2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Крым – Казань
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Крым – Казань

27 апреля 2014 года
Крым – Казань

     Из-за недавних событий, связанных с присоединением Крымского полуострова к Российской Федерации, у россиян да и не только у них, повысился интерес к историческому прошлому этой территории и населяющих ее народов, в первую очередь, конечно, речь надо вести о крымских татарах – безусловных аборигенов Крыма. Даже само наименование полуострова происходит от второго названия столицы «Крымского тумена» Золотой Орды г. Солхата, известного как Иске Кырым (Кырым – от «Корым», означающем сооружение, укрепление, крепость; именно отсюда название столицы Монгольской империи Кара-Корым и русское понятие Кремль). В результате новых реалий в разных кругах стал обсуждаться и вопрос об этническом родстве крымских татар с татарами «внутренней» России, в особенности с поволжскими татарами, иногда не совсем точно именуемыми «казанскими».
     Однако одновременно выявились и проблемы – оказалось, что после насильственной депортации крымских татар в 1944 году тема об их исторических взаимоотношениях с другими этническими группами с этнонимом «татары» толком не разрабатывалась, вследствие чего в разных публикациях, а также в рассуждениях политиков относительно степени этнической близости рассматриваемой группы к иным этнотерриториальным татарским общностям были высказаны неадекватные, иногда даже весьма экзотические взгляды. Вообще-то такой результат был вполне ожидаемым. Прежде всего для умозаключений об этнической отдаленности крымских татар от их сородичей, населяющих разные регионы России, имеются определенные объективные основания, особенно на непросвещенный взгляд. Дело в том, что вследствие длительного нахождения Крымского ханства в зависимости от Османской империи (с последней четверти XV – по последнюю четверть XVIII вв.) у татарского населения Крымского полуострова под влиянием турок-османов накопились культурно-языковые различия, действительно отличающие их от поволжских (казанских) татар. Достаточно будет указать, что в рамках языковой классификации тюркских языков татарский – народно-разговорный язык поволжских татар и крымско-татарский язык считаются самостоятельными, хотя и входящими в одну общую группу кипчакских языков. Внутри последней они относятся к разным подгруппам: татарский – к кипчакско-булгарской, а крымско-татарский – к кипчакской (половецкой). К последней еще относятся такие языки, как караимский, кумыкский и карачаевско-балкарский. В реальности ситуация с крымско-татарским языком еще более сложная, можно сказать, уникальная: из трех его диалектов – степного, среднего и южного, первый именуется ногайским, относясь к кипчакско-ногайской подгруппе кипчакских языков (наряду с ногайским, каракалпакским и казахским), тогда как средний диалект, принятый за основу литературного языка крымских татар, включается в названную выше кипчакско-половецкую подгруппу; наконец, третий – южный диалект, сформировавшийся в результате влияния турецкого языка, вообще относится к огузской группе тюркских языков, достаточно отличаясь от языков кипчакской группы. Понятно, что такая смешанность народно-разговорного языка крымских татар исторически вполне объяснима. Скажем, носители степного диалекта в прошлом являлись ногайцами, а носители южного диалекта теснее общались с турками. Естественно, что указанные выше различия нашли отражение и в культурно-бытовой сфере, но они до сих пор исследователями в этногенетическом плане достаточно полно не прокомментированы, что отчасти затемняет вопрос о происхождении татарского населения Крыма. Поэтому даже в академических трудах (исключением не являются и работы, выполненные крымскими учеными, в том числе и из крымских татар) относительно происхождения и этнической истории рассматриваемой группы можно найти весьма причудливые умозаключения, очень далекие от того, что нам показывают источники. Такое положение сложилось и потому, что крымских татар в недавнем прошлом пытались изучать в отрыве от этноистории других групп татар. Свою отрицательную роль сыграло и то, что длительное выпадение крымских татар из научно-исследовательского процесса, включая и их непредставленность в татароведческих исследованиях, проводившихся в Татарстане, где в гуманитарных науках в XX веке были накоплены серьезные достижения, в постсоветский период углубленные на основе мировых достижений в научной сфере, привело к тому, что исторические труды по крымским татарам по современным меркам выглядят весьма архаичными.
     Учитывая сказанное выше, работа по определенной нами теме является достаточно сложной. Тем не менее было решено предложить читателям целостный очерк о связях татарского населения Крыма и Поволжья в Средневековье, сделав упор на периоды поздней Золотой Орды и татарских ханств, ибо именно в это время были заложены основы локальных групп татарского этноса, к тому же по этому историческому этапу имеется достаточно источников, позволяющих проследить этнокультурные контакты разных групп распадавшейся средневековой татарской этнической общности. Разумеется, в рамках одного очерка можно охватить только наиболее заметную часть исторических материалов по представленной теме. Но эти сведения позволяют сформулировать некоторые общие выводы, главным из которых является следующий: существующий на сегодня компендиум исторических данных опровергает достаточно широко бытующую в литературе точку зрения об уникальности этнической истории крымских татар. На деле обнаруживается, что эта группа в прошлом была тесно связана с иными татарскими этнообразованиями, являясь всего лишь одной из частей распадавшегося на рубеже XIV – XV вв. средневекового татарского (золотоордынского) этноса.
     До того как перейти к анализу основного исторического материала, хотелось бы специально подчеркнуть: нам, татарам, вне зависимости от геополитических интересов правящей российской элиты, пришедшей к выводу о необходимости поглощения Россией Крыма, следует детально представлять нашу историю, осознавать общность своих этнических корней, ибо именно из такого понимания в дальнейшем может вытекать возможность консолидированного действия всех групп татар по отстаиванию в рамках Российской Федерации наших общих этнокультурных и политических прав. При этом представляется, что татарам необходимо исходить из позиции, что они являются в этой стране одним из коренных ее народов, вошедших в состав России со своими исконными территориями, где они до сих пор проживают достаточно компактными и многочисленными группами. Имея в виду, что наш народ играл в средневековой истории Евразии выдающуюся роль, он, даже будучи по историческим причинам присоединен к России, может (и должен) претендовать в этом государстве на особое место. Сказанное находит подтверждение и в тех материалах, которые будут представлены далее. Об этой особой роли татар в истории России нашим сородичам ни на минуту нельзя забывать.

     Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (28)
Адиль, 27.04.2014 в 15:07

Уверен на 200%,что Москва возьмет на вооружение политику,способствующую розни между крымскими и казанскими татарами,аналогично своей политики 16 века.Скоро мы это увидим.

Кунак, 27.04.2014 в 16:03

Адиль
А так и было. После депортации, и далее после размещения в бараках велся контроль с регулярными явками для отметки. При допросах как правило следователь был поволжский татарин. Была публикация одной девушки, которая подверглась допросу следователем поволжским татарином с избеением, вызвавшим сотрясением головного мозга, и всякими оскорблениями.

Guest, 27.04.2014 в 16:41

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен. Казань это русский город

Guest, 27.04.2014 в 17:34

анал!!фас его

Guest, 27.04.2014 в 17:37

вот один из афтороф знаменитых книг тов.сибгатуллина,бают знатоки.

Рустем Аблятиф, 27.04.2014 в 23:07

один из псевдоученых, стремящийся подвести "научную" базу, оправдывающую оккупацию Крыма. НИКОГДА, слышите - НИКОГДА мы не будем "татарами"! Мы къырымлы, коренной народ Крыма! Да у нас сложный этногенез, но это не даёт право называть нас русской кличкой - "татары"

Guest, 28.04.2014 в 07:43

Свои васви есть у каждого народа.

Guest, 28.04.2014 в 07:50

Еще 2000 лет существовало название татары. Задолго до Киевской Руси, не говоря о Московский. У татар тоже есть небольшое течение, которое требует назвать татар булгарами. Эту булгарскую теорию поддержал даже сталинский ЦК летом 1944 года, когда запретил татарам изучать Золотую орду. Это постановление вышло во время войны, то есть Сталин считал важным изолировать группы татар друг от друга, уничтожая их общую историю.

Guest, 28.04.2014 в 07:53

Дамир Исхаков как раз сторонник создания в Крыму крымскотатарского государства.

