47-й сезон
Государственный симфонический оркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского открыл новый 47-й концертный сезон. Это третий по счету сезон оркестра под управлением Сладковского. В прошлом 46-м сезоне оркестр дал 60 концертов, которые посетили 50 тысяч человек. Средняя цена билетов в сезоне – 229 рублей.
С оркестром выступили: Денис Мацуев, Александр Князев, Юрий Башмет, Дмитрий Хворостовский, Роберто Аланья, Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Игорь Бутман, Барри Дуглас, Алена Баева, Давид Герингас, Николай Луганский, Альбина Шагимуратова. Состоялось 4 международных фестиваля: «Казанская осень» (оперный фестиваль под открытым небом), «CONCORDIA» (фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной), «Рахлинские сезоны» (посвящен памяти первого худрука оркестра Натана Рахлина), «Белая сирень» (фестиваль имени Сергея Рахманинова). Фестиваль «Белая сирень» взят под патронаж Международного фонда имени Сергея Рахманинова, что обеспечило его присутствие в топе существующих в мире рахманиновских фестивалей. Исполнение «Реквиема» на фестивале «Рахлинские сезоны» приглашенные солисты (обладатели «Гремми») Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков назвали лучшим исполнение года. Состоялись гастроли оркестра в Австрии, на международном фестивале «Вертерзее Классик».
В новом сезоне ГСО РТ презентует проекты «Все симфонии Бетховена» и «Звезды мировой оперы». В Казань приглашены Ксавье Сабата, Лаура Джордано, Анна Бонитатибус, Эрнст Тайс, Антонио Фольяни и другие. Приедут также на фестивали Денис Мацуев, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Александр Князев, Дмитрий Хворостовский, Суми Йо, Альбина Шагимуратова и др.
Сладковский отметил на пресс-конференции, что раньше оркестр выступал на международных гастролях как оркестр «№o №ame», он был неизвестен. Сейчас он гастролирует под своим родным брендом. Когда он ехал в Казань, то его отговаривали, мол, оркестр в Казани слабый и не имеет будущего, оркестр как раз тогда «провалился» на фестивале симфонических оркестров в Москве. Фуат Мансуров последние два года был тяжело болен, фактически не мог руководить оркестром, в Казани бывал наездами, оркестр лихорадило. Бюджет оркестра был около 10 миллионов рублей, зарплата музыкантов – порядка 9 – 10 тысяч рублей (300 долларов) в месяц. Именно тогда Шаймиев выделил на операцию Мансурову за рубежом 120 тысяч евро и фактически спас ему жизнь. Мансуров был гениальный дирижер, но он был «советский человек», романтик, идеалист, мало приспособленный к жесткому рынку, то есть плохой менеджер. И болезнь изматывала его силы.
Сладковский молод, энергичен, он сочетает в себе и талант дирижера, и талант менеджера, продюсера, тигриную деловую хватку, огромный заряд поистине «наполеоновского» европейского честолюбия, что роднит его с президентом Рустамом Миннихановым. В чем-то он сходен с Валерием Гергиевым. Кажется, Минниханов и Сладковский нашли друг друга «по запаху», по интуитивной энергии родственных флюидов «свой-чужой». Не зря Минниханов сразу выделил Сладковскому крупный президентский грант в размере 120 миллионов рублей. Средняя зарплата в оркестре дошла до 40 тысяч рублей, то есть увеличилась за год в четыре раза. Учитывая, что в Москве в подобных оркестрах зарплата примерно 30 – 50 тысяч рублей в месяц, ясно, что Сладковский изначально взял курс на «столичный» уровень оркестра, то есть это показатель серьезности намерений. Сладковский принципиально хочет, чтобы «росли» местные музыканты. Две трети гранта, как сообщил Сладковский, ушло на рост зарплаты, в оркестре 109 музыкантов. Примерно миллион долларов оркестр израсходовал на новые инструменты, которые музыканты считают «роскошными», их закупали в Италии. Значительные суммы пошли на организацию фестивалей и гонорары приглашенным звездам, их приезды «подтягивают» оркестр и радуют казанскую публику.
