27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Альбина

28 мая 2013 года
Альбина

     В БКЗ им. Сайдашева с грандиозным успехом прошел концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова с солисткой Альбиной Шагимуратовой. Певицы такого уровня Казань, пожалуй, не видела за последние лет тридцать. Ныне она солистка Ла Скала, Венской оперы, Берлинской оперы, Ковент Гарден, Метрополитен-опера, Большого театра. Альбина Шагимуратова – обладатель «полетного» колоратурного сопрано, «бриллиантового» сопрано. Директор Венской оперы в восхищении сказал о ней так: «Я и не думал дожить до того времени, что смогу услышать подобный голос. Альбина Шагимуратова поет как легендарные певцы золотой оперной эпохи начала XX века. Сейчас таких голосов нет». 
      На пресс-конференции перед концертом выступили Владимир Спиваков и Альбина Шагимуратова, обладательница «Золотой маски» за пение в опере «Лючия де Ламермур» в Татарском оперном театре, обладательница Золотой медали конкурса им. Чайковского (2007 г.). Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте. В 1994 году поступила в Казанское музыкальное училище. В 1998 – 2001 гг. училась в Казанской консерватории. Затем перешла в Московскую консерваторию, училась у Г. Писаренко. Владимир Спиваков, который, кстати, родился в Уфе, его отец работал мастером на Уфимском авиационном заводе, заявил: «Ныне в России бесспорно лучший оперный голос у Альбины Шагимуратовой. Раньше певицей номер один в России считалась Анна Нетребко. Сейчас Альбина вырвалась вперед. Я горжусь тем, что наш оркестр выступает вместе с ней. Альбина очень быстро растет как певица. Думаю, что она имеет шансы стать лучшим голосом мира в ближайшем будущем».
      Первой, кого пригласил выступить Спиваков в своем юбилейном концерте в сентябре, была Альбина Шагимуратова. Георгий Агеев, директор Национального оркестра РФ, назвал первую пятерку женских оперных голосов России, по его мнению, среди которых оказались две татарки Альбина Шагимуратова и Венера Гимадеева, а также Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Динара Алиева из Баку. Именно Спиваков в свое время настоял, чтобы Альбина Шагимуратова участвовала в конкурсе им. Чайковского. Американцы, которые в то время курировали конкурс, сомневались, что столь неизвестная певица способна хорошо выступить, но Спиваков поставил ультиматум: либо Альбина участвует в конкурсе, либо я отказываюсь сотрудничать с конкурсом.
      Сама Альбина Шагимуратова отметила, что на нее оказала большое влияние легендарный преподаватель Рената Скотто из Нью-Йорка. Рената Скотта говорила ей, что она должна быть «умной певицей» и тогда у нее всегда будет успех. Я бы сказал, что Альбине Шагимуратовой нужно идти дальше и стать «мудрой певицей», стать певицей, поющей не только голосом, но и сердцем. На вопрос, есть ли у нее другие увлечения, Альбина Шагимуратова сообщила, что у нее нет времени, нет выходных, контракты на три года вперед, она постоянно в самолете, недавно выдался свободный день, и она весь день блаженно спала. Выдерживать такой бешеный темп работы позволяет только молодость.
      Альбину Шагимуратову пригласила из Ташкента в Казань певица Гульзада. Гульзада говорит, что когда работала на табачной фабрике, купила семье Альбины трехкомнатную квартиру в Казани, чтобы они смогли жить в Казани. Отец работал судьей в Ташкенте. Альбина сначала училась в Казанском музыкальном училище по специальности «хоровое дирижирование». После окончания училища работала преподавателем хора в школе. Певицей она не предполагала стать.
