2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Галиябану

17 марта 2016 года
Галиябану

     Театр Камала открыл сезон, можно сказать, историческим музыкальным спектаклем «Галиябану» Мирхайдара Файзи и Салиха Сайдашева в постановке 28-летней восходящей звезды татарского театра, режиссера Ильгиза Зайниева. Пьеса до этого ставилась на камаловской сцене девять раз. Написана в 1917 году. Татарский Моцарт, дирижер татарского театра Салих Сайдашев музыкально оформил ее, использовав народные напевы. Народная музыка – сердцевина спектакля, и Зайниев мастерски вписал народный лиризм Сайдашева в спектакль.
     Сюжет пьесы достаточно прост, режиссер Казанского тюза Туфан Имамутдинов (кстати, ученик Кудряшова, который рассматривает спектакли как музыкальные произведения с внутренним звуком, с внутренней сквозной мелодией)в фойе театра на мой вопрос, понравилась ли ему постановка Зайниева, надолго задумался и сказал: «Но там же нет конфликта, в чем драма?». Наверное, с точки зрения канонов жанра и психологизма да и «новой драмы» – действительно нет. А вот с точки зрения символизма, особенно музыкального символизма, конфликт колоссальный.
     Иногда слушаешь русскую народную песню, которая гениальна, как и всякая народная песня, потому что раскрывает душу народа и сравниваешь ее с татарской народной песней – различаешь огромную дивергенцию культур. Лев Гумилев указывал на этот феномен, предполагая, что есть культуры внутренне комплиментарные и некомплиментарные. Конечно, есть русский лиризм и есть татарский лиризм. Это уже иной театр, не позитивистский вербально-психологический, а музыкально-символический, интуитивистский. Я называю его суфийским театром. Лиризм татарский более глубокий, наверное, потому, что татарская культура находилась под сильнейшим давлением и поэтому татарские народные переживания концентрировались в песне. Народная песня была для татарина часто практически единственным способом облегчить душу, а в русской культуре она такой роли не играла. Хотя, конечно, песни русских крепостных крестьян и каторжан тоже потрясают. Кстати, по этому спектаклю неожиданно видишь, что поэзия Лермонтова глубоко восточная, смыкается с татарской поэзией.
     Главная героиня Галиябану (в исполнении Гузель Гульвердиевой несомненная удача режиссера и актрисы) несколько раз рефреном повторяет слова, этим же и заканчивается спектакль: «Откуда в моей душе звучит эта мелодия?». Зайниев через народную песню передает драму татарской души. Он хотел создать спектакль-мон, спектакль внешне кажется простым и примитивным, но, как картины Пиросмани, эта простота, безыскусность и бьет без промаха, попадая прямо в татарское сердце, заставляя задуматься, почему же так неустроенно живут татары на земле даже в XXI веке. 
     Спектакль получился живой, кажется островком тепла, особенно если вспомнить телевизор с Владимиром Соловьевым и буквально чуть ли не «лающей» речью Ольги Скабеевой (которую называют «железной куклой»). Сравниваю ее речь с теплым мелодичным голосом Гузель Гульвердиевой. Еще раз скажу, что разность культур колоссальна. Голос Гульвердиевой лечит, врачует, звенит природным добром, голос Скабеевой – после ее звуков начинаешь прямо болеть, мне кажется, он несет отрицательную энергию. Почему я об этом пишу – спектакли, театр не существуют в вакууме, в условном замкнутом пространстве, в башне из слоновой кости. На фоне бомбардировок в Сирии спектакль дает зрителю надежду, что в мире еще существует и здравый смысл. Спектакль концентрирует энергию времени, и «попадание» происходит, если режиссер искренен и добр. Ильгиза Зайниева можно поздравить, через музыкальный символизм, через ручеек татарской народной теплой жизни он сумел передать нечто вечное в татарской душе. Халил (Фаннур Мухаметзянов) на фоне главной героини несколько потерялся, он для нее как приложение. Он положителен, но так, чтобы на сцену выплеснулась сильная душа умного татарского мужчины, этого не случилось. Интересен богач Исмагил (Алмаз Гараев), отрицательный персонаж, убивающий соперника Халила. Он, конечно, нарисован условно, говорит как-то заученно, шаблонными фразами опереточного злодея, весь в черном костюме, такой мальчишь-плохишь, но он же любит Галиябану, раз и свою жизнь разрушает ради нее, становясь убийцей. Здесь скорее угадываешь талантливого актера вопреки актерской схеме.
     Отлично сыграл Минвали Габдуллин в роли Бадри, отца Галиябану. Его танец в конце первого действия просто великолепен, настолько он неуловимо эмоционально искренен. Сильное впечатление произвела и Ильсия Тухватуллина каким-то своим внутренним женским стержнем, который чувствуется отдельно от роли. Это харизма актрисы, что есть, то есть. Фирая Акберова в роли свахи Бадиги – такая татарская Ханума, в чем-то даже тоньше и лиричнее героини знаменитого спектакля Товстоногова. Парни и девушки в целом справились с ролями, танцевали и пели лихо. Но так случилось, что я посмотрел неделю назад новую программу Татарского государственного ансамбля танца. Это было нечто. Неповторимый драйв, захватывающий в плен. Зал был в шоке. Я даже назвал бы этот ансамбль татарской атомной бомбой против шовинизма. Подумал, если бы этот ансамбль в трех-четырех номерах Зайниев выпустил на сцену, этот сплав музыки, фольклора, танца, талантливой игры камаловских актеров плюс режиссерский лиризм родили бы, наверное, прорыв, новую волну самостоятельного пассионарного татарского театра XXI века. Но и так видно, что спектакль состоялся, это большая творческая удача Зайниева, который от спектакля к спектаклю работает все интереснее и интереснее. Молодцы!

