Гасимов
В художественной галерее «Хазине», расположенной в Кремле, открылась небольшая выставка скульптора Махмута Гасимова в честь 70-летия художника. Кстати, «Хазине» переводится, как «сокровище», от этого татарского слова пошло и слово «казна». Гасимов считается одним из лучших скульпторов, работающих в Татарстане.
Начинал в Ташкенте, в Узбекистане у него около 60 скульптур, в Татарстане примерно 15. В 1987 году он приехал в Казань на 90-летие Баки Урманче, там познакомился с ним, и Баки Урманче пригласил его работать в Казани. В 1993 году супруга Баки Урманче обратилась к нему с просьбой создать памятник Урманче «как татарина и по-современному». К Гасимову в Ташкент позвонили из Минкульта Татарстана. К тому времени, как говорили друзья скульптора из Ташкента, там к ним относились, как к «татарам», а в Казани, как к «узбекам». Гасимов создал памятник Урманче в рабочем фартуке. Это была его первая скульптура в Казани. Памятник Баки Урманче был открыт 28 февраля 1997 года в день столетия художника.
Махмут Гасимов – скульптор, конечно, талантливый. На выставке интересно было наблюдать эволюцию художника, которого на открытии называли счастливым человеком: «Он знает, с какими людьми дружить и кого ваять!». Особенно отличаются, естественно, ташкентский и казанский периоды. Сравнили Гасимова на открытии выставки и с Кербелем, фактически назвали «татарским Кербелем», отметив, что это трудное творчество – монументальная скульптура.
Мне больше всех понравилась скульптура «Самомнение» и ранние фольклорные работы в Ташкенте. Они гибкие, пластичные, лиричные, в них есть тонкость. Потом работу скульптора становятся заметно массивнее, от тонкого, «размытого» штриха он переходит к резким, нарочито крупным, тяжелым формам, даже давящим на зрителя, подавляющим его своей тяжеловесностью, словно скульптор изображает не живых людей, со всеми их ошибками, метаниями, исканиями, а героических титанов. Это был даже не соцреализм, а восточный феодалреализм. Гасимов изображал вождей. Понятно, жить-то надо. Мне кажется, что примерно такой вид скульптуры мы можем наблюдать в изображениях вождей Северной Кореи. Вот, например, бюст генерального прокурора Узбекистана, подчеркивающий опыт и мудрость изображаемого. Но одновременно с этим с какой любовью, задушевностью, нежностью, теплотой получилась у Гасимова обнаженная фигура девушки, как говорили его друзья на открытии, его бывшей возлюбленной. Особенно интересно получилась у скульптора грудь девушки, практически роденовская.
Гасимов восстановил памятник Державину в Казани, по старым чертежам (скульптор Гальберг) . Получился, конечно, новодел, но это не механическая копия, а все-таки памятник Державину именно после его уничтожения коммунистами. Живым памятником его трудно назвать, конечно, это странный памятник, даже инфернальный. В Елабуге Гасимов поставил конную статую основателя города булгарского эмира Ибрагима I бен Мухаммеда. Друзья на выставке говорил, что хорошо бы Гасимов поставил конную статую одного из ханов Казанского ханства в Казани. Без этого город не имеет своего выраженного татарского лица. Я бы добавил, что, конечно, нужно ставить в Казани и памятник Чингисхану. Это самый крупный и успешный полководец человечества, и зря татары от него отказываются. Этот памятник привлек бы, наверняка, миллионы туристов.
И нужно ставить памятник Батыю и названному брату сына Батыя Александру Невскому. Кстати, памятник защитникам Казани от Ивана Грозного, можно было бы совместить, поскольку в Москве его практически не разрешают, видимо, ставить, с памятником погибших новгородцев, с которыми Иван Грозный расправился еще гораздо более жестоко, утопив в реке 40 тысяч человек, чтобы и памяти о демократическом новгородском вече на Руси не осталось. Новгород и Казань всегда были вместе, не воевали друг с другом, это были военно-феодальные демократии.
Гасимов поставил перед педагогическим университетом памятник Салиху Сайдашеву, который нельзя назвать удачей, огромные ботинки бронзового композитора уже вошли в поговорки. Сайдашев был «татарским Моцартом», его произведениям была присуща моцартовская легкость, однако у Гасимова он получился слишком тяжелым, приземленным, это скорее сталевар, ударник коммунистического труда, а не поразительно мелодичный композитор. За этим памятником не слышится музыки Сайдашева.
Сначала Гасимов получил заказ и на памятник Туполеву в Казани. Весь заказ был 18 миллионов рублей, гонорар скульптору должен был составить 4,5 миллиона рублей. Но скульптора не устроил и низкий гонорар, и концепция памятника. Он создал своего Туполева, без трех звезд Героя соцтруда, с моделью бомбардировщика в руках и остроносыми ботиночками, токними ножками, с якобы детским выражением лица. Ноги у Туполева были, как у солиста балета. Макет пямятника, не понравился заказчику и Гасимов заказ не получил. Честно говоря, концепция памятника Туполеву более подошла бы к памятнику Сайдашеву. К тому же Туполев был жестким человеком, стратегом, более внутренне похожим на маршала Жукова, как говорили представители заказчика, он матом не разговаривал, он другого языка и не знал. Гасимов считается «упрямым» скульптором, когда ему начинают указывать, как творить, он отвечает: «А кто вы такие в искусстве?».