Guest, 28.04.2014 в 11:06

"Рустем Аблятиф, 27.04.2014 в 23:07
один из псевдоученых, стремящийся подвести "научную" базу, оправдывающую оккупацию Крыма. НИКОГДА, слышите - НИКОГДА мы не будем "татарами"! Мы къырымлы, коренной народ Крыма! Да у нас сложный этногенез, но это не даёт право называть нас русской кличкой - "татары""
=====================================
Рустем. Никто и не спорит что Вы коренной народ Крыма, и называйтесь вы как хотите, хоть къырымлы, хоть турки, тавры, греки, нугаи, готы, сарматы, все это часть ваших предков которые сформировались в одну нацию, но ваш язык говорит о том что вы в основном дети Детш-и-Кипчака и империи Орды. И нельза заставить целый народ принять "кличку" татары, если он этого не хочет и не ассоциирует себя с ней как с названием народа. Азербайджанцев тоже называли кавказскими татарами, но они никогда себя ими не считали.

Guest, 28.04.2014 в 12:11

в грузии азеров до сих еще ТАТАРАМИ зовут.говорят,обижаются слегка азеры:к саакашвили ходили,чтоб запретил впредь татарами обзывать,просили слезно.саакашвили им СКАЗАЛ6отныне так и будет -незваный гость -НЕ ХУЖЕ татарина!потом улетел к себе в америку.так что азеры в грузии все еще татары.
теперь о крымтатарах.если им позорно самоназываться татарами-вольному воля.в народе всегда употребляется такая форма испокон веку :казанский татарин,сибирский,астраханский,крымский,ногайский или ногай(нугай),польский,литовский,касимовский...затем мишарин :чистопольский,дрожжановский,пензенский...зтем типтар...
то есть ,не просто татарин.по этому поводу покойный ныне муслим магомаев говорил в интервью: бабушка(мама матери) всегда подчеркивала -я-казанская татарка!!что она этим хотела сказать?!-муслим не понимал разницу,был не в курсе,что к чему.

Guest, 29.04.2014 в 00:08

Магомаев рано стал сиротой и ему, вероятно, никто не удосужился разъяснить тонкости родословной.

Guest, 29.04.2014 в 06:56

Рустем. Никто и не спорит что Вы коренной народ Крыма, и называйтесь вы как хотите, хоть къырымлы, хоть турки, тавры, греки, нугаи, готы, сарматы, все это часть ваших предков которые сформировались в одну нацию, но ваш язык говорит о том что вы в основном дети Детш-и-Кипчака и империи Орды. И нельза заставить целый народ принять "кличку" татары, если он этого не хочет и не ассоциирует себя с ней как с названием народа. Азербайджанцев тоже называли кавказскими татарами, но они никогда себя ими не считали._____________________________
Здесь надо историкам восстановить историческую справедливость. Самоназвание казанских татар - болгары, у крымских татар - свое самоназвание. И ПРАВ РУСТЕМ - народ не будет называться именно КЛИЧКОЙ, которые высосали российские историки из пальца. Почему же турки, казанских татар называют северными турками, но не татарами. И язык очень близок с турецким. А у КРЫМЦЕВ не только язык, но и традиции одинаковые с турецкими. Не случайно Казанцы называли себя до революции мусульманами или тюрками, или болгарами. Так что тюрки или турки - смысл слова одинаков. Москвичи и есть осколки Золотой Орды - татары.

Guest, 29.04.2014 в 11:38

верно!русские и есть истинные ТАТАРЫ.и сибгатуллин,ученый,кажется считает так же.

Guest, 29.04.2014 в 18:13

В Болгаре (Татарстан) пройдет фестиваль "Мы - священная Русь, мы - опора Державы"

С 8 по 11 мая в городе Болгар пройдет II Авраамиевский фестиваль "Мы - священная Русь, мы - опора Державы", посвященный взаимодействию Русской православной церкви и казачества.

Также пройдут концерты творческих коллективов православной молодежи Татарстанской митрополии, показательные выступления кадетов-казаков, катания на лошадях, традиционные казачьи игры. Планируются выставка экспонатов музея казачьего быта, презентация фрагментов из фильма "Станица Спасская", историческая реконструкция Куликовской битвы. Казаки также примут участие в торжественном параде, посвященном Дню Победы, помолятся об упокоении воинов-освободителей на панихиде у Вечного огня.