     Рашит АХМЕТОВ.

     На снимке: Гузель Гульвердиева.


Комментарии (20)
Иван Иванович, 18.03.2016 в 12:54

Романтизация татар-убийц русских - новый тренд в Татарии. Вся Татария сочувствует Мисбах-бабаю, убившему русского врача Железнова.

http://www.azatliq.org/a/27571306.html

Дело Мисбаха Сахабетдинова, убившего в Набережных Челнах врача, передано в суд

Закончено предварительное расследование по делу Мисбаха Сахабетдинова, убившего врача Андрея Железнова в Набережных челнах, Дело передано в суд.

Согласно обвинительному заключению, 8 июля 2008 года Мисбах Сахабетдинов, сломав палец, обратился в городскую больницу № 4, где работал Железнов. Во время приёма травматолог Железнов потребовал с него снять тюбитейку, потому что в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями требуется снимать верхнюю одежду. Но обвиняемый отказался выполнить требование врача и заявил, что не выйдет из комнаты пока ему не будет оказана медицинская помощь. Не смотря на это Сахабетдинова выгнали из комнаты приёма.

Обидевшись на это происшествие, Мисбах бабай (дедушка Мисбах) изготавливает огнестрельное оружие, замаскированное под трость, и с целью мести в мае 2014 года снова приходит к тому же врачу. Но в то время оружие не стреляет из-за неисправности.

После исправления неисправности оружия, Сахабетдинов снова приходит в больницу 11 декабря 2015 года и убивает Железнова.

Мисбах бабай (дедушка Мисбах) признаёт все обвинения, говорится в сообщении Следственного комитета России. Он останется под стражей. Дело передано в Набережночелнинский городской суд.

После этого убийства и его героизации вопрсо создания Казанской области - вопрос выживания русских в Татарии, в "Идель-Урале" и в конечном счёте в России!

Guest, 18.03.2016 в 17:29

как бы он обошелся,если бы пришел русский дед,
тоже 85лет?
заставил крестик снять или что другое?
или не стал бы заниматься РУКОПРИКЛАДСТВОМ,
как в случае с татарским дедом?!
теперь уже не узнаем.

Иван Иванович, 18.03.2016 в 20:42

Татарские национал-сепаратисты везде и кругом оправдывают убийцу русского врача Мисбаха Сахабетдинова. С точки зрения татнацистов смерть Андрея Железнова морально оправдана. А Мисбах поступил гордо и с достомнством. Распространение таковых взглядов свидетельствует о срочной необходимости губернизации, детатаризации и денацификации Татарии. В том числе и в плане татароязычия - экстремизм и сепаратизм надо подавить. Героизация убийств русских неприемлема.

Guest, 19.03.2016 в 08:52

Иван Иванович, 18.03.2016 в 20:42
Татарские национал-сепаратисты везде и кругом оправдывают убийцу русского врача Мисбаха Сахабетдинова.
=====================
Как всегда, основное оружие русского империализма - ложь, глупость, подлость и провокации. А как же еще защищать лживую, глупую и подлую империю Эрэфию, даже если это делает обманкуртившийся бывший башкирин Венер(расим), крестившийся и ставший русским парнем Иван Ивановичом?

