2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Новости (№ 20 2013 г.)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Новости (№ 20 2013 г.)

5 июня 2013 года
Новости (№ 20 2013 г.)

     В Казани 26 мая в БКЗ им. Сайдашева прошла презентация альбома «Просветление», записанного ГСО под управлением Сладковского для «Sony Music». Были исполнены философские произведения: «Манфред» Чайковского, «Остров мертвых» Рахманинова, записанные на альбоме, и «Весна священная» Стравинского. И «Манфред», и «Остров мертвых» - глубоко мистические произведения, и альбом получился мистическим, погружающим человека в иной мир, мир духов. Но если «Манфред» Чайковского носил все-таки преимущественно элементы лиризма, присущие Чайковскому, элементы женственности, мягкости, его скорее можно назвать оккультным дворянским произведением, чем глубоко мистическим, то «Остров мертвых» в ГСО РТ, безусловно, одно из лучших исполнений в России, его можно, пожалуй, назвать даже уникальным. И сама мелодия, и удивительный звук оркестра, который нельзя было назвать виртуозным, был одновременно живым, и его, собственно говоря, нельзя было назвать просто музыкальным звуком, это было именно размышление на грани жизни и смерти, перед исполнением меркла майя «реальности» и возникало необъятное невидимое. Сладковскому вообще удаются Бетховен, Вагнер, Рахманинов – те композиторы, которых он любит душой, подсознанием. Чайковского он играл на свой манер, иногда слишком превращая грохот децибел в орудие дирижера для того, чтобы ошеломить, подавить слушателя, это был настоящий хард-рок от классики, но невидимый мир любит тончайшее и нежное, проникновенное сочетание звуков, а никак не вакханалию «водопадов» литавр. «Весна священная» тоже была слишком резкой и громкой, иногда форсированно громкой – это «классический» авангард XX века, и он был более диссонансным как характеристика века. Конечно, это эксперимент, он сочен и полнокровен именно своим язычеством, впрочем, само шаманское язычество буйства «весенней» животной жизни у Стравинского не получилось, получился именно европейский рационализированный взгляд на язычество из окна европейского кабинета, а вот души степей, мистики степей, ветра, простора, запаха полыни не чувствовалось. Конечно, ГСО исполнил «Манфреда» и «Весну священную» с подъемом, но за «Островом мертвых», его высокой мистикой было просто не угнаться, здесь лучшее, действительно, стало врагом хорошего. Открыл концерт большой поклонник классики Леонид Толчинский, гендиректор «Татар-информа», который часто практически один сидит в вип-ложе на концертах. 1 июня вместе с ГСО выступит Чулпан Хаматова. 

      Желающие приобрести книги Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи» и др. могут это сделать в книжных магазинах по адресам в Казани: ул. Татарстан, дом 13, ул. Кремлевская, 25/22, в Набережных Челнах: ул. М. Джалиля, дом 72.

      3 июня открывается XI Международный тюркский театральный фестиваль «Науруз». Будет показано 39 спектаклей (всего в мире примерно 40 тюркских театров). Как заявил Фарит Бикчантаев, если раньше «мы стремились пригласить всех, созвездие флагов, то ныне политика отбора спектаклей изменилась, приоритет отдан прежде всего художественной стороне». Приедет легендарная актриса-шаман Степанида. Завлит Игламов рассказал, что отбор сталкивался с трудностями. Например, в Азербайджане прямо в минкульте указывали, какой спектакль поедет, а какой нет. А из Туркмении раньше просто говорили: от нас поедет спектакль, написанный по произведениям Туркменбаши. Приедут три отборщика на «Золотую маску». Возможно, на «Золотую маску» будет отобран спектакль Йона Фоссе «Последний день» режиссера Бикчантаева. К сожалению, традиционно бойкотируют фестиваль театры из Узбекистана. На этом фестивале уровень спектаклей ожидается значительно выше. Татарстан представит 4 театра (в том числе «Лавина» из Мензелинска, «Мещанская свадьба» Брехта из Альметьевска), на этот раз стремились пригласить побольше гостей. Приедут представители ЮНЕСКО, они очень интересуются татарским театром. Коллегию критиков возглавит легендарная Ирина Мягкова, которая любит провинциальный театр, провинциальных актеров, считает, что актеры в Москве «забегались», а провинциальные актеры вдумчивые. «Театр губит благополучие, – считает Ирина Мягкова. – Мне не нужно благополучие, мне нужны поиски, преодоление. Сейчас все театры занялись коммерцией, а не искусством. Все ставят комедии, которые невозможно смотреть. Современную драматургию отличает восстание против лжи. Чернуха – это резкое отрицание фальши». Будет представлен «Пушкинский утренник» Анатолия Васильева. Бюджет фестиваля, по оценкам экспертов, около 5 миллионов рублей. Легендарный Някрошюс не успевает на «Науруз», он ожидается в Казань в конце июня со спектаклем «Божественная комедия». Как отметил Бикчантаев, пока с ним не удалось договориться о его постановке в театре Камала.


Комментарии (0)