2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Круглый стол "Функционирование татарского языка как государственного"
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Круглый стол "Функционирование татарского языка как государственного"

12 августа 2015 года
Круглый стол "Функционирование татарского языка как государственного"

Резолюция

г. Казань
22.04.2015 г.

     Участники круглого стола «Функционирование татарского языка как государственного и сегодняшнее состояние системы национального образования» выражают свою обеспокоенность за будущее татарской нации в связи с нерешенностью основополагающих проблем в сфере образования и государственного строительства. Прошло 23 года, как был принят Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» N1560-XII от 8 июля 1992 года. Для реализации положений закона была принята 10-летняя «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, развитию и изучению языков народов Республики Татарстан» (срок действия: 1994 – 2004). Программа более детально определяла мероприятия, необходимые для реализации закона о языках, в частности, определение объема работ, способы и механизмы их реализации, обеспечение материальными ресурсами, кадрами и т.д. и т.п. В 2004 году на смену старой государственной программе была принята новая, призванная реализовывать положения закона о языках до 2014 года. Это «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы»
     Однако на данный момент можно сказать, что введение режима двуязычия осталось только на уровне законодательном и реального двуязычия в государственном управлении в Татарстане не сложилось. Несмотря на существование «Закона о языках» и на его основе принятых программ развития и внедрения татарского языка на республиканском и муниципальных уровнях, в работе органов государственной власти, в учреждениях доминирует русский язык. Как и прежде, почти все делопроизводство, официальная переписка, судопроизводство, работа Государственного совета, правительственных органов идет на русском языке. Указы, постановления и законы обсуждаются и принимаются на русском языке, после чего следует перевод принятых нормативных актов на татарский язык. Таким образом, даже в верхних эшелонах республиканской власти руководителями разных уровней татарский язык не используется и игнорируется во всех сферах деятельности, в том числе при встрече иностранных делегаций и при приеме наших делегаций, официально приглашенных в зарубежные страны. Последнее является ярким свидетельством полного отсутствия какого-либо статуса у татарского языка. 
     Важнейший институт власти и стабильности в обществе – суды всех инстанций. Там также татарский язык не используется, т.к. все делопроизводство идет на русском языке, а в судебных органах не предусмотрены штатные переводчики. При этих обстоятельствах суды с правовой точки зрения не могут быть полноценной ветвью власти. Есть еще и  морально-правовая сторона этого вопроса, когда суд выступает конечной инстанцией и, решая судьбы людей, выносит приговоры в их родных республиках на не родном для них языке. В нашей республике имеется немало примеров, когда отсутствие татароязычного судопроизводства осложняет судебный процесс и приводит к разного рода трудностям, которые испытывают исключительно татароязычные граждане. Судебное разбирательство, проводящееся исключительно на русском языке, – яркий пример не только ущемления прав, но и фактически дискриминации всех нерусских народов РФ.
     Причины нерешенности наболевших проблем в сфере двуязычия и государственного статуса татарского языка, по мнению участников круглого стола, видны невооруженным глазом и лежат на поверхности. Они понятны для анализа и доступны для решения при наличии политической воли у руководства РТ. 
     Первостепенный важнейший аспект, призванный решить наболевшие проблемы развития и становления татарского языка, – это комплексная реформа системы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшей школой, включая магистратуру и аспирантуру. Ниже приводятся еще несколько стратегически важных аспектов, игнорирование которых стало причиной того, что закон о языках не работает, а госпрограмма была дискредитирована. Сама госпрограмма на сегодняшний день является только декларацией о намерениях. Но все пункты госпрограммы актуальны, жизненно необходимы и ее реализация могла бы быть первым шагом к становлению татарского языка как государственного.
     В завершение своей работы круглый стол считает необходимым отметить следующее:
     1. Участники круглого стола выслушали доклады и обсудили современное состояние татарского языка в свете принятых законов, постановлений, программ и других документов, которые были инициированы и приняты как на государственном, так и на уровне крупных общественных республиканских и всемирных организаций. Реально оценивая обстановку по рассматриваемому вопросу, вынуждены констатировать об их практически стопроцентном, неисполнении, а в некоторых случаях и полного провала программ и проектов, которые должны были служить развитию татарского языка и национального образования.
     2. Требуем от Государственной думы РФ срочной ратификации «Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств».
     3. Требуем от Министерства образования и науки РФ разрешить сдачу ЕГЭ на татарском языке и прием в вузы по результатам этих экзаменов.
     4. Для обеспечения перспектив и востребованности татарского языка необходимо незамедлительно возобновить организационные мероприятия по созданию татарского национального университета, начать формировать его материально-техническую базу и в бюджетах разных уровней предусмотреть статьи расхода на его становление и развитие.
     Это, без преувеличения, судьбоносный для татарской нации вопрос. Нынешним руководителям республики необходимо наверстывать упущенное и приложить все усилия для исправления ситуации. Дополнительно к своим возможностям и республиканским ресурсам лоббировать открытие татарского университета на федеральном уровне, а учитывая колоссальный вклад РТ в бюджет страны, добиваться и возврата средств на его частичное финансирование.
     5. Создать рабочую группу «Татарский университет» из представителей вузов и общественных организаций.
     6. До создания и функционирования татарского университета в каждом вузе РТ открыть татарские группы на востребованных факультетах.
     7. Родители-татары должны видеть перспективу поступления своих детей в вузы или зарубежные учебные заведения. Необходимо создать заинтересованность у этих родителей отдавать детей в татарские школы. Одним из решений, которое предлагается еще с 90-х годов, было и остается открытие элитных школ с татарским языком обучения (на первом этапе наподобие школ с русским языком обучения). Главное условие: они должны быть татаро-английские и с третьим языком по выбору, также должны иметь современную спортивную базу с бассейном и кружки по интересам.  
     8. В Законе «О государственных языках...» согласно ст. 6 предусмотрено финансирование государственной программы по сохранению языков. Госсовету РТ и Счетной палате РТ потребовать отчет о расходовании этих средств. Судя по тому, что государственная программа 2004 – 2013 гг. провалена, за два десятилетия накопилось много долгов, моральных и материальных, перед татарским языком и национальным образованием.
     Круглый стол вынужден отметить, что причину неисполнения вышеуказанного закона он видит в бездействии госструктур, а точнее сказать, в безынициативности, а то и преступной халатности должностных лиц в деле реализации и воплощения в жизнь государственной программы, а также нетребовательность и отсутствие заинтересованности первых лиц республики. Кроме бюрократической составляющей этой крайне неудачной языковой политики имеется проблема в самом законе о языках. Практически все статьи закона являются слишком мягкими и не устанавливают обязательности использования татарского языка, так же как и не определяют административных мер по нарушению положений закона. Формулировка текста статей закона не дает четкого ответа на вопрос: обязательно ли использование татарского языка в работе государственных учреждений и органов власти или его использование просто разрешается.
     Считаем необходимым провести ревизию закона о языках и ужесточить все статьи в части обязательности их исполнения и прописать ответственность должностных лиц за нарушения статей закона.
     9. На сессии Госсовета РТ организовать специальные слушания по реализации закона о языках и госпрограммы с приглашением всего состава Кабинета министров РТ и президента РТ. Для мобилизации общественности и татарских общественных организаций с такой же повесткой дня созвать внеочередной съезд Всемирного конгресса татар. 

