2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Возрождение
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Возрождение

24 декабря 2016 года
Возрождение

     Фонд «Возрождение», который основал и бессменно возглавляет госсоветник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев уже пять лет, провел итоговое заседание по результатам работы в 2015 году. Были намечены также задачи в 2016 году. Итоговый отчет сделала Татьяна Ларионова, исполнительный директор фонда «Возрождение», заместитель председателя Государственного совета Татарстана. Шаймиев вел двухчасовое заседание энергично и с большой долей юмора. 20 января ему исполнилось 79 лет, но он выглядел великолепно, примерно лет на 50. Нельзя не удивляться его глубинному природному оптимизму и буквально суфийской мудрости последовательных рассуждений, иное определение трудно найти.
     В кратком вступительном слове он сказал, что «идет процесс пробуждения, очнуться можно, пробудиться можно, но нужно осознавать, ради чего это произошло, нужно идти дальше, мы держим экзамен, мы показываем всему миру, какая у нас республика, наш проект - яркая демонстрация диалога культур цивилизаций». Шаймиев отметил, что нужно «разумно разместить средства и довести нашу работу до совершенства». Как сказал Шаймиев: «Мы с владыкой Феофаном обсуждали тонкие вопросы использования соборов в Свияжске, мы их должны решать красиво, на основе взаимопонимания». Особое внимание Шаймиев придал программе современной музеификации объектов в Болгаре и Свияжске. Шаймиев отметил, что фонд собирается принять участие и в возрождении собора Казанской иконы Божьей Матери в Казани. Шаймиев отметил, что «кризисы бывают, они неизбежны, кризисы закаляют нас, мы приобретаем больший опыт, приобретаем опыт огорчений и успехов».
     Основные задачи фонда - воссоздание культурных объектов в республике, исламского Булгара и православного Свияжска, превращения их в геокультурные мировые центры симбиоза исламской и православной цивилизаций. Это вещественное подтверждение идей Льва Гумилева, своеобразный памятник отцу современной этнологии, значение которого можно сравнить, пожалуй, со значением Ньютона для классической механики. Гумилев, как известно, говорил: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы».
     Минтимер Шаймиев делает поистине титаническую работу, по существу, определяя новую мировую цивилизационную реальность симбиоза суперэтносов в противовес пессимистическому тезису Хантингтона о неизбежном столкновении цивилизаций, который ведет к геополитичесеому выводу о неизбежности новой мировой войны. Мне кажется, что огромное значение работы фонда «Возрождение» в связи с этим не совсем осознается в Москве, там к ней относятся как к некоему культурологическому увлечению крупного политического «пенсионера». Между тем эта деятельность определяет, сохранится ли Российская Федерация как влиятельная геополитическая реальность через 30 - 40 лет или наступит смутное время новой «феодальной раздробленности», территория будет поглощена более успешными конкурентами. Правда, ранее может «сработать» теория Хантингтона о новой мировой войне цивилизаций, которая, увы, с большой долей вероятности превратится в масштабную ядерную войну. Если бы значение работы Шаймиева объективно оценивалось, то федеральный центр выделял бы не по 360 млн. рублей в год (в 2016 году бюджет сократили на 10% в связи с кризисными явлениями в экономике), а 36 миллиардов. Потому что судьба страны да, пожалуй, и планеты зависит от того, будет ли этот проект успешным.
     Классики марксизма писали: «Идеи, овладевая массами, становятся материальной силой». Каждый человек ищет смысл своей жизни, и каждая страна также ищет смысл своей жизни. Фонд Шаймиева зримо показывает, что смысл существования России - в симбиозе Запада и Востока, в сотрудничестве культур, в диалектическом синтезе западничества и славянофильства. 
     Конечно, Ленин писал: «Мы обязаны воспитывать рабочих в «равнодушии» к национальным различиям. Это бесспорно». Стремление денационализировать «рабочих», пролетариат (отсюда и утопический тезис о «советском народе», некоем аналоге строителей Вавилонской башни), неизбежно приводило к разрушению духовной культуры страны. Фактически действовал тезис о республиках, национальных по форме, социалистических по содержанию. Но гони природу в дверь, она войдет в окно. Уже Великая Отечественная война и тост Сталина о русском народе продемонстрировали крах «большевистской» политики денационализации. Само название войны - Отечественная отмело лозунг большевиков «у пролетариата нет отечества», вызвало взрыв патриотизма и национализма, вплоть до символического введения погон царской армии у офицеров. Но национализм может быть демократическим и тоталитарным. Путин провозгласил базисом современной идеологии России патриотизм, и это правильный тезис, но его обязательно нужно конкретизировать, что развивать необходимо демократический патриотизм, иначе существует опасность «сваливания» в тоталитарный патриотизм, который сродни шовинизму и разрушителен для страны. Культура страны не может развиваться без демократического национализма, который и есть реальный патриотизм.