Члены Болгарского городского казачьего общества "Станица Спасская" примут участие в ежедневных благодарственных молебнах и соборной молитве на воскресной литургии в Свято-Авраамиевском храме. Также будет отслужен праздничный молебен с акафистом у колодца мученика Авраамия Болгарского чудотворца.

Guest, 29.04.2014 в 19:31

"Здесь надо историкам восстановить историческую справедливость. Самоназвание казанских татар - болгары, у крымских татар - свое самоназвание. И ПРАВ РУСТЕМ - народ не будет называться именно КЛИЧКОЙ, которые высосали российские историки из пальца. Почему же турки, казанских татар называют северными турками, но не татарами. И язык очень близок с турецким. А у КРЫМЦЕВ не только язык, но и традиции одинаковые с турецкими. Не случайно Казанцы называли себя до революции мусульманами или тюрками, или болгарами. Так что тюрки или турки - смысл слова одинаков. Москвичи и есть осколки Золотой Орды - татары"
--------------------------------------
Встретились два одиночества - къырымлы и булгар не любящие татар. Хоть бы умные книжки почитали что ли. В быту русские татар никогда татарами не называли, а называли басурманами. Для них не важно кто ты казанский, астраханский, крымский, казах - одним словом басурман. Тюрками казанцы себя не называли, а мусульманами называли, но и казахи в то время себя называли мусульманами и крымские татары тоже и астраханские, не подчеркивали свою национальность. Вот когда конкретно хотели узнать, то спрашивали, да и то не было необходимости, можно было сразу определить по говору кто есть кто. И даже в то время никто не называл себя в Казани булгар. Мой дядя прожил 101 год его спрашивал на эту тему, он сказал что ни от своего отца, ни от своего деда не слышал даже слова такого.

Guest, 30.04.2014 в 22:15

как бы себя ни называли,в мире их знают как КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ.другого названия у них пока нету.гордиться лучше надо,а не нос воротить.когда на казанском престоле сидели ГИРЕИ -были татары.а сегодня уже не татары?!метаморфоза,пнимаешь...

Guest, 01.05.2014 в 09:11

Встретились два одиночества - къырымлы и булгар не любящие татар. Хоть бы умные книжки почитали что ли. В быту русские татар никогда татарами не называли, а называли басурманами. Для них не важно кто ты казанский, астраханский, крымский, казах - одним словом басурман. Тюрками казанцы себя не называли, а мусульманами называли, но и казахи в то время себя называли мусульманами и крымские татары тоже и астраханские, не подчеркивали свою национальность. Вот когда конкретно хотели узнать, то спрашивали, да и то не было необходимости, можно было сразу определить по говору кто есть кто. И даже в то время никто не называл себя в Казани булгар. Мой дядя прожил 101 год его спрашивал на эту тему, он сказал что ни от своего отца, ни от своего деда не слышал даже слова такого._______________________________________
Только почему то казанцы после монгольского завоевания назвали Казань БОЛГАР АЛЬ ДЖАДИД - Новый БОЛГАР. Вот так то !

Guest, 01.05.2014 в 11:53

В Казани потатарски некто
неразговоривает.Все
порусски.Татарский Язык некому
ненужен. Казань это русский город .

Guest, 01.05.2014 в 13:13

О, снова этот попугай ара заговорил. Правда, репертуар у попугая бедноват. всего из одного куплета без рифм, но не требуйте от попугая много, ведь это все-таки животное. Пусть кричит себе на позор и на потеху другим!

Кунак, 02.05.2014 в 15:52

Guest.01.05.2014
Новый Болгар вот так-то!
Может быть после монгольского нашествия так и назвали, но спустя века население с булгарским прототюркским языком стал подвергаться смешению как кровного так и языкового с другими тюрклязычными народами в основном кипчаками ЗО а после развала и расприй внутри орды тем более. Был массовый исход кто куда: Литва-Польша,Среднее Поволжье, русские княжества.
Къырымлы
После развала союза в Крыму среди крымских татар тоже было брожение смедючее наподобие среди казанских татар. Большой этно компанент ногаев влился на севере Крымского ханства после заманивания калмыков в степи Ногайских орд для их ослабления в результате бесчисленных боестолкновений. Неча наподобие булгаристов воду мутить.Этноним кырым татарлары- консолидирующий народ.