Ф.В. ЗАКИЕВ,
председатель
Всетатарского общественного центра.


Комментарии (119)
Guest, 13.08.2015 в 10:56

Русификация набирает новые обороты, в Думе царит Жириновщина образца 1992 года, СМИ РФ ведут необъявленную войну на стороне "русского мира". Теперь нам остается молиться за дальнейшее удешевление нефти, что бы, наконец, пришли в себя "встающие с колен"

Расим, 13.08.2015 в 12:32

На татарском языке татары хвастаются как написали донос русским на башкир. Зачем нужен татарский язык? Вы же сами бросаетесь в ноги прислуживать русским. Говорите на русском. Татарский не нужен.

Guest, 13.08.2015 в 14:05

Расим, твоя фамилия не Дугин, случайно?

Tagay, 13.08.2015 в 16:20

Уникальные возможности открываются как для профессиональных исследователей так и любителей тюркологии при использовании словарей тюркских языков сведенных в единую электронную оболочку.

С целью взаимного обогащения языкового фонда, изучения бесценного наследия предков и поддержания родственных связей между тюркскими народами был задуман проект по сбору и переводу словарей тюркских языков под единую оболочку электронного словаря.
Синергетический эффект проекта стал возможен благодаря объединению результатов работы многих людей, заранее прошу извинить, если кто-то из них не увидит своего имени. Впрочем моего имени также нет.