Guest, 19.03.2016 в 09:35

Башкирский шизофреник Иван,Расим и пр. Писать изо дня в день одно и то же,это неинтересно никому.Зря ты не прочел книжку своего башкира Мурзагулова о М.Рахимове и др.башкирских деятелях.Когда прочтешь эту книгу делается понятно,почему среди башкир хватает таких идиотов как ты.Моисей 40 лет водил евреев по пустыни,чтобы они забыли о египетском рабстве.С учетом того, что башкиры добровольно приняли рабство и радуются своей русификации,как обезьянки повторяя за русскими все их движения,то единственное спасение для башкир брать пример с татар,хождение по пустыни уже не поможет.

Guest, 19.03.2016 в 09:37

Несчастный шизофреник,даже на фотографию такой прелести внимание не обращает. Долбит свое. Что поделаешь импотент,последствие шизофрении.

Иван Иванович, 19.03.2016 в 17:17

Какое отношение к Башкирии имеет культ убийств татарами русских в Татарии? И почему вы считаете меня башкиром Расимом? Поясните пожалуйста.

Кунак, 19.03.2016 в 21:11

Тема про театр, а комменты пространные Иван Иваныча на каждой странице.
Гузель Гульвердиева. Фамилия скорей всего не девичья. На азерскую смахивает.

Guest, 22.03.2016 в 01:21

Ахметов.

...Это было нечто. Неповторимый драйв, захватывающий в плен. Зал был в шоке. Я даже назвал бы этот ансамбль татарской атомной бомбой против шовинизма. Подумал, если бы этот ансамбль в трех-четырех номерах Зайниев выпустил на сцену, этот сплав музыки, фольклора, танца, талантливой игры камаловских актеров плюс режиссерский лиризм родили бы, наверное, прорыв, новую волну самостоятельного пассионарного татарского театра XXI века. Но и так видно, что спектакль состоялся, это большая творческая удача Зайниева, который от спектакля к спектаклю работает все интереснее и интереснее. Молодцы!

=================================================
Какой шовинистический запал! Все самое лучшее - только татарское и вдохновенное. А если не татарское- то отсталое и "атеистичное". У Рашида Ахметова все в конце концов сводится к политике. Во всех его статьях проглядывается его политическое прошлое. Все дальше он скатывается к национализму. А когда-то он был в оппозиции к Шаймиеву и татарскому национализму. Боролся с ТОЦ и Байрамовой. Как изменился человек! Как ему хочется прислониться к власти!

Guest, 22.03.2016 в 09:18

а что,ванька,не ндравится тебе такой АХМЕТОВ?!
дело вкуса.
кто любит попа,а кто-попадью.
мне,например,нравится попова дочка-она посвежее.

Иван Иванович, 22.03.2016 в 11:03

Guest, 22.03.2016 в 01:21
______________________________
Вот вот. Во всём находит особый, татарский смысл.

Guest, 22.03.2016 в 14:11

бывает,что в русских поговорках
спрятан ТАТАРСКИЙ СМЫСЛ.

Иван Иванович, 22.03.2016 в 14:49

А почему с большой буквы? Стремление себя возвысить? Денацификация Татарии нужна.

Guest, 22.03.2016 в 15:47

Ваня-я-я,ну ты про гурию на фото хоть напиши что-нибудь. Глаз наш татарский радуется ей,а ты все гав да гав.

Guest, 22.03.2016 в 22:44

http://chelny-biz.ru/news/93221/


Убийца врача боролся с «адской символикой»
14.12.2015, 13:02
NETCAT_BBCODE_IMG
Общественное движение Татарский патриотический фронт «Алтын Урда» намерен оказать юридическую помощь Мисбаху Сахабутинову, который сознался в убийстве челнинского врача Андрея Железнова.

Мисбах Сахабутдинов прежде был активистом Татарского общественного центра (ТОЦ). Он упоминается на интернет-форумах среди сторонников ТОЦ.

Например, в 2012 Мисбах Сахабудтинов вместе с другими членами организации подписал письмо против решения Минтимера Шаймиева установить скульптуру-памятник «Хранительница» на территории Булгара. Татарская и мусульманская общественность назвала его «адской символикой». Соответствующее обращение татарской и мусульманской общественности в 2012 году было направлено на имя президента РТ Рустама Минниханова.

«Хранительница» не отражает истинную историю и духовное наследие Булгар. Попытка ассоциировать изображенное в скульптуре животное с белым барсом и привязать его к одному из образов, использованных в государственной символике Татарстана, вызывает лишь недоумение. Мало того, эстетическое решение скульптуры противоположно позитивному, вызывающему доверие образу Белого барса. Своими обнаженными хищными клыками, заостренными крыльями, черным цветовым решением, копытообразными лапами «Хранительница» больше соответствует образу животного агрессивного, готового уничтожить, попросту некоего чудовища из языческой мифологии», – говорится в письме, под которым подписался и Мисбах Сахабутдинов.

