2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Аида

7 февраля 2013 года
Аида

     Феноменальной постановкой «Аиды» Верди (режиссер Юрий Александров) открылся в Казани XXXI Шаляпинский фестиваль. Легендарный Юрий Александров, народный артист России, лауреат многих наград, «Золотых масок» и софитов, вызвавший в Италии ревность самого Франко Дзеффирелли, постановщик более 200 опер на таких сценах, как Ла Скала, Арена ди Верона, Метрополитен-опера и др., один из самых «метафоричных» режиссеров мира – поставил в Казани удивительно точный, цельный, ювелирно «пригнанный», продуманный и мощный классический спектакль из жанра «большой оперы». Можно, наверное, сказать, что спектакля такого класса в Казани еще не было, ему аплодировали бы и Париж, и Милан, и Нью-Йорк. 
      Режиссер Юрий Александров и художник Виктор Герасименко, исполнительница Аиды Оксана Крамарева, исполнитель роли Радамеса Ахмет Агади и исполнительница роли Амнерис Юлия Герцева, исполнитель жреца Рамфиса Михаил Казаков безусловно достойны «Золотой маски» за этот спектакль. Даже не совсем так, оперные эксперты говорят о постановке «Аиды» в ТГАТОБ им. Джалиля: постановка оказалась такого высокого класса, что «Золотая маска» – слишком низкая награда для нее, «Золотая маска» недостойна этого спектакля. Фараона играл Сергей Ковнир, а наша талантливая Зоя Церерина была изумительно хороша, хотя ей досталась роль второго плана – жрицы, но ее голос запоминался свой неповторимой харизмой, которая дается от природы.
      Александров говорит, что он не ставит спектакль, он «делает театр». Что любая постановка – это «душевный стриптиз режиссера» и нужно сделать так, чтобы актеру было интересно, тогда он будет играть. Каждая постановка Александрова необычна и порождает массу толкований, споров. В его «Борисе Годунове», например, мы видим огромную фигуру царя Годунова, который, как Гулливер, ходит среди карликового Кремля. Сегодня Александров любит ставить сталинский ампир, «сталинский имперский театр». Он любит ставить в незнакомых театрах, например, в Казахстане. Однажды он ставил спектакль в Метрополитен-опера (где спектакль обычно стоит по несколько миллионов долларов), и там его потеряли, неожиданно он уехал в театр Казахстана, в Караганду. Ему звонят по сотовому: «Вы где?» – «В Караганде». Александров сетует, что в «Метрополитен-опера» нельзя менять декорации, если тебе пришла в голову новая идея по ходу репетиций, там все декорации готовы за год до премьеры.
      «Италия – очень склочная страна», – говорит Александров. Рассказывает, как там, в театре, сломался лифт, и оркестр отказался подняться на сцену на 12 ступенек вверх по лестнице, в контракте был предусмотрен лифт. А наши актеры и музыканты готовы по 4 – 5 часов репетировать без перерыва, захваченные процессом, а там все по минутам. Самое большое впечатление для Александрова – поставленная им опера «Турандот» Пуччини в Арена ди Верона, где было 16,5 тысячи зрителей, сто метров сцена, 400 человек на сцене. «Турандот» в Италии он ставил с художником Окуневым. С ним же он собирается ставить в 2013 году «Аиду» в Самарском оперном театре.
      Конечно, «Аида» в Казани – это не модернистская постановка, характерная для Александрова. Это классическая опера с южными «украинским» голосами, которые довольно близки к итальянским голосам по своей «наполненности» яркими музыкальными красками, южной страстью. Художественный ряд Герасименко великолепен и тщательно, можно сказать, с блеском выписан, особенно египетские боги и иероглифы, песочный цвет пустыни доминирует в художественном изображении, и от него начинаешь уставать, художник его слишком переакцентировал как основной атрибут «однообразной», несколько школьной «вечной» египетской цивилизации, которая существовала 3500 лет. Жрецы в белом с жезлами иногда напоминают роту унифицированных солдат. Насыщенные зеленые и голубые краски мелькают в двух отдельных эпизодах, сразу делая спектакль «воздушным», так Египет слишком «сжат», причем Египет, несколько низведенный до лубочного образа, слишком много «египетских» штампов.