Собрание электронных словарей тюркских языков для ПК в формате StarDict (рекомендую для настольного ПК StarDict версии 2.4.8. )

Русско-татарский (51 116 )

Татарско-русский (60 046)

Татарско-русский (кириллица-латиница) (12 314)

Толковый словарь татарского языка (23 712)

Краткий словарь диалектизмов и историзмов татарского языка (5 772)

Киргизско-русский (34 353)

Русско-киргизский (48 864)

Казахско-русский (32 415)

Русско-казахский (39 751)

Казахско-русский (19 427)

Русско-казахский (36 088)

Шорско-русский (3 610)

Ногайско-русский (1 262)

Русско-турецкий (35 894)

Турецко-русский (39 043)

Русско-башкирский (51 191)

Карачаево-балкаро - русский (28 345)

Русско - карачаево-балкарский (32 098)

Крымскотатарско-русский (14142)

Диван Лугат-ит-Тюрк : древнетюркский-турецкий (7470)

Татарско-русский (73612)

Русско-татарский (72883)

Русско-кумыкский (28675)

Кумыкско-русский (20718)

Всё вместе
http://dfiles.ru/files/wgvervwty

Что касается устройств на платформе Андроид (планшеты и смартфоны).
Ранее была выбрана в качестве базового приложения бесплатная и функциональная оболочка Fora Dictionary, к тому же разработчики сотрудничали в плане развития продукта, в частности добавили функционал, позволяющий подключаться к сайту forvo.com для прослушивания произношений. Однако разработчики приложения в итоге сделали свой продукт распространяемый через Play Market платным, а функционал бесплатной версии существенно ограничили.
Поэтому предлагаю загрузить бесплатную полнофункциональную версию v.15.5 http://dfiles.ru/files/iz03jcmly
Новая серия словарей для Fora Dictionary:
Татарско-русский (73612) http://dfiles.ru/files/4bzc3h612
Русско-татарский (72883) http://dfiles.ru/files/okshchhcf
Русско-кумыкский (28675) и Кумыкско-русский (20718) в одном архиве http://dfiles.ru/files/skobsvp13
А также марийско-русский словарь (41326) (Марийский язык, конечно, же не тюркский, но и он как язык наших добрых соседей нам интересен) http://dfiles.ru/files/5lirx0k47
ссылка на все словари, включая последние для оболочки Fora Dictionary для Android-устройств:
http://dfiles.ru/files/xpx83jyjb (Набор словарей аналогичен вышеприведенному для StarDict+ марийско-русский словарь)

Древнетюркско-русский словарь в формате StarDict (для ПК) и Fora Dictionary (для смартфонов и планшетов Andrioid)
http://depositfiles.com/files/gx24dc3fv
http://depositfiles.com/files/q0cirz7kn

Guest, 13.08.2015 в 17:34

ну хотя бы эта тема могла бы обсуждаться на татарском!

Guest, 14.08.2015 в 00:23

Как вы отстали от жизни.

Вы что не слышали, что все так называемые русские слова на самом деле татарские!
Так что говорящий по-русски автоматически и фактически говорит по-татарски.
Смело говорите по-русски, это просто вариант татарского и не более.

Guest, 14.08.2015 в 10:14

Шиза так и говорит.

Guest, 14.08.2015 в 11:22

Как видите, годы идут, но ситуация с татарским языком не меняется. Почему? Отсутствие необходимости в нем. Вот единственная причина, на мой взгляд.

Guest, 14.08.2015 в 13:38

Guest, 14.08.2015 в 10:14
Да, ваша шиза в голове не видит разницы между русским и татарским языками, а ищет обоснования, чтобы и дальше поливать грязью и выискивать изъяны у русских, продолжая общаться на русском. Девушка, продолжайте поддакивать русофобам. Вам зачтется.

Аналитик, 14.08.2015 в 22:45

Guest, 14.08.2015 в 11:22
Как видите, годы идут, но ситуация с татарским языком не меняется. Почему? Отсутствие необходимости в нем. Вот единственная причина, на мой взгляд.
==============
Во всех странах ближнего зарубежья - бывших союзных республиках СССР - использование русского постепенно сокращается, с разными темпами. Например, в Литве новое поколение латышей не знает русского языка. Практически везде русские школы закрываются и переводятся на другие языки. А почему? Отсутствие необходимости в русском языке. Вот единственная причина, на мой взгляд.

Guest, 15.08.2015 в 00:58

Например, в Литве новое поколение латышей не знает русского языка.

Вы так уверены?

Guest, 15.08.2015 в 13:18

Аналитик, 14.08.2015 в 22:45
о всех странах ближнего зарубежья - бывших союзных республиках СССР - использование русского постепенно сокращается, с разными темпами. Например, в Литве новое поколение латышей не знает русского языка. Практически везде русские школы закрываются и переводятся на другие языки. А почему? Отсутствие необходимости в русском языке. Вот единственная причина, на мой взгляд.
==============
Допустим. Но какое это имеет отношение к Татарстану?