Guest, 23.03.2016 в 11:28

по "хранительнице" дед мисбахутдин
одержал-таки победу:
-не посмели установить!
сохранил при этом бюджет республики
от грандиозной кражи.

Иван Иванович, 23.03.2016 в 12:56

От хранительницы к убийству русского врача.

Guest, 23.03.2016 в 20:27

Ваня-я-я,оставь на минуту гав-гав,посмотри на фото секунд 10-15. Если у тебя ничего не шевельнется,то лучше тебе повеситься.

Иван Иванович, 24.03.2016 в 07:23

Ради чего татары убивают русских врачей? Ради независимости Татарии. Ради того, чтобы имя этого убийцы, маньяка, террориста было в учебниках истории.

Ещё рано ставить точку в споре о независимости Татарии.
А как вы относитесь к независимости Республики Татария?
http://www.azatliq.org/a/27626517.html
В спор о независимости рано ставить точку
NETCAT_BBCODE_IMG
Коллаж с надписью на независимость Татарии рано ставить точку
За 24 года до этого был проведён реферундум в защиту Декларации о суверенитете Татарии. "Вы согласны с тем что Республика Татария - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношение с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" - на такой вопрос 61.4 процента избирателей Татарии дало ответ "да".
Конечно, это видный, с многих сторон определяющей судьбу результат. Его достигнуть было не легко. Подготовке этого очень важного для республике референдума были большие препятствия, горячие споры с федеральным центром.
Референдум был проведён в полном соответствии с международными правовыми нормами. Так, народ Татарии реализовал своё право на самоопределение. Это признали многочисленные наблюдатели из других стран. В свою очередь, право народов на самоопределение записано в уставе Организации Объединённыъ наций, так же эта статья есть в "Декларации о правах человека" и принятой в 2007 году "Декларации о коренных народах".
Результат референдума (1992), Декларация о независимости (1990) и Конституция Татарии (1992) вместе составляют правовую основу нашей государственности. В совокупности с подписанием Договора о разграничении полномочий и предметов ведения с Россией, приведение в действие этих политических актов привело к появлению отдельного политического феномена - модели Татарии.
Нельзя сказать, что референдум завершил свою историческую миссию. Не будем забывать, что референдум упоминается в договоре между органами власти Российской Федерации и Республики Татария о разграничении полномочий, действующем до 2017 года. Помня это, можно сказать формально, что государственность живёт. Нисколько не сомненно, она сохранилась на бумаге. Как минимум, до 2017 года. Ещё рано ставить точку в спор о независимости Татарии.

Раис Сулейманов, 25.03.2016 в 07:17

После конференции "Феномен новообращенных мусульман в современной России", которая прошла в Екатеринбурге 22 марта 2016 года и где я побывал, всегда интересно пообщаться с коллегами, когда они делятся своими наблюдениями в ходе своих исследованиях. Так вот узнал одну любопытную деталь: на севере Урала (в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах), где существует серьезная проблема с мигрантами, живущие там татары-мусульмане в 2010-е годы стали отдавать своих детей в православные гимназии, чтобы обезопасить своих детей от тех реалий, которые имеет место быть в средних общеобразовательных школах. Мигранты своих детей в православные гимназии не поведут учиться, они идут в обычные светские школы. То, что там происходит, можно назвать термином "этническая дедовщина": социализация детей-мигрантов идет крайне трудно, оказавшись в школе, они самоорганизуются в сплоченные группы, подвергают физическому насилию остальных детей, происходят конфликты между подростками, имеющими национально-религиозный окрас, что администрацией школ и чиновниками отрицается на словах, но в реальности, увы, это имеет место быть. Ментально русские и татары очень близки, и даже то, что татары идентифицируют себя как мусульмане, не означает, что они с детьми-мигрантами из мусульманских стран, находят общий язык и имеют с ними культурную близость. Татарские дети также становятся объектами притеснений со стороны мигрантов. И то, что татары-мусульмане на севере Урала стали отдавать в православные гимназии своих детей, чтобы обезопасить их от "этнической дедовщины" в обычных школах, говорит не о том, что они хотят воспитать своих детей в православной традиции, а о том, что они хотят безопасности для своих детей. Т.е. это мера вынужденная. Татарские дети в православных гимназиях северного Урала - пока явление, конечно, не массовое, но сам факт его появления говорит о том, что межнациональная ситуация там крайне тяжелая.

Здесь мы обсуждаем в том числе и эту проблему:
http://ekburg.tv/programmy/summa_mnenij/novoobrashhennye