отказали в нобелевской премии).
Сколько Зла совершила русская империя против татар не укладывается в голове. Куда не обратись везде было и есть целенаправленное, осмысленное антитатарское действие и непрекращающееся насилие и насилие. Уничтожали как выборочно так и массово. Спасибо Земфире Сайдашевой. Невозможно остановить слёзы....
Борись татар. Уничтожь кафиризм
Ф.Яруллин несомненно был выдающейся личностью.Женат был на Галине Сачек.Вот и приехали.Именно татарская интеллигенция первой одобрила и начала практиковать межнациональные браки, что мы наблюдаем и по сей день.Только теперь это практикуют уже деревенская молодежь.А наша интеллигенция Давно уже обрусела.Рыба гниет с головы.(народная мудрость).
Ахаха. А что, спать, лапать, ласкать русскую женскую грудь и в лоно русское входить наверное приятно и здорово татарам. Татары выбирают качественное.
В лоно русское входить- такова была политика коммунистов,их мораль, так сказать.Вот и входили, раз легко доступно.Какими словами назвать нацию, продающую лоно своих баб.А насчет качества- какое может быть качество у баб, слабоватых на передок,хммммм.
За что же сражались, отдавали свои жизни лучшие представители татарского народа? Неужели за то, чтобы татарский народ остался под игом русского империализма?
естественный отбор-во власть в колонии приходят самые услужливые,самые-самые,как видим по сей божий день.вместо того, чтобы сохранить талант,думали о собственной драгоценной заднице,и отправляли, и дклали все-все,что прикажут,еще сверх того навредят,думая только о себе.ПОТОМУ И ОКАЗАЛСЯ ТАТАРСКИЙ НАРОД В ТАКОМ ПОСТЫДСТВЕ,что пи нают кому не лень и плюют на нас-идут откровенные и прямые издевательства над нацией прежде всего от своих,от родимых,"ИЗБРАННЫХ НАРОДОМ"(империя давно умеет,чьими руками подлости совершать).
гражданская жена яруллина,извиняюсь,не показатель.оба -люди искусства,неудивительно,что соединились.проблема- в сегодняшней массовости смешанного проживания татар и других-откуда всеохватывающее русскоязычие.
".проблема- в сегодняшней массовости смешанного проживания татар и других-" Это не проблема, это просто жизнь!
Guest, 21.05.2014 в 09:52
"...не проблема, это просто жизнь".
___________________________________________
То, как организована жизнь людей того или иного сообщества можно рассматривать по-разному, в том числе и как проблема.Можно, конечно, сказать-"это просто жизнь" и "это просто дура(к)", если под "поверхностью" простоты не видеть и не осознавать проблем. Но, эта простота хуже воровства.
ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА скажем русской поговоркой-это про нас,ТАТАР!кстати жизнь татар-промблемма,ой какая еще ПРОБЛЕМА!о чем здесь и ведем беседу по душам.
Два комментатора , что выше, не понимают что пишут.
В поле чудес поиграем д----- !
зато ведь ты,мил дружок,понимаешь,о чем речь?!ПОНИМАЕШЬ.прикидываешься дурочкой-значит,тебе так полезнее...
Guest, 21.05.2014 в 19:18
Два комментатора , что выше, не понимают что пишут.
_________________________________________________
Что же они не понимают?
Укажите конкретно, пож-л-ста.
Но сердцу не прикажешь. Полюбил и женился. Иное дело, что татарские гены очень устойчивые. Да и скоро вся Россия будет мусульманской. 10 млн. мусульман уже приехали из Средней Азии. Так что их теперь в России 30 млн и у них рождаемость в три раза выше, и они не пьют. В результате их через поколение, то есть через 20 лет будет 60 млн. При этом православных будет 40 млн, их число сокращается, многие русские уезжают или принимают протестантские культы, уходят в современные секты, так как православие слишком огосударствленная религия, не занимается вопросами людей.
Насчет непьют, ты здорово ошибешься. Приехав сюда они быстро перенимают дурные привычки.Там за ними приглядывают родители, родственники, маххаля, а здесь свобода от харама. В России приучили пить от финляндии до чукотки.
татары вообще-то МНОГОЖЕНЦЫ,если кто не в курсе.фарид был женат не единожды,галина-гражданская жена.но браки свершаются на небесах.эти два творческих личности нашлись друг для друга,и ХОРОШО!не нужно этого пристегивать куда-нибудь для политики.это их личное счастье-не надо ничего трогать.окрашено.ДА,извиняюсь,Сачек-украинка.
Guest, 26.05.2014 в 15:15
"ДА,извиняюсь...".
____________________________________________
Избавьтесь от комплекса неполноценности.
Русские оккупанты вдолбили в сознание татар комплекс вины так основательно, что они на всех углах постоянно извиняются. Перед всеми. И даже тогда, когда никого нет. Очевидная глупость и выглядит смешно.
это оборот речи.не поднимай шум на пустом месте.займись самообразованием,что ли? чтобы не пугаться каждой вороны.
Готовлю материал по музею 19 Танкового корпуса и волею судеб занесло на публикацию о Яруллине, ужасает ДИАЛОГ представителей татарского народа..откуда такое кощунство и ненависть к русским. Ведь в годы ВОВ они плечом к плечу защищали Родину и нас с вами, головы сложили, а вам сейчас не стыдно поливать грязью то что было ими завещано НАМ, не важно кто рвсский ли, татарин ли, таджик, украинец, киргиз...
Спасибо, очень пригодился материал. Изучаем творчество композиторов Татарстана