     Хантингтон считает, что основное современное противоречие цивилизаций - цивилизационный разлом проходит между христианской цивилизацией и исламом, и точки соприкосновения этих цивилизаций есть потенциальные точки конфликта. Кавказ, Косово, Босния, Палестина, Сирия, Египет приводятся в качестве подтверждения этой теории. Согласно этой теории, наиболее крупный цивилизационный конфликт предсказывается в Татарстане и Башкортостане, однако в данном случае теория не работает, в том числе и благодаря последовательной деятельности Минтимера Шаймиева на посту президента РТ и в постпрезидентский период.
     Идея, которую отстаивал Лев Гумилев и отстаивает Минтимер Шаймиев, которую он хочет сделать огромной «материальной силой» - о комплиментарности живущих в России этносов, о возможности их дружелюбного сосуществования. Как и любовь в браке, эту комплиментарность этносов необходимо постоянно поддерживать, вкладывать в нее большое количество энергии, сил, ресурсов, иначе может произойти естественная дезинтеграция комплиментарности, согласно тому же принципу политической термодинамики о рассеивании энергии в пространстве. Как известно, Гумилев считал, что этнос живет около 1200 лет. Пассионарность он определял как непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на изменение своей жизни и окружающей обстановки. Здесь одно из ключевых слов - «непреодолимое стремление», если у кого-то есть иллюзии сохранить существование татар в прежнем деформированном состоянии вековой «второсортности», должны это слово осознать.
     Эта деятельность представляется человеку ценнее собственной жизни. Мера пассионарности - удельный вес пассионариев в социуме. Пассионарность ниже нормы означает склонность к лени, пассивности, паразитизму, предательству. Гумилев различал шесть уровней пассионарности. К высшему, жертвенному, он относил Жанну д'Арк и протопопа Аввакума, к пятому он относил Сталина, к четвертому - Грибоедова, к третьему - крупных ученых, писателей, художников, ко второму - путешественников и наемников, дальше шли обыватели, потом шли отрицательные типы пассионарности. Интересно, конечно, наша Академия наук РТ вполне могла бы исследовать, на каком уровне пассионарности находятся татары в Татарстане, в Башкортостане, в Москве, также можно было бы исследовать уровень пассионарности русского народа в Татарстане и в Москве, Екатеринбурге, Самаре. Ученые из Гарварда, например, в середине 90-х годов, проведя широкие исследования в Татарстане, пришли к выводу, что стремление к предпринимательской деятельности среди татар в РТ в среднем выше в 1,5 раза, чем среди белого протестантского населения США. Судя по достижениям, в регионах России стремление к предпринимательству среди татар еще выше.
     Эти исследования мог бы курировать и фонд «Возрождение». Методика исследований актуальна, она позволила бы избежать много ошибок в налаживании реальной дружбы народов в России. Другое актуальное исследование - как религия влияет на уровень пассионарности. Каков, например, уровень пассионарности в исламе и в православии, в протестантизме и среди атеистов. Отдельный вопрос - уровень пассионарности старообрядцев в Татарстане.
     Гумилев считал, что этносы могут взаимодействовать комплиментарно или не комплиментарно. Как обеспечить комплиментарность этносов, их симбиоз - задача, которой мог бы на теоретическом и технологическом уровне заняться фонд Шаймиева. Это помогло бы предотвратить на уровне «созревания» много межнациональных конфликтов. Задача фонда - не просто фиксация культурного наследия, что, естественно, не только благородно, но и необходимо, но и объективная попытка решения трудных конфликтов, «вооружившись» научными данными, учтя ошибки и использовав достижения.
     По теории Гумилева этническая форма контакта несовместимых этносов порождает химеру, в результате выросшие в химере люди «утрачивают этническую традицию и не принадлежат ни к одному из контактирующих этносов», это общность деэтнизированных людей. То есть та общность, которую пытался навязать большевизм. Интересно, кем по национальности ощущал себя Ленин, в котором, как выяснилось сегодня, не было ни капли русской крови. Деэтнизирован был и грузин (или осетин?) Сталин, несмотря на то что он был, конечно, энциклопедистом, в его библиотеке было 20 тысяч прочитанных им книг. Химера ведет к этнической аннигиляции. Большинство этнических химер сложилось за счет вторжения представителей одного суперэтноса в область проживания другого, после чего «агрессор пытался жить за счет побежденных». Но победители деградировали в не меньшей степени, чем побежденные.