Как Курбан Бердыев, перебирая четки в «счастливом» костюме, сделал из второразрядной команды «Рубин» отборную европейскую команду, так и Сладковский поставил себе цель сделать из ГСО РТ топовый европейский симфонический оркестр. Оркестр на новый сезон получил еще 120 миллионов рублей, более того, это теперь размер ежегодного президентского гранта, что означает, что президент Минниханов Сладковским доволен, он оправдывает его надежды, «корм пошел в коня». На шепот завистников, мол, хорошо Сладковскому на такие деньги приглашать звезд и организовывать широкие фестивали, каждый бы смог, он ответил: а кто мешал так поступать раньше, целенаправленно и упорно работать, относиться к ГСО РТ и к гранту «по-хозяйски»? Сладковский открыт и предоставляет отчеты по грантам с немецкой педантичностью, все остальные грантополучатели эти расходы почему-то обычно тщательно скрывают, хотя деньги народные.
Коснулся Сладковский и последних скандальных судебных процессов с бывшим директором БКЗ им. Сайдашева Ленаром Айкаевым, с несколькими бывшими музыкантами оркестра. Он охарактеризовал ситуацию примерно так: «Я не понимаю этих людей. Зачем эти суды? Айкаева уволил министр культуры. Если бы меня вызвал министр культуры республики и сказал, уходи, я бы тихо собрал вещи и ушел. Надо уметь достойно уходить, без скандалов. Мне бы в голову не пришло обращаться в суд. Это и есть культура взаимоотношений. Есть понятие чести. Если бы я нечто подобное совершил, я бы сразу застрелился. На что рассчитывают эти люди и некоторые издания? Измотать мне нервы? Есть такая категория людей, которые любят бесконечно забрасывать донесениями инстанции. Но меня трудно сломать. Я уверен в своей правоте».
На открытии сезона выступил выдающийся скрипач Вадим Репин, обладатель ордена Почетного легиона Франции и многочисленных международных премий. Он считается одним из лучших скрипачей мира. Исполнил Концерт для скрипки с оркестром ре минор Сибелиуса. Вадим Репин приехал со своей уникальной скрипкой Гварнери 1743 года. У великого Паганини (в которого была влюблена старшая сестра Наполеона) были разные скрипки – Амати, Страдивари, Гварнери. Но предпочитал и любил Паганини именно скрипку Гварнери. Исполнение Паганини назвали дьявольским, ему сначала священники даже отказывали в христианском захоронении. И на концерте сразу стало понятно почему. Эксперты сравнивают звук скрипки Страдивари (их в мире 640) с «ванильным мороженым», звук скрипок Гварнери (их 140) – с «темным шоколадом». То есть звук скрипок Страдивари более сладкий, легкий, светлый, у Гварнери звук более «горький», более темный, резкий, трагедийный. Она не ласкает слух, это звук «горькой правды» человеческого бытия, истины, а не «сладкой лжи». В СССР было такое понятие «оптимистическая трагедия», но звук скрипки Гварнери – это настоящая, а не фальшивая трагедия. Паганини любил женщин, любил карточные игры, и ему, конечно, соответствовал звук Гварнери, звук темной страсти, трагедии.
Репин должен быть «внутри» таким же страстным, как Паганини, хотя выглядит несколько интеллигентным, холодным, закрытым. Очень страстным, «отдающимся» всепоглощающей музыке выглядит на сцене Сладковский, правда, звуки скрипки Гварнери его не сразу «завели», не сразу в нем родился резонанс, кажется, он сначала относился к ней как к редкому дорогому инструменту, а не как к мощному магическому приспособлению, как бубен у шамана. Гварнери действительно демоническая скрипка, она открывает проход в потусторонние миры, и там можно пропасть. Возможно, магическая скрипка управляет Репиным, а не он играет на ней. Репин сначала играл на скрипке Страдивари, но всегда мечтал играть на скрипке Гварнери.