фикер, 05.05.2014 в 06:37

Тем, кто отвергает булгарство, хотелось бы ответит словами казаньского поэта Мухамедьяра, написавшего свои стихотворения "тухваи мардан" и "нуры содур" в 1540ых годах:
1. Аллаң-мәзһәбен белмәүче татар син,
Бу дөн"яда һәм эттән дә начар син.
Имансыз, шомлы язмыш бәдбәхте син,
Йөзең кара, җәһәннәмнең эте син.
....
...
Әшәкесең, Йөзең йәмсез-карарга,
Әчең-тышың тулган гайбәт сатарга.

2. Болгар шәһре Казанның капкасында.

Далее. По исследованиям историков дунайских болгар ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ занимала территорию:
с запада от Баренцового моря по рекам Ока и Дону до Азовского моря,
с востока от Карского (снежного) моря по рекам Енисей и Обь до озера Балхаш,
с юга озеро Балхаш, Аральское, Каспийское и Черное моря.
До завоевания головорезами СУБУДАЯ Волжская Булгария имела обширную территорию с учетом сферы влияния и это население не могло исчезнуть без следа!!!
Лично я считаю, что навание ТАТАРЫ нам навязаны русскими. Для них все нерусские были татарами.


Guest, 05.05.2014 в 07:40

Толку то,что она занимала территорию от моря и до моря.Хотя такого никогда не было,нет никаких исторических данных.
Вообше то сейчас вопрос стоит ребром,станет ли русская империя неофашистским государством или остальной мир сможет помешать нарождению русского фашизма,несущего угрозу всему остальному миру.Гитлера тоже сначало не воспринимали всерьез,а потом поздно стало и дело кончилось большой войной.Сейчас все гораздо серьезнее из-за наличия у новых фашистов ядерного оружия.
Вот о чем надо сейчас думать,а не булгарские сказки рассказывать.Русским фашистам глубоко будет наплевать на каких то доисторических булгар,так же как и на бобика Зубаера Мифтахова,который пишет здесь сейчас анонимно.

фикер, 05.05.2014 в 15:01

Согласен. Русский фашизм давно шагает по планете. С 1552 года.Иногда замедляется, иногда по морде получает. Иногда немного территории теряет, которые снова завоевает.
Фашизисация русских происходит с молчаливого "согласия" завоеванных нерусских народов.
И еще. Если бы гитлер со своей бандой не напал на Сов. Союз на две недели раньше, то неизвестно, что стало бы с ЕВРОПОЙ. Просто гитлер опередил сталина на две недели.
Как сегодня преподносят то, что происходит в Украине по зомбоящику, слушать и смотреть тошно. При этом никто не вспоминает, как разбомбили город ГРОЗНЫЙ и всю чечню утопили в крови.

Guest, 05.05.2014 в 23:23

А что запоют служилые татары - татаристы, вроде автора этой статьи, если крымские татары устроят восстание (по развитию событий это вполне возможно)? Наверное будут писать, с подачи имперских кремлёвских историков-идеологов, и обосновывать, что они не татары вовсе, а турки и что их надо выселять в Турцию.

Guest, 06.05.2014 в 23:39

когда в начале перестройки горбача зашевелились крымтатары,требуя реабилиьации и возврата на родину,в газетах поднялся БОЛЬШОЙ ЛАЙ против них(предатели и пр.)а наши татары в татарстане по указке парторганов униженно стали открещиваться :мол,это вовсе не мы,они,мол,почти что турки(без пяти минут) и прочая,и прочая.ниже плинтуса позор стоял,до сих В ПАМЯТИ!

Руслан, 07.05.2014 в 22:11

кто прогноз даст когда Татарстан приобретет независимость ?
Сколько можно ходить под Русскими

Guest, 08.05.2014 в 18:35

ходи вечно )))) жалко что ли тебе ? ))