2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Запретный плод…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Запретный плод…

17 сентября 2015 года
Запретный плод…

     Писатель А.И. Куприн в эпиграфе к повести «Яма» писал: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».
     Я тоже долго колебался, сомневался, прежде чем начать работу над данной статьей. Ведь она посвящена теме, которую российские журналисты обходят стороной или упоминают лишь мимоходом. Это жизнь и судьба женщин так называемого «легкого поведения». Тема проституции на газетных полосах, в журнальных повествованиях и в современной прозе была исключительно запретной.  
     Правда, часто на телевидении появляются репортажи о том, как раньше милиция, а сейчас полиция ловит в саунах, отдельных квартирах, на автомобильных трассах жриц любви. Так, в дни зимних каникул 2013 года (привожу сведения периода написания статьи. К сожалению, мое обращение к ряду редакций по поводу ее публикации тогда не получили положительного ответа) каждый день на каком-нибудь телевизионном канале крутили фильм или показывали специальные репортажи, посвященные жизни, похождениям «жриц любви», борьбе с ними. О жизни проституток иногда рассказывается на канале «Домашний» под рубрикой «Откровенные истории».
     В советское время писалось, что в СССР проституция вообще отсутствует. В связи с этим вспоминаю анекдот тех времен. В Америке журналисты спросили у Н.С. Хрущева: «Почему у вас нет домов терпимости?». На что он якобы ответил: «Зачем они нам нужны, ведь у нас есть санатории, дома отдыха, гостиницы».
     Первые публикации о проституции в тот период появились в «Московском комсомольце». Это были статьи Е.Ю. Додолева «Ночные охотницы» (1986), «Белый танец» (1986). После этого 29 мая 1987 г. в Кодекс об административных правонарушениях РСФСР была внесена статья, карающая за занятие проституцией штрафом в 100 руб. (в то время месячная заработная плата низкоквалифицированного рабочего) (материал из Википедии).
     А граждан этот вопрос не оставлял без внимания. На канале ТВЦ (2014) была передача, посвященная актрисе Т. Семиной, исполнившей роль Катюши Масловой в фильме, снятом по роману Л.Н. Толстого «Воскресение». Там прозвучали следующие слова: «В советское время образ падшей женщины был востребован…» Этим же можно объяснить повышенный интерес партийных и советских чиновников к закрытым показам иностранных кинофильмов, которые в нашем городе проводились в Молодежном центре.
     Были и такие случаи. Помню, рассказ коллеги из Москвы о том, как один чиновник из солидного столичного учреждения предлагал командированным провести ночь с прекрасной женщиной. Естественно за приличную сумму. Согласных он вывозил на загородную дачу. Впоследствии оказалось, что эта «прекрасная дама» была женой того же чиновника.
     Как обстоит дело сейчас в России? Все ли хорошо с нравами, так же отсутствует ли секс, нет женщин легкого поведения? Обратимся к фактам: «Общее количество инфицированных только официально более 750 тыс. человек. По оценкам экспертов, в России ВИЧ-инфицированных 1 – 1,3 млн. человек» («Звезда Поволжья», 2013 г.). 
     А в Татарстане к декабрю 2012 года было выявлено 15206 случаев ВИЧ-инфекции («Молодежь Татарстана» 2012 г.). Если все хорошо, ветром что ли занесло в наши края столько заразы? К сожалению, беда в том, что она поражает и безвинных детей. Год с небольшим назад только в г. Казани было более 60 детей со статусом ВИЧ инфицированных («Эфир», 2013 г.).
     В Интернете нашел сообщение и о том, что в январе 2013 г. заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов, выступая в Государственной думе, заявил, что в России в занятия проституцией вовлечено более 1 млн. человек. Источниками указываются «Коммерсант», «Огонек».
     Раньше писатели этой темой не брезговали. Наиболее ярко она изображена в вышеупомянутой повести А. Куприна. Об этом писал и Л.Н. Толстой. В моей библиотеке есть сборник «Стихи для взрослых» (М.: Альма-Принт, 2004). Они посвящены любовным играм и историям, авторство приписывают М.Ю. Лермонтову. В книге также множество «откровенных» иллюстраций на эту же тему. Можно вспомнить и М. Горького, который в романе «Жизнь Клима Самгина» описывает, как мать Клима нанимала девицу для приобщения сына к интимному опыту.
     Во время работы в Государственной библиотеке г. Москвы в мои руки попал статистический сборник. Он не относился к моей исследовательской теме, но вызвал интерес. Надеясь, что и читателей эти сведения не оставят безучастными, решил отдать на их суд данную статью. К тому же это не выдуманная история, а действительность.
     В 1889 г. Министерство внутренних дел России провело обследование борделей и их «сотрудниц». Как видно из его материалов, на 1 августа в России было 1216 учтенных домов терпимости и свиданий, в которых было 7840 проституток. В Казанской губернии таких домов было 23 с 149 девицами. Далее данные по Казанской губернии будут даваться в скобках. Из указанного числа проституток 3019 (78) были местные, 4463 (71) из других губерний, 358 (-) иностранок.
     Кроме того интимные услуги оказывали 9763 (184) проституток-одиночек, из которых 5874 (133) были местные, 3706 (51) из других губерний, 183 (-) иностранок. На наш взгляд, по одиночкам данные не достоверны: ведь не все женщины, «торгующие своим телом», могли попасть в поле зрения полицейских. 
     Таким образом, учтенных сотрудниками МВД оказывающих интимные услуги в Российской империи было 17603 человека. Естественно, тогда мужчины, оказывающие такие услуги, оставались вне внимания властей, хотя, на наш взгляд, их тоже было немало. 
     Меня интересовал вопрос, что заставляло девушек-женщин идти на такое: безысходность, нищета, голод, физиологическая потребность, любопытство, месть неудавшемуся суженому и т.д. Еще раз перечитал повесть А.И. Куприна, надеясь найти там ответы на возникшие вопросы. Вот некоторые случаи, описываемые автором, в результате которых девушки попадали в эту ловушку: «…деревенская девушка была обольщена каким-то коммивояжером и им же продана в публичный дом; другую обманул офицер, который сначала обещал жениться, а затем, добившись чего ему нужно, бросил; третью, когда ей было десять с половиной лет, собственная мать продала богатому человеку; четвертую, школьницу, невинности лишил ее же учитель, пригласив к себе домой и припугнув, что выгонит ее из школы, и т. д.». Были и такие, которые попадали в бордели в самом деле из-за нужды.
     Сказать, что на это толкает только нужда, также, на наш взгляд, не будет соответствовать действительности. Рассмотрим, к каким сословиям принадлежали жрецы любви в домах терпимости (в скобках сведения по Казанской губернии): дворянки 141 (1), из духовенства 41 (2), мещанки 2803 (43), купечество и почетные граждане 40. В числе одиночек дворянок было 177 (2), из духовенства 36, мещанок 3376 (36), купечество и почетных граждан 41 (2).
     Из богатых семей было 64 (4), зажиточных 1269 (14). В числе одиночек из богатых семей числились 76 (3), зажиточных 1052 (6) человек. Таким образом, среди «падших» было более 300 дворянок, около 80 из числа духовенства, 140 из богатых, 2321 из зажиточных семей, то есть, в принципе, они не должны были нуждаться в деньгах.
     В настоящее время, на наш взгляд, приоритет отдается материальной стороне. В ходе работы над материалом при помощи знакомых мне удалось перекинуться несколькими словами с одной из таких девиц. Она откровенно призналась: «Да, у меня есть парень. Как только заработаю хорошие деньги, мы с ним поженимся! Но чем я занимаюсь, он не знает». 
     Торговля своим телом не считалась позорным делом. Наоборот, одна из героинь А.И. Куприна признается: «Какое унизительное положение быть в доме прислугой! Всегда зависеть от каприза или расположения духа хозяев!».
     В публичных домах были свои правила, то есть «уставы». Так, они должны были располагаться не ближе чем на сто шагов от церквей, учебных заведений и судебных зданий, содержать бордели могли только лица женского пола. Хозяева, девушки, прислуга в отношениях и между собою и также с гостями должны были соблюдать вежливость, тишину, учтивость и пристойность, отнюдь не позволяя себе пьянство, ругательства и драки. Жриц любви учили однообразным словам, профессиональным движениям тела, которые удовлетворяли бы желания посетителей.
     Стоимость услуг, оказываемых посетителям, на наш взгляд зависит от места, времени, долготы, в том числе вида интимной услуги. Так, в 90-е годы в г. Казани минет стоил 50, секс – 100 рублей («Звезда Поволжья», 2015 г.)

