2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Слово о нации (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Слово о нации (ч.2)

2 октября 2014 года
Слово о нации (ч.2)

     В данном сообщении поищем ответа на вопрос: «Как существует нация?». Но прежде сделаем два замечания относительно изложенного в прошлом нашем разговоре на эту тему («ЗП» от 21 – 27.08.2014). Для содержательного толкования сущности нации с помощью категории «душа» лучше воспользоваться следующим ее пониманием. Так, по Генри П. Стаппу (США) «душа – это личность, независимая от мозга и остального тела, которая может выжить после смерти». Причем понятие «личность – это культура, отраженная в индивидуальном поведении» (Дж. Хонигман, США). В итоге приходим к выводу, что «нация есть некий душевный образ народа или форма его культуры». Это первое.
     Второе замечание относится к вопросу о языке, который присутствует в формировании нации. У татарской нации есть свой язык, более того, наш народ сам является автором своего языка, о чем мы часто забываем говорить. Однако речь о другом. Определяя сущность нации, мы «опускаем» язык как нациообразующий фактор потому, что он входит в состав культуры как одно из ее важных явлений.
     Перейдем к главному – к вопросу о том, как существует нация. Дело в том, что если мы ее объясняем существованием некоей внутренней культуры народа, то обязаны будем представить и самих «носителей» этой культуры. Естественно, что таковым является, прежде всего, весь сам народ, обладая свойством общественных связей. Но и этого еще недостаточно. Необходимо, чтобы в обществе существовали, так сказать, коренные носители культуры народа – это его интеллигенция. 
     Таким образом, если мы утверждаем о том, что, к примеру, татары – это нация, то должны будем указать и на то, что она идеологически скреплена определенной когортой людей, носителями татарского коллективного бессознательного (по Юнгу), которая «помнит» историю культуры своего народа на глубину тысячелетий. Но, что главное, этот интеллигентский слой подсознательно исполняет те качественные свойства, которые выработались за долгие века изначального становления данного этноса в истории и в природе. Например, татарская нация восходит происхождением к эпохе великого тенгрианского ренессанса Центральной Азии середины I тыячелетия до н.э. Между прочим, не только татары, но и русские, и немцы, и скандинавы сохраняют многие внутренние духовные ценности времен тех серьезных перемен в становлении народов.
     Однако вернемся к теме разговора. Как же существует любая нация? Она существует как исполнение изначальной идеи. Это хорошо видно на примере бытия и жизни татарского народа. Почему, например, нас всегда тянет к земле, к родному краю, любовь к коню, к воде, «к отеческим гробам»? Все это связано со становлением духовного осознания наших предков в мировом пространстве, с производством железа, с приручением коня и становлением развитого хлебопашества и животноводства. Поэтому и не вымирают деревни и села. Именно здесь сохраняется ряд уникальных сакральных ценностей для татарской нации. О них, возможно, подробнее поговорим в другой раз.
     Здесь же отметим тот факт, что не случайно наша республика, возглавляемая такими вышедшими из народа людьми, как М.Ш. Шаймиев, как Р.Н. Минниханов и другими, быстро восстанавливает свои позиции после той жестокой истории. Дело в том, что эти наши достойные руководители оказались людьми не столько «госчиновного» характера, они явились носителями черт сакрального и народно-исторического достояния татарского народа. Вспомним слова Минтимера Шариповича в те годы: «Легкие пути к успеху не ведут!». Разве эти понятия не из искони тенгрианских основоположений миропонимания? Однако после этих лестных слов нашим достойным руководителям надо отметить, что сама нация в своем культурно-историческом бытии существует не благодаря лидерам, а благодаря «рядовым», ничем не выделяющимся людям. Лидер выходит из народа, и в связи с народом его сила. В тенгрианстве часто мудро запрещается стремление к открытому лидерству, к популярности. Почему? Потому что эти явления разрушают целостность нации как общества. Они называются сатанинскими свойствами, ибо приводят к завистливости, ко лжи и отрыву от народа. Между прочим, даже из истории Волжской Булгарии нам известно, как жестоко карались случаи сатанинских поползновений отдельных людей. С другой стороны, эти жесткие меры нашим предкам обеспечили приобретение таких прекрасных качеств, как простота, правдивость и искренность. Наряду со сказанным можно вспомнить и те случаи, когда ряд тенгрианских духовных ценностей сохранился и в более поздней мусульманской форме культуры. Например, здесь также принято рассматривать человека просто как одного из тысяч подобных ему людей, и любая работа, которую он выполняет, является его достойной обязанностью благодаря своей общественно необходимой ценности.
     Отмеченные ценности татарского народа позволяют сказать, что люди, именно приверженцы подобных условий бытия, и являются носителями тех внутренне сущностных свойств нации. Но лидерами нации во всей нашей истории является ее интеллигенция. Сюда можно отнести поэтов и писателей, духовенство и работников просвещения, а также многих людей из состоятельных кругов. Здесь уместно вспомнить поэта Г. Тукая, который стал прорывом татарского народа в высшие сферы сознания, в сферу духовной культуры, в новые методы мышления. Похоже, что сегодня, глубоко постигая его творчество, не случайно наши ученые приходят к созданию новейшей философии сознания, к разработке глубинных научно-исторических ценностей, к разработке удивительных возможностей татарских гуманитарных корней. Вполне возможно, по-видимому, что были правы древние римляне, утверждая, что «Свет с Востока». Тем не менее надо заметить, что это возможно только в том случае, если нам удастся преодолеть такие исторические решения, как постановление I Римского собора 494 года «О предании забвению существования восточных, варварских народов». В том числе и отчасти со стороны нашего «третьего Рима», разумеется. 