     В свете теории Гумилева активные попытки русификации в России кажутся глубоко ошибочными, это может привести к построению «химеры» в стране. Путь укрепления комплиметарности среди этносов, «шаймиевский путь» - единственно возможный путь развития и укрепления Российской Федерации, в противном случае ее внутренние основы будут неустойчивы, и степень этой неустойчивости в случае форсированной русификации будет только нарастать. Здесь присутствует классическое - благими пожеланиями вымощена дорога в ад. В этнических процессах нельзя следовать заветам унтера Пришибеева, мол, сила солому ломит, тут действуют законы диалектики да и, скорее всего, законы космической кармы. Поэтому очень важно просить прощение, хотя бы и через сотни лет.
     Фонд Шаймиева пытается с помощью возрождения культурных памятников, которые, как гласят мифология и метафизика, несут в себе потоки позитивной энергии, не только примирить народы, но и создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения. Совместное возрождение памятников народов на основе законов красоты, которая, по Достоевскому, спасет мир, дает бесценный опыт положительного взаимодействия. Красота подавляет темные инстинкты мести, прежние обиды замещаются добрососедством. Когда пишут, что в царской России народы жили совместно и дружно, как-то сразу вспоминается, что мусульманам до 1905 года не позволялось поступать в гимназии и университеты, на дверях некоторых заведений Казани висели «толерантные» таблички «Татарам и собакам вход воспрещен». В советское время в Казани была только одна небольшая татарская школа, первый секретарь обкома Табеев говорил в шестидесятых: «Татарский язык - язык пастухов и доярок, должен отмереть к коммунизму». Коммунизм в СССР намечался к 1980 году. Представьте, если бы генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев сказал русским: «Русский язык - язык пастухов и доярок, должен отмереть к коммунизму, все в СССР переходим на английский». Троцкий, конечно, предлагал в России ввести повсеместно язык мировой революции - эсперанто, заменить русский язык эсперанто, предварительно переведя русский язык на латиницу. Сразу вспомнил, как в Грузии в 1978 году Брежнев попытался отменить у грузинского языка статус государственного, это вызвало многотысячные демонстрации протеста в Тбилиси. Действительно равноправными и толерантными отношения народов в России становятся только сегодня, раньше они «лакировались» пропагандой.
     Указ о создании фонда был, как известно, подписан президентом Татарстана 17 февраля 2010 года. В год фонд тратил примерно миллиард рублей, 400 млн. давал бюджет РФ, 400 млн. - бюджет республики, примерно 200 млн. собирали взносов. То есть можно прикинуть, что фонд истратил на восстановления Болгара и Свияжска более 5 млрд. рублей. Работа проделана титаническая и, как справедливо заметил на заседании Шаймиев, благодаря этой работе президент Путин принял решение создать в Болгаре исламскую академию. Значение решения о создании исламской академии в Татарстане трудно переоценить. Как сказал Шаймиев - «единственная исламская академия в Российской Федерации». Болгар уже признан мировым памятником в списке ЮНЕСКО. Таких памятников в России 26, из них 10 - это природные объекты, например. озеро Байкал и «Девственные леса Коми», «Вулканы Камчатки» и т.д.
     Как сообщила Татьяна Ларионова, «Татнефть» строит в Болгаре гостиницу на 129 мест, проект должен быть закончен в 2017 году. Значительные средства направлены на строительство набережной в Болгаре от центрального речного вокзала до колодца Абдурахмана, на дноуглубление в Свияжске. Идет работа по включению Свияжска в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воссоздается Успенский собор в Свияжске, ряд других исторических церквей. Конечно, в период кризиса финансовые вливания в фонд сокращаются, федеральный центр на 10% сократил свою долю, и ныне она составляет 360 млн. рублей. Республика оставила свой взнос на прежнем уровне, частные пожертвования сократились до примерно 100 млн. в год. Но можно вспомнить, что, например, Алишер Усманов внес 250 млн. рублей на строительство мечети в Болгаре. В год республика тратит около 800 млн. рублей на работы по фонду, причем расходы на дирекцию составляют в год 5 - 7 млн. Татьяна Ларионова подробно в течение 40 минут рассказала об архитектурной реставрации каждого объекта в Болгаре и Свияжске, там воссоздается историческая среда.
     Шаймиев, например, напомнил даже о том, что в Свияжске сохранился на одном из зданий балкон, с которого выступал Троцкий: «Троцкий, не Троцкий, но личность историческая. Судьба советской власти там решалась, момент был ключевой. Кто его знает, как бы все повернулось. Может, нам этот балкон для праймериз использовать, пусть некоторые кандидаты выступают». Работа фонда была признана удовлетворительной.

     Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (15)
кунак, 24.12.2016 в 21:34

Я одного не понимаю, зачем вбухивать финансы, человеческий труд в Свияжск и тем более по какому праву татарам почитать город, без которого русские не смогли бы взять Казань?! Это что, знак дружбы, повинность перед русской властью? Да этот Свияжск - город шайтана и почтение его - неуважение к своим предкам.

Guest, 25.12.2016 в 05:52

В принципе все как всегда.Фонд сам по себе,крутит деньгами,собранными с народа,строя и приукрашая какие-то декорации нужные для показухи тому же народу,якобы это все для него.Правда никто не спрашивал у народа нужно ли ему все это и что это дает ему и не лучше бы было использовать эти миллиарды на реальное развитие татарского языка,кинематографа,народного образования.
Как это все для нас привычно,начал бы строить Шаймиев и К на наши деньги современную вавилонскую башню и тоже все молчали бы.

Guest, 25.12.2016 в 14:32

свияжск богом забытый угол, там до Шаймиевских дел жили бомжи и алкаши, у причала кишмя кишели. А церковь была и если по нужде, то не войдешь у вход завален был к- ми.
пусть Шаймиеву свияжцы в ноги покланяться, не забыл, только забыл, что строительство крепости ускорило падение Казани. А он татарин или башкирец, что то говорит что он башкир. Тогда ему все равно: не его народа память

Guest, 25.12.2016 в 14:56

Фонд возглавляют малообразованные люди со средневековым мышлением. Особеннно его главный руководитель. Они не понимают, что такое история и исторические памятники. Вряд ли они понимают такое слово, как "артефакт". Для них обломок древнего керамического сосуда не более чем строительный мусор. Потому они изуродовали Болгарское городище, Свияжск и Казанский кремль. Там теперь ничего не осталось от древней истории, она скрыта под красивыми мраморными плитами, тротуарами, туалетами и новостроями. В Кремле теперь и не пахнет не только древней историей, но даже и 19 веком. Удалось с трудом уговорить ЮНЕСКО, чтобы оно не исключило эти памятники из списка охраняемых объектов. Теперь это просто банальное место для развлечения молодежи с распитием кока-колы, поедания кавказских шашлыков и американской продукции Макдональдса с дешевой рекламой и низкопрбной клоунадой под старину и не более того. Улица Баумана-это какой-то каменный мешок без малейших признаков древней истории Казани и самобытности города. В более молодом Оренбурге гораздо лучше чувствуещь историю и самобытность этого города Этот город более проникнут татарской историей, чем Казань, претендующей на татарскую столицу. Старинные здания там тщательно отреставрированы, территория облагорожена, много парков и садов.

