2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Пятиконечная власть Татарстана
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Пятиконечная власть Татарстана

11 июля 2017 года
Пятиконечная власть Татарстана

     Прошло ровно четверть века со времени первых президентских выборов в Татарстане. И это событие - хороший повод поговорить о структуре власти в республике.
     Главный в табели о рангах - президент Рустам Минниханов. Вторым номинально лицом считается государственный советник - экс-президент Минтимер Шаймиев. Далее следует спикер Государственного совета Фарид Мухаметшин, и замыкает этот список премьер-министр Ильдар Халиков. 
     Получается своеобразный правящий квадрат. Самая устойчивая геометрическая фигура. Но есть одна существенная проблема, которую я хочу осветить.
     Предположим, что через пять лет, по истечении второго срока президентских полномочий, Рустам Минниханов вынужден будет оставить свой пост. Хотя по нынешнему закону главы субъектов Федерации могут избираться три срока подряд.
     Пофантазируем, что в 2018 году в России будет новый президент, который, как и Дмитрий Медведев ранее, начнет формировать свою команду из губернаторского корпуса. С 2008-го по 2012 годы Дмитрий Анатольевич поменял свыше 50% глав регионов. В том числе таких мастодонтов, как Юрий Лужков, Муртаза Рахимов, Эдуард Россель и тот же Минтимер Шаймиев. И делал это, невзирая на их заслуги и авторитет.
     В 2020 году истекает текущий срок Рустама Минниханова. Скажем, новый президент России найдет его не слишком лояльным (вспомнят фронду по поводу непереименования из президента в главу, позицию по Турции и новый договор между РФ и РТ о разграничении полномочий и предметов ведения, который необходимо будет пролонгировать в 2017 году) и решит поставить нового человека.
     В этом случае Минниханову придется искать вакантное место. Конечно, ему будут предлагать какой-нибудь пост на федеральном уровне. Такие предложения уже исходили из Москвы: ему прочили кресло и министра сельского хозяйства, и вице-премьера по инновациям вместо опального Владислава Суркова. Но Минниханов технично отказывался. Он понимал, что такое «повышение в Москву» означает неминуемо понижение политического статуса. Хотя формально все и выглядит обратным образом.
     В свое время, напомню, Шаймиеву предлагали стать полпредом в Поволжском федеральном округе. Но Минтимер Шарипович отказался. Дескать, где родился, там и пригодился. Да и опыт показывает, что ушедшие из Казани в Москву теряли свой вес и потихоньку сходили с политической сцены, не говоря уже о том, что теряли свои позиции в Татарстане. Ведь весь их капитал базируется на авторитете Татарстана и влиянии в татарском мире.
     Теряешь базу поддержки здесь, считай, что остаешься без тыла и прикрытия. Пример Рафгата Алтынбаева, Искандера Галимова, Фарита Газизуллина тому яркий образчик. Могут сослаться на министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, который успешно работает на федеральном уровне. Но этот самый успех стал возможен как раз благодаря фактору Татарстана, и еще один существенный момент - господин Никифоров не выказывает амбиций, чтобы стать президентом Татарстана, в отличие от вышеупомянутой троицы, имевших такие виды.
     Так вот. В этом случае придется искать плацдарм Минниханову в республике, чтобы сохранить свое влияние здесь. Но вот ведь в чем проблема, быть премьером в 65 лет и исполнять, по сути, технические функции Рустам Нургалиевич вряд ли захочет. После того как он ушел с этого поста, эта должность из объемно-политической стала сугубо номинальной. Все решает президент. При Шаймиеве премьерский пост значил куда больше за счет того веса, который ему придали сначала Мухаммат Сабиров, а затем и сам Рустам Минниханов. Первый президент Татарстана в большей степени был федеральным политиком и всячески подчеркивал и подкреплял этот факт. Поэтому Минниханов всецело концентрировался на экономике и финансах. Став президентом, он решил замкнуть на себя и функции премьера, оставив Ильдару Халикову лишь техническое назначение. Тем самым был смещен баланс, ранее выстроенный Шаймиевым.
     Вряд ли новый постминнихановский президент захочет быть эдаким президентом-Медведевым при премьере-Путине образца 2008 - 2012 гг., может возникнуть конфликт интересов и раскол в элите, чего татарстанский истеблишмент всячески избегает, понимая возможные негативные последствия для всех сторон конфликта и для Татарстана в целом.
     Конечно, есть еще должность спикера Госсовета, который бессменно 18 лет занимает Фарид Мухаметшин. Ему в следующем году исполнится 70 лет. И вряд ли он останется на новый срок. Минниханов может переместиться туда. Но для этого нужно избраться в парламент. А это технически сложно сделать в короткие сроки. Там есть необходимые процедурные нюансы. Досрочно избраться нельзя, насколько я понимаю, даже если один из депутатов и сложит свой мандат. Это потеря драгоценного времени к тому же. Время, когда неизбежны рассогласования и подвижки в элите, может изменить баланс сил не в пользу уже бывшего президента.
     Остается должность государственного советника. Но этот статус пожизненно закреплен за Минтимером Шаймиевым. Не могут же быть два государственных советника?! Это нонсенс.
     Тут интересная деталь. В 2010 году закон о госсоветнике принимался татарстанским парламентом в спешном порядке, писали его буквально на коленках. Боялись не успеть. Специфика власти такова, что ни в коем случае нельзя спрыгивать даже на пять минут с властного обоза.
     Вон, был всесильный мэр Москвы Юрий Лужков, который реально претендовал в 1999 году на президентский пост и до последнего считался одним из самых влиятельных политиков России, а после отставки его как звать забыли, политически он обнулился. Стал Юрий Михайлович простым пасечником в кепке, и даже большие деньги его самого и супруги Елены Батуриной этот статус не изменили. Ну, не простой пасечник, а богатый, но при этом лишенный харизмы власти и ее магнетизма. В другой ситуации, не при вертикали, он, бесспорно, остался бы значимым и большим политиком с огромным бэкграундом, авторитетом и влиянием на общественно-политическую жизнь страны.
     Полновластный хозяин Башкортостана Муртаза Рахимов после скандальной отставки в 2010 году, когда он пошел на открытое противостояние с федеральным центром, перестал быть серьезным фактором башкирской политики. И даже почетной синекуры ему не дали.
     Российская традиция, при которой человек, лишенный властного эксклюзива, в момент становится «политическим аутсайдером», слишком хороша известна всем. Тем более нашим действующим политикам, знающим волчьи законы «мадридского двора».
     Правда, есть один выход. Можно внести поправки в Конституцию РТ, с этим проблем не возникнет точно, и учредить новый институт - вице-президентства, вернее, реанимировать его. Сделать его выборным, скажем как в США, где президент и вице избираются тандемом, а можно и отдельно выбирать - через парламент.
     Тогда властная конструкция в Татарстане станет пятиконечной звездой. Или пентаклем, кому как нравится.
     Вот всем известный Пифагор утверждал, что такая звезда представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (ф = 1,618). Ну это так, для любителей символизмов и сакральных знаков. А всерьез подумать на этот счет, думаю, стоит.

     Руслан АЙСИН,
политолог.


Комментарии (4)
Guest, 11.07.2017 в 16:04

https://www.youtube.com/watch?v=dLtkye1P5dA

Казах Сулейменов жестко показал Путину его историю

Guest, 13.07.2017 в 21:42

А все пятеро будут только татары?

Guest, 16.07.2017 в 10:32

Естественно!!!

Guest, 18.07.2017 в 10:15

Но лучше, если звезда будет шестиконечная! Вот это настоящий сакральный знак!