Р. НУГМАНОВ, профессор. 
(Продолжение следует.)


Комментарии (16)
Guest, 03.10.2014 в 14:02

он брат поэта МУСТАФЫ?

Guest, 06.10.2014 в 13:29

Для:Р. НУГМАНОВ, профессор.
____________________________________________
Кадерле, у тебя должно быть чистое сердце и чистая, светлая ДУША. Мы считаем, что у тебя это так и есть. Своим текстом ты признался в Любви к своей нации. Это очень трогательно! У татар, это подавлялось веками.

Guest, 06.10.2014 в 13:31

У автора текста душа поэта.

Guest, 06.10.2014 в 14:06

" Между прочим, не только татары, но и русские, и немцы, и скандинавы сохраняют многие внутренние духовные ценности времен тех серьезных перемен в становлении народов".
___________________________________________
С этим следует поаккуратнее.
Прежде, необходимо яснее представлять себе культурогенез татар, в сравнении с другими народами. Заявлять, что "... сохраняют многие внутренние духовные ценности времен тех..." как -то не корректно. Было бы лучше, сначала представить текст о культурогенезе татар. Как вы его себе представляете?
В общей истории татар, прежде необходимо как следует осмыслить 2 процесса: 1) этногенез и 2) культурогенез. Судя по вашему умонастроению, вам интересен культурогенез. И это замечательно.
Но, судя по отмеченному предложению,ваши представления о нём крайне сумбурны, к сожалению.
Если вам удастся представить его в более систематизированном варианте, это будет очень полезно и познавательно для всех читателей "ЗП".


Guest, 06.10.2014 в 14:15

Автор текста, вероятно, излишне много говорит о понятии "нация". В современной истории народов, это понятие менее актуально, в сравнении с понятиями "этногенез" и "культурогенез". Лучше обсудить и порассуждать о последнем - культурогенезе.

Guest, 07.10.2014 в 08:05

В культурогенезе татар можно выделить несколько периодов: 1) прототюркский, 2) древнетюркский, 3) исламский и ,очевидно, 4) современный, синкретичный или эклектичный.
Каждый из них требует отдельного анализа.Далее, сравнительный анализ периодов. Было бы очень полезно и интересно всё это обсудить с читателями "ЗП".

Guest, 07.10.2014 в 13:30

Guest, 07.10.2014 в 08:05
Было бы очень полезно и интересно всё это обсудить с читателями "ЗП".
________________________________________________________________________________
Трудность в том, что на этом сайте известные "структуры" в интересах политической конъюнктуры стремятся 1)с одной стороны - вбить в головы читателей некритическое восприятие пропагандистских штампов-клише; 2)завалить данный ресурс валом видео-, фото-спама и печатного флуда.
Прежняя интеллектуальная часть аудитории только изредка заглядывает на этот сайт и не высказывается развёрнуто по провокационным вбросам профессионального троллинга. По крайней мере весь 2014 год это чувствуется по общему уровню компетентности "аргументов" участников обсуждений. Профессиональное освещение проблем в статьях и репликах возможно, когда авторы не будут испытывать грубого силового давления. Судя по отдельным ляпам главного редактора, и его "не минула чаша сия". Пока профессионалы ушли, молчат или изредка наблюдают за информационным "разгулом" на этом сайте и в других СМИ. .

Guest, 08.10.2014 в 13:32

"Пока профессионалы ушли,молчат ...".
___________________________________________
Так и вся жизнь пройдёт в молчании...ягнят.
Надо эти вопросы обсуждать несмотря ни на что.
Написать конкретные и короткие ответы на поставленные вопросы, никакие "структуры" лично вам не мешают.
Создаётся впечатление, что вы уходите от обсуждения по другим причинам. А мы хотели с вами пообщаться и пообсуждать культурогенез татар. Как -то не хорошо со стороны автора текста.
"..., когда авторы не будут испытывать грубого силового давления". Приведите примеры. Не очень понятно.

Guest, 08.10.2014 в 16:49

"..., когда авторы не будут испытывать грубого силового давления". Приведите примеры. Не очень понятно.__________________________________
Байрамова, Кашапов ,Зайнуллин...

Guest, 09.10.2014 в 03:00

NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 09.10.2014 в 07:00

Guest, 08.10.2014 в 16:49
________________________________________________
Понятно. Насчёт "Байрамова, Кашапов ,Зайнуллин..." и др. мы,конечно, слышали и знаем , что их третируют и преследуют нацисты от так называемого "русского мира".
В таком случае, где же обсуждают татары культурогенез и др. вопросы с "широкой" аудиторией? Вероятно, мы не в курсе. Может быть, подскажите?

Guest, 09.10.2014 в 09:20

Должно же быть для этого более менее чистое место.

Guest, 09.10.2014 в 09:23

Вы правы. Куда не ткнись везде свинарник.

Guest, 09.10.2014 в 09:39

Может быть у Ахметова Р. жена русская. Вы не знаете?

Guest, 10.10.2014 в 19:30

"Может быть у Ахметова Р. жена русская" официальная?

Guest, 13.10.2014 в 20:35

В Инете есть немного бараньих халяльных уголков, где пишут только по-татарски.
Переползайте туда!