О культурном уровне татарской элиты говорит хотя бы скандал с нумерами, в которых жил Тукай. Они были разрушены несмотря на протесты общественности, но министр культуры!!! Зиля Валеева заявила, что не надо переживать, на их месте построят точно такие же, но новые нумера. Она, как и вся татарстаная элита,не понимает, что это не просто камни, а это дух истории и культуры татарского народа. Для них выжна именно показуха. А на татарский язык всем им наплевать. Они и их чада прекрасно освоили чешский, итальянский, немецкий и английский языки. А другие языки там, где они постоили свои запасные аэродромы, не нужны.

Откуда в рт берутся динозавры?

Guest, 26.12.2016 в 00:44

Какой дух истории татарского народа на Проломной? Татарская история за Булаком.Татарам только там разрешали селиться.

Guest, 26.12.2016 в 07:47

О какой канской истории идет речь... Если 19 века, то она никому не нужна. Все памятники казанской истории погибли в казанской войне: город разрушен, разграблен, сожжен. Ну и не стало этой гостиницы и что - трагедия - Тукая поставлены памятники. Вот бы еще детский парк открыть со сказочными его героями и А.Алишу памятник и такой же парк - вот, где память народная. А в Болгаре стояли древние памятники, а сегодня белокаменная мечеть и академия духовная - это указывает на связь времен и что ж здесь плохого. Что касается Баумана, надо вернуться к историческим названиям времен казанского царства. Такой уголок в центре Казани должен быть. Что касается реставрации старых домов наподобие Оренбурга. Не надоело Казань сравнивать то Екатеринбургом, то с Оренбургом. И тем более, зачем оскорблять руководителей республики: динозавры. Шаймиев с трущеб переселил в новые дома, построил метро - это заслуги. Что касается сегодняшних неурядиц с банками - у кого то намерения дестабилизировать ситуацию в Татарстане.Нет собственных денег, а когда то в Золотом троне ЗО - Болгаре чеканились собственные деньги. Тогда бы вопрос ПОЧЕМУ не ушел бы в пространство.

Guest, 26.12.2016 в 09:18

Guest, 26.12.2016 в 00:44
Какой дух истории татарского народа на Проломной? Татарская история за Булаком.Татарам только там разрешали селиться.
==================================================
Это может быть и было, но более 100 лет тому назад. 25 лет РТ - чисто татарская республика. И что за это время сделано? Где выдающиеся татарские скульпторы и артисты? Артисты за рубежом - в Метрополитен-опера, в Венской опере, в Берлине и т.д. Почему скульптуры за сотни миллионов долларов ставит сын бурятского народа Даши Намдаков, а не татарские скульпторы? Что сделали наши выдающиеся руководители, чтобы удержать культурную элиту в Казани? Я думаю, им это и не надо. Я сотни раз ходил в Казанский оперный театр, в консерваторию и др. культурные учреждения и ни разу не видел там наших руководителей. За неимением спроса от начальства в кассах продают простым зрителям билеты даже в правительственную ложу. Я сам там сидел в полном одиночестве. А им если надо, сходят в Венскую оперу. А вот Путин недавно был в Малом театре на спектакле.
А что касается белокаменной мечети - то это новострой на заповедной территории, искажающей ее исторический вид. По всем европейским канонам археологии на территории исторических памятников никакие новострои возводить нельзя. Несмотря на то, что это красиво. Ценность исторических памятников не в красоте, а в подлинности. Попробуйте не месте Римского форума построить красивое здание христианской академии! Попробуй разбери теперь, что в Булгаре подлинное, а что построено заново. Т.е. потерян дух истории и правда жизни древних булгар. То же касается мечети в Кремле. Она там ни к селу ни к городу. Вы и наши руководители этого не понимают. Потому и культурные динозавры.