Я стал интересоваться, сколько стоит скрипка Гварнери. Средняя цена скрипки Гварнери пять лет назад была 10 миллионов евро, она дороже скрипок Страдивари. Но уникальные скрипки продают редко. Репин купил ее у музыканта, который купил скрипку Гварнери, на которой играл Паганини, тоже 1743 года. Та скрипка стоит 18 миллионов евро. Скрипка Репина примерно аналогична, об этом свидетельствует год изготовления. Казанцам повезло, возможно, впервые в современной истории города слушать скрипку Гварнери. И при этом средняя стоимость хороших билетов – 1300 рублей. Почему в современной истории? Оказывается, в семье казанского помещика Панаева имелась скрипка Гварнери. Кстати, сегодня ее потомки продают.
Исполнение Репина и сама «дьявольская» скрипка Гварнери с ее инфернальными звуками сразу «вышибали из седла». Оркестр играл стандартно хорошо, на подъеме, но это было в сравнении, словно хорошее оперное пение и горловое пение опытных шаманов. То есть это не была классическая музыка в традиционном исполнении. Это была мистика, магия. Звук Гварнери был слишком насыщенно резким, «режущим», это был звук других измерений, неземных. А оркестр был в нашем земном пространстве. Он играл хорошо, но трудно дать адекватное Гварнери мистическое звучание, для этого музыканты сами должны быть не музыкантами с классическим консерваторским образованием, а стать шаманами-музыкантами. Но если бы это произошло, трудно было бы предсказать, чем закончится концерт. С некоторым изумлением слушали в ложе Репина мэр Казани Ильсур Метшин и мэр Красноярска. Публика аплодировала стоя минут 20. Репину понравился и зал, и оркестр, и азарт Сладковского. Оркестру и Репину, чтобы «притереться», не хватило, вероятно, одного дня репетиций. Тогда мы стали бы свидетелями уникального события.
Что необычно, на высочайшем уровне оркестр далее, во втором отделении, уже без Репина, исполнил симфонию №3 фа мажор Брамса. Это было, пожалуй, одно из лучших выступлений, звучаний оркестра. Наверное, это было следствием импульса энергии Репина и скрипки Гварнери. Музыканты словно «проснулись». Исполнение было необычным, живым, теплым, тонким, и это исполнение, без сомнения, ставило наш оркестр в ряд выдающихся оркестров России. Люди шли, конечно, на Репина, и здесь оркестр неожиданно, приятным сюрпризом в чем-то «переиграл» Репина. Как говорили знатоки, это напоминало лучшие концерты Рахлина, а может, даже было лучше Рахлина.
Суть была не в технике, а именно в «ювелирной» гармонии, вдохновении. Оркестр совершил качественный скачок за год, поверил в себя. Это казалось невозможным, но работа увенчалась успехом. Звезды звездами, но постепенно оркестр сам превращается в звезду. Переходя к модной футбольной терминологии, для сравнения, исполнение Брамса на открытии 47-го сезона стало словно победой «Рубина» над «Барселоной». В чудо мало верили, но оно произошло, более того, все осознали, что это не чудо, а именно результат целенаправленного труда, правильно выбранной стратегии и – не боги горшки обжигают. Конечно, это результат еще и гигантского казанского интеллектуального потенциала, казанского «творческого джинна», которого гнули, гнули, но не согнули, и он теперь вырвался, постепенно выпрямляется в свой мировой рост. В общем, остается только сказать «браво», Минниханов и Сладковский. Наличие такого достойного симфонического оркестра делает наш город уникальным.
Рашит АХМЕТОВ.
Браво, маэстро Сладковский!
Большое спасибо !!! Ценная информация.