На открытии выставки выступила вдова предпринимателя Таркаева, именно Гасимов создал ему памятник на Арском кладбище. Она выразила благодарность скульптору за памятник, за его работу. Есть у Гасимова готовый памятник Султан-Галиеву, расстрелянному Сталиным. Там революционер изображен в полный рост и дан именно, как несгибаемый большевик-пролетарий, в татарских сапогах. Но вообще памятник явно из прошлого, сегодня это уже социалистическая архаика времен «Истории КПСС». Главное, Султан-Галеев был мыслитель, теоретик национального движения, пусть и социалистического, а ни работы мысли Султан-Галеева, но его трагического столкновения со сталинизмом в памятнике не чувствуется. Получился какой-то безнациональный рабочий-пропагандист, с некоторой ассоциацией памятника Мусе Джалилю перед Кремлем.
Представлено было на выставке фото бюста Солженицына. Получился растерянный человек, без стальной внутренней пружины, не тот, кто написал «Письмо вождям», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ». Солженицын был боец, и при этом прагматик, математик, рассчитывающий ходы. У него и стиль книг математический. Он, кстати , с двумя друзьями предпринял в 30-х годах путешествие на лодке с веслами по Волге и они заходили в Казань. Вот на этой лодке и нужно было его изобразить. Мне бы, конечно, хотелось бы увидеть, как скульптор Гасимов изваяет Путина или Ельцина. Это фигуры достойные его творчества. Ельцин сказал историческую фразу в Татарстане: «Берите столько суверенитета, сколько проглотите». Хотелось бы увидеть в Казани памятник Ельцину с этой надписью. Когда-нибудь он обязательно появится.
Рашит АХМЕТОВ.
нет пророка в родном отечестве.
махмут,скорее,прижился еще и потому,
что слегка ЧЮЖОЙ-он из кемерово
куда на шахты(ленинско-кузнецк)
кинула судьба его отца,
уроженца мамадышского уезда-
извечный проторённый
путь татарина в российской империи-
каторжный труд безо всякого суда,
по воле жизненных обстоятельств.
сердцу начальства нашего гораздо-гораздо милее
всякий ГАСТРОЛЁР вроде ДАШЫ НЯМДАКОВА,
чем СВОЙ(любой бурят в десять раз талантливей,чем наш татарин,да и делишки вести мани-мани проще выходит!).
вот и лепит своих милых ЗВЕРЮШЕК намдаков-
есть СПРОС!!!
а король,как всегда,ГОЛЫЙ:
-как пристегнуть тех мифических зверушек
к славному городу КАЗАНИ,
к нашей истории,богатой событиями,
победами-поражениями...
с зверушками-оно начальству как-то спокойней..
раньше такого фасона всяких причудливых зверюшек татарские бабушки пекли в печи из остатков теста.
О времена!
Намдаков скульптор интересный и глубоко национальный. Не татарский, конечно. Его скульптуру Чингисхана нужно поставить в Казани. Будет фурор.
нам лишь бы не СВОЁ.
чужака за стол на почётное место.
своих-в угол.
Татарам нужны талантливые скульптуры. Нужно ориентироваться на лучшие мировые образцы, Родена, Эрьзя.Если будем вариться в собственном соку, то останемся в культурном отношении провинциальным второсортным народом.Об этом мечтают шовинисты.
чюжие спортсмены,чюжие скульпторы...
мало проку.
вред по резюме выходит.
деньги на ветер..
герб РТ,со слов фаузии ханум байрамовой
при обсуждении в верх.совете РТ,
представляет из себя ПЕТУШКА.
зверушки бурятского гения-из той же опперы.
место им на детской площадке.
или,звиняюсь,КИТАИЗАЦИЯ на опережение?!
Китайский народ -старший брат русского народа.Нужно создать мощный союз России и Китая, в перспективе единое государство с президентом Путиным.
единое гуссударсво-верно,
но председатель-синь сцзинь...,а не пу тинь.
ерб РТ,со слов фаузии ханум байрамовой
при обсуждении в верх.совете РТ,
представляет из себя ПЕТУШКА.___________________
Это не так. Речь шла о гербе Казани, а не РТ. Не вводите , пожалуйста, людей в заблуждение.
На российском гербе Казани действительно то ли курица, то ли петух.
И вот вместо курицы или петуха, был предложен крылатый барс племени барсил, который был их тотемом. А так как барсил было больше, то и гербом В.Болгарии стал крылатый барс, что мы имеем на сегодняшнем гербе РТ, что еще раз подчеркивает, что казанские татары являются прямыми потомками волжских болгар, пришедших на Среднюю Волгу с Приазовья и Придонья в 7-8 вв.
..не вводите в заблуждение...(С)
-итак,ВЫВОЖУ НА ЧИСТУЮ ВОДУ:
-поскольку г.байрамова не являлась депутатом
казанского исполкома или чего подобного,
а ДЕПУТАТОМ ВЕРХ.СОВЕТА РТ,
то и обсуждала она именно герб РТ.
верно, ибо некоторые депутаты ратовали за казанский герб, который они хотели видеть в качестве герба РТ. Вот о чем шла речь.