Guest, 26.12.2016 в 09:54

Guest, 26.12.2016 в 07:47
О какой канской истории идет речь... Если 19 века, то она никому не нужна. Все памятники казанской истории погибли в казанской войне: город разрушен, разграблен, сожжен. Ну и не стало этой гостиницы и что - трагедия - Тукая поставлены памятники.
=================================================
Удивительно, какое пренебрежение к истории собственного народа! Уничтожили место, где бывал Тукай, и слава Аллаху! Вместо него поставили памятники! Заменили памятник истории железкой. То же относится и к дому, в котором родился Шаляпин. В любой стране с этими домами носились бы, а у нас снесли-и слава Аллаху. Теперь гостям и показать нечего. Не смотреть же им новодел в Кремле! Можно еще и деревню, в которой родился Тукай, снести и построить там современные дома с гаражами и теплыми туалетами, как в Свияжске. И водить туда гостей. Идея хорошая. Надо ее грекам взять на вооружение и снести старое здание Парфенона и построить новенькое. То-то будет красота!

Guest, 26.12.2016 в 10:14

Очень даже здорово, что в казанском кремле стоит мечеть Кол Шариф. Памятник последнему защитнику в казанской войне 1552 г. Он погиб как раз на территории казанского кремле вместе со своими шакирдами. Его подняли на вилы, смерть ужасна. Теперь есть мечеть, он же был сеидом казанского царства, в честь него и шакирдов. Еще не хватает там памятник защитникам Казани. У нас есть прекрасные скульпторы - Рада Нигматуллина - это семья скульпторов. Здесь руководство , конечно, близорука. Очень хорошо, что наши звезда оперной эстрады покоряют своим талантом мир. Но они не забывают нас. А.Гарифуллина и А.Шагимуратова и нас радуют. Века связующая нить - прошлое и настоящее. Есть святые места - это Болгар и сегодня оно не прибывает в руинах, а живет. Так кому нужны развалины диназавров...
Вот был Свияжск, вроде бы крепость , история, но такая убогая. Так, по вашему лучше было бы так: убого, грязно - зато памятник всемирного наследия

Guest, 26.12.2016 в 11:10

А памятник Султан-Галиеву когда нибудь откроют? Или он уже неудобный, потому что коммунист?

Guest, 26.12.2016 в 11:24

История должна быть такая, какая она есть. А выдавать за историю в Свияжске современные дома и бетонные дорожки - это непонимание истории. Многие туристы хотели видеть хоть и грязные, но подлинные дома в Свияжске. Это мне они сами говорили. А видят современный дачный поселок с вкраплениями церквей. Из чего видно, что Свияжск когда-то был крепостью? При чем здесь вообще седая история РТ? Такие поселки есть в любом месте России - красивые дома и рядом церкви-новоделы. Стоит ли ради этого ехать в Казань?

В Кремле ради строительства мечети уничтожили древние артефакты на месте ее строительства - фундаменты древних зданий, многочисленные захоронения жителей Казани, утварь, хоз. принадлежности и т.д. Ничего не передано в музеи. Все уничтожено!!! Как рассказывал мне один знакомый строитель этой мечети, из Кремля камазами вывозились на свалку сотни скелетов и пр. артефактов. Так что красивая мечеть есть, а истории Казанского кремля - нет. Нечего показать подлинного туристу кроме гранитных тротуаров и рекламных щитов! Стены и те построены в 50-х годах прошлого века.
Надо было раскопать и сделать доступными древние строения и артефакты, как, например, в Москве. А современную мечеть и парк вокруг нее построить на берегу Казанки на месте убогого замызганного здания цирка. Это бы смотрелось мощно! Многие татарские ученые так и предлагали. А так Кремль - на бэ ни мэ ни кукареку. Историю победила политика. И теперь уничтоженные исторические памятники никак нельзя восстановить, все потеряно безвозвратно. И не по проискам Московского, а по требованию Казанского кремля.

Вообще это преступление и когда-нибудь за него ответят.

А памятник всемирного наследия заключается не в его красоте, а в подлинности. Неужели это кому-то непонятно? Если бы это было так, то Колизей давно бы построили заново и давали бы там концерты попсы. А так римляне берегут каждый древний камень и категорически выступают против его любой модернизации.