На концерте Альбина Шагимуратова пела прекрасно, выкладывалась вся, без остатка. Скорее всего она соскучилась по родному городу и хотела поразить Казань, где у нее много друзей и поклонников (билеты на концерт раскупили за месяц вперед, кстати, стандартные цены на билеты в Ла Скала, например, максимум 170 евро, примерно в 2 раза дороже, чем в Казани). Она заявила, что по-прежнему числится солисткой Татарского оперного театра, будет приезжать и давать концерты примерно два раза в год в Казань, больше не позволяет график. Ее самые выигрышные партии – Царица ночи из «Волшебной флейты», Джильда из «Риголетто». На концерте она совершенно феноменально исполнила «Соловья», который стал ее «визитной карточкой».
      Она исполнила «Туган тел», пела очень хорошо, но эта песня, гимн татарского народа и татарского национального движения (кстати, почему она не стала государственным гимном Татарстана?), прозвучала в «оперном» исполнении мирового класса и была слишком сентиментальной, слишком «сладкой», слишком лиричной, из нее словно вышел «боевой дух», она стала «отполированным» музыкальным произведением, а не гимном. Интересно было наблюдать за реакцией слушателей БКЗ на исполнение татарской песни. Аудитория четко разделилась, часть зала, скорее всего татарская, бешено аплодировала, другая часть зала либо не аплодировала, либо раздавались жидкие хлопки. Потрясающим было исполнение дуэтом без оркестра произведения Штрауса. Спиваков играл для Альбины на скрипке Страдивари. Альбина пела столь проникновенно, что после окончания зрители сидели минуты три в полной тишине, потрясенные впечатлением, у них был столь сильный шок после тончайшего исполнения, что не было возможности и сил даже аплодировать. Зал словно «улетел» в иные пространства вместе с Альбиной и Спиваковым. После длиннейшей паузы, когда слушатели «возвращались», раздался ураган аплодисментов.
      Альбина Шагимуратова приглашена выступить на открытии Универсиады в Казани. Спиваков сказал, что это абсолютно верное решение, Альбина Шагимуратова органично будет смотреться как представительница татарского народа. К тому же это лучший голос России – нужно показывать настоящую культуру, «не все же время шайбу гонять», сказал Спиваков, «каждому очевидно, что культура гораздо важнее спорта». На вопрос, что она будет петь на открытии Универсиады, Альбина ответила: «Это секрет». Но можно предположить, она будет петь «Соловья», Царицу ночи и «Туган тел». Ясно, что 45-тысячный стадион скорее всего встанет (татары точно) при исполнении «Туган тел». При этом будет присутствовать Путин. Наверное, это его может потрясти.
      Если сравнивать Альбину Шагимуратову с Марией Каллас, то голос у Каллас «цельнее», трагичнее, с большой внутренней энергией, она зачаровывает. У Шагимуратовой голос звонче, «веселее», прозрачнее, светлее, возможно, даже сильнее, богаче, Шагимуратова еще не распелась во всю свою мощь, она еще только экспериментирует со своим голосом, она еще не «проживает» трагическую жизнь своих героинь и душу песни, для нее это пока только во многом «формальные» интересные звуки, а не духовный мир. Мы наблюдаем становление великой певицы. Хотя можно повторить, палитра Шагимуратовой богаче, ей не хватает того, что «за голосом», трансцендентного, ей не хватает собственного трагичного внутреннего мира. Талантливая Шагимуратова вся еще «земная», а ей необходима «потусторонность» пения. Шагимуратовой не хватает религиозного пения, религиозного звучания. Для нее вокальное произведение пока только песня, а не молитва. Возможно, именно это Рената Скотто называла «умная певица», наставляя Шагимуратову, а в действительности это мудрость человека, пережившего много жизней и обратившего свой взор к Богу.
 

Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (3)
УУСТИК, 28.05.2013 в 23:39

браво рашид это какая-то прямо апасс
ионата бетховен+моцарт окей дорогой мой патриот!

Guest, 29.05.2013 в 00:10

УУСТИК, 28.05.2013 в 23:39

браво рашид это какая-то прямо апасс
ионата бетховен+моцарт окей дорогой мой патриот!
__________________________________________________
Ниччё не понял. Ааааа! Апассионата... Но тем не менее: действительно одобряеете? Тогда присоединюсь.

Надежда, 03.06.2013 в 23:25

Горжусь Альбиной, горжусь Казанью.