      Настоящее метафизическое пространство Египта не вырвалось на сцену, возможно, и художник, и режиссер не осознали космическое значение египетской цивилизации. Жрецы Египта обладали массой сокровенных знаний, которые не раскрыты до сих пор, как говорят некоторые научные факты. Людей на управленческие должности подбирали с помощью не только астрологии, но и с помощью серии мистических таинств, развивая тончайшие интуитивные способности. Жрецов Египта считали наследниками знаний Атлантиды, Греция и Рим стали уже существенным «ниспадением» в материальный мир из напряженного духовного пространства Египта. В опере мы увидели итальянский «подкрашенный» Египет, а хотелось, чтобы Александров открыл нам древний «египетский театр». Где слились бы краски божественного огня жрецов, звуки и духовные энергии мира, трансцендентного, мира иных измерений, мира сверхразума, который своими пирамидами и Сфинксом до сих пор потрясает воображение, который кажется всегда «инопланетным», созданным пришельцами из космоса. Не зря Верди был очарован в свое время этим сюжетом, который прислал ему директор Каирского исторического музея. Но Верди ввел в атмосферу Египта понятные ему латинские «правила игры», психологию римлян, видимо, связанный потребностями публики того времени. Конечно, это латинизированный Египет, художник Герасименко не зря одел Радомеса в костюм Юлия Цезаря. Настоящая стилистика цивилизации Египта совершенно отлична от латинской, от стилистики любой другой цивилизации на Земле. Латинская стилистика гораздо более поверхностна, цивилизация Египта стремится ввысь, к звездному небу, как пирамида. Мы до сих пор не доросли до нее, перед ней мы испытываем какой-то мистический трепет и даже страх. Что есть пирамида, как не концентрированная платоновская идея «идеального» государства? И где в этой пирамиде-государстве место человеческой любви, страсти?
      В буклете спектакля и во вводном слове говорилось, что основной идеей оперы Верди стали преданность родине, родина, «личные трагедии главных героев как конфликта между тоталитарно-милитаристской империей и непокорно-самодостаточным народом». С точки зрения этой концепции вполне возможно было и Аиду, и ее отца Амонасро обрядить в татарские национальные одежды. Итальянец Верди всем сердцем был на стороне всепоглощающей человеческой любви. Аида и Радамес не предают ни родину, ни свою любовь, но это все-таки уже «римские» страсти, а не «египетские».
      Голоса певцов изумительные, в театре во время оперы что-то «щелкнуло», и исчезло понятие времени, сцена и зал оказались одним целым, в третьем действии певцы распелись до вдохновения и сотворили чудо. Очень редко такое бывает, чтобы звезды так сошлись. И, наверное, это был один из лучших моментов фестиваля, да и всей тридцатилетней истории фестиваля. Зал минут двадцать стоя бешено аплодировал певцам за доставленное неземное наслаждение. Рауфаль Мухаметзянов – действительно гениальный продюсер, потому что на наших глазах при относительном минимуме средств Татарский оперный театр, кажется, вчистую положил на обе лопатки и прославленную Мариинку, и Большой театр, совершив казанское оперное чудо. Это была словно победа «Рубина» в свое время над «Барселоной».
 

Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (5)
УУСТИК, 08.02.2013 в 12:00

великий рауфаль окончил казанский ордена трудового красного знамени химико-технологический институт
имени сергея мироновича кирова в 1973?где-то году по специальности химик-технолог.честь и слава!(скромнейший выпускник 1975г.,компрессоростроение)

Guest, 08.02.2013 в 14:01

Это подтверждает известный тезис, что технократы хорошие менеджеры.

Гость, 08.02.2013 в 23:01

На кафедре компрессоростроения не получали специальность химика-технолога.

надежда Ф., 08.02.2013 в 23:05

остается только читать рецензии. А культура для пенсионеров стала недоступна.

Guest, 11.02.2013 в 10:30

Почему недоступна? А телеканал "Культура"? На рынке на ул. Татарстан, где вся интеллигенция Казани по воскресеньям собирается, сотни спектаклей можно купить на дисках и любые фильмы из артхауса по 30 рублей. Книжки всего по 5 рублей, классику мировую. Музыку любую. Раньше этого не было, ни книг, ни фильмов, ни спектаклей, ни интернета, ни музыки.