Guest, 26.12.2016 в 12:25

Интересно, конечно, наша Академия наук РТ вполне могла бы исследовать, на каком уровне пассионарности находятся татары в Татарстане, в Башкортостане, в Москве, также можно было бы исследовать уровень пассионарности русского народа в Татарстане и в Москве, Екатеринбурге, Самаре. Ученые из Гарварда, например, в середине 90-х годов, проведя широкие исследования в Татарстане, пришли к выводу, что стремление к предпринимательской деятельности среди татар в РТ в среднем выше в 1,5 раза, чем среди белого протестантского населения США. Судя по достижениям, в регионах России стремление к предпринимательству среди татар еще выше.
Рашит Ахметов
==================================================
Уровень пассионарности русских в РТ находится на плебейски низком уровне. Русским людям Шаймиевым и пр. привит комплекс неполноценности и вины. Русские чествуют себя неполноценными и виноватыми во всем перед татарами неизвестно за что. Эти русские всегда поддерживают местные власти, боятся проявить свое инакомыслие. Они обеспечивают половину голосов в 95 процентах голосов за местную власть. В политике они никак не проявляют себя. В общем,бессловесные маргиналы.

При этом пассинарные русские давно либо уехали из РТ, либо ушли во внутреннюю эмиграцию: живут физически в РТ, но себя гражданами РТ не ощущают, не интересуются местными проблемами, никак себя не проявляют, не смотрят татарское ТВ и не читают местных газет и т.д. Занимаются чистой наукой или бизнесом.

Это резко бросается в глаза любому свежему человеку, приезжающему в Казань. Я, когда в первый раз приехал в Казань, был поражен бессловесностью и забитостью, равнодушием местного населения.

С одной стороны это хорошо, т.к гарантирует от всяких политических эксцессов. С другой стороны, если случится какое-либо политическое ЧП, требующее поддержки властей от населения, этого может не случиться.

Такое состояние русских характерно практически для всех республик. Что очень опасно для РФ. Случится событие типа Беловежской пущи - и никто не встанет на защиту государства.

Guest, 26.12.2016 в 13:26

Так вам историческим,государственным русским рабам,татары и говорят,будьте людьми,станьте свободными духом,создайте свою русскую республику и живите по русски.И другим народам в России дайте возможность самостоятельно жить и развиваться.
Что спросите для этого надо? Для этого надо,чтобы Россия жила по своей Конституции,в которой она определяется как федеративное государство.А сейчас Россия,это какая то смесь псевдофедерализма с неограниченной московской диктатурой.А вы все, русские мол забиты татарами.Да головы свои поднимите и оглянитесь вокруг,как вы русские живите и нас заставляете жить.Советовались ли ваши правители,с вами,с народом, когда влезли в Украину,а когда влезли в Сирию,где народ уже с 2011 года не хочет жить под диктатором Асадом,советовались? Опять целое поколение должно терпеть и затягивать пояса,денег нет из-за этих авантюр.А голову морочат,нас мол сожрут если не будем сильными.Как можно сожрать государство имеющее тысячи термоядерных боеприпасов со средствами их доставки в любую точку мира. А Англия и Франция имеют по 50-60 ядерных ракет и знают,что этого достаточно для своей защиты.По одной подводной лодке с ядерными зарядами дежурят у них всегда,с оборонительными целями и все,хватает. А тут тысячи боеголовок и мы в опасности,крик идет.Все имперская составляющая на мировое господство в одном месте свербит у ваших властителей. И вся пропаганда ведется,чтобы альтернативы этому идиотизму не было бы.

Guest, 26.12.2016 в 15:23

У Франции 300 ядерных ракет в развернутом положении и 10 боеголовок на складах, у Великобритании 150 развернутый ядерных ракет и 65 боеголовок на складах.У Индии и Пакистана по 100 ядерных ракет.В Украине было 1500 ядерных бомб, но они все отдали России по Будапештскому соглашению в обмен на гарантии целостности Украине со стороны России.

Guest, 27.12.2016 в 10:33

Не надо врать.На сегодняшний у Англии и Франции готовы к применению 50-60 ядерных зарядов.Ранее произведенные утилизируются.И развертывать новые комплексы и увеличивать число ядерных зарядов они не планируют в т.ч.и по экономическим соображениям.
Все это известно по материалам военных обозрений и по сведениям приводимых самими этими государствами.