И.А. ГАФАРОВ,
профессор КФУ.

(Продолжение следует.)


Комментарии (7)
Guest, 17.09.2015 в 22:56

чевой-то больно робко подходит профессор
к проституткам: при помощи знакомых..
смелее надо!
тем более,не мальчик уже.
возраст позволяет.
с того же куприна пример брать:
-он жил в борделе месяцами,
когда работал над ЯМОЙ.
всех,включая мадам ШОЙБЕС,перелопатил.
во!

Guest, 18.09.2015 в 01:50

Ждем продолжения!

Расим, 18.09.2015 в 09:28

Какая доля проституток была татарками?

Guest, 18.09.2015 в 09:50

Безумный расим всю жизнь занимается обсиранием татар. В этом он видит смысл жизни, несчастный.

Guest, 18.09.2015 в 12:22

Пока на этом сайте одна проститутка Расим.

Аналитик, 18.09.2015 в 13:27

Железная закономерность - русские нацисты мыслят на уровне анального отверстия. А их нерусские приспешники мыслят на уровне проституции.

Guest, 18.09.2015 в 17:00

..какая доля..
читай внимательно:
-дворянки,
-из духовенства,
-из купчих,
-из почетных граждан,
-из богатых,
-из зажиточных...
сколь много процент татарок в этих категориях?
вот тебе и ответ,любопытная варвара!