Guest, 15.08.2015 в 13:21

Например, в Литве новое поколение латышей не знает русского языка.
==============
Конечно не знает. Откуда взяться в ЛИТВЕ новому поколению ЛАТЫШЕЙ NETCAT_SMILE_LAUGH

Аналитик, 15.08.2015 в 18:36

Guest, 15.08.2015 в 13:21
Откуда взяться в ЛИТВЕ новому поколению ЛАТЫШЕЙ
=========================
Как всегда, у русского нациста на любой аргумент самый расхожий ответ - глупейшая ухмылка. Он даже и представить себе не может, что в Литве есть латыши. А они там есть.
Население и этнический состав Литвы
По данным статистики на 1 января 2008г. в Литве проживало 3366.2 тыс. человек, 67% процентов населения составляли жители городов, а средняя плотность населения - 52 чел./кв. км. Национальный состав населения Литвы определяется примерно так:

Литовцы – 84.6%,
Русские – 5,1%,
Поляки – 6,3%,
Белорусы – 1,1%
Украинцы – 0,6%,
Евреи – 0,1%,
Латыши, татары, ромы и немцы - 0,1%.

Таким образом, перепись населения выявляет тот факт, что в Литве живут и латыши тоже. А то, что в убогие мозги русских нацистов это не укладывается, это проблема русских нацистов. Кто же виноват, что у них такие маленькие мозги, что в них больше одного языка не вмещается? Не говоря уже о том факте, что в одной стране может проживать множество национальностей?

Guest, 15.08.2015 в 18:49

Аналитик, 15.08.2015 в 18:36
Как всегда, аналитик, который сам позиционирует себя как очень толерантного к другим народам, прибегает к оскорблению оппонента и обвинению его в слабоумии. Видимо от большого ума в голове у аналитика не умещается тот факт, что многие русские владеют иностранными языками. Как ни странно, места в мозгах у русского хватает на английский, немецкий и др. Аналитик не в состоянии понять разницу между отсутствием необходимости знать татарский язык и неуважением к татарскому народу. Но он ведь татарин, а значит всегда прав. Все без исключения русские для него всегда будут идиотами, нацистами, фашистами и т.п. Что поделать? Будем нацистами получается.

P.S. В Литве конечно есть латыши, целых 0,1%.

Татар теле мянге яшя, 15.08.2015 в 23:02

Татар легенде киряк кутярергя. Татарский язык в рт надо внедрять повсеместно и быстро.
Рус нацики могут возникать, но нас татар не должно волновать то, что воняет.
Без булдырабыз.
Наша земля и мы здесь хозяева.

Guest, 16.08.2015 в 10:10

Наша земля и мы здесь хозяева.
------------------------------
Вы здесь хозяева? Что вам мешает установить свои правила на своей земле? Почему на вас "хозяев" все *** кладут?

Guest, 16.08.2015 в 15:21

Вы здесь хозяева? Что вам мешает установить свои правила на своей земле? Почему на вас "хозяев" все *** кладут?_________________________________
Еще один из палаты 6 !NETCAT_BBCODE_IMGNETCAT_SMILE_LAUGH

Guest, 16.08.2015 в 16:30

"Разве может иметь культуру, причем высокую, безъязыкий человек? Конечно, нет. Я сам, например, живу в одном из таких городов Татарстана, ставшим безъязыким при советский системе. Я уже говорил, что в Набережных Челнах 250 тысяч русских. Когда я иду по улице и встречная группка людей, как наказанием, осыпает меня гирляндами мата, я делаю вывод: это русский язык русских и, возможно, обрусевших татар. Уверенные в мировом величии своего мафиозного языка, они не изучают языки народа, среди которого живут, и по своей обломовской лености оказываются самыми малоинформированными людьми… " из книги Убить империю.

Guest, 16.08.2015 в 16:50

Guest, 16.08.2015 в 15:21
В ход пошли оскорбления. По существу есть что ответить?

Guest, 16.08.2015 в 16:52

Guest, 16.08.2015 в 16:30
Уверенные в мировом величии своего мафиозного языка, они не изучают языки народа, среди которого живут...

... потому что нет никакой разницы знаешь ты языки народа, среди которого живешь, или не знаешь. На тебе и твоей жизни это никак не отражается.

Guest, 16.08.2015 в 18:34

.. потому что нет никакой разницы знаешь ты языки народа, среди которого живешь, или не знаешь. На тебе и твоей жизни это никак не отражается.__________________________________

Это как раз и является "малоинформированность", узоколобость, ограниченность как хотите.
_________________________________

.. потому что нет никакой разницы знаешь ты языки народа, среди которого живешь, или не знаешь. На тебе и твоей жизни это никак не отражается.______________________

Да еще как отражается ! Вряд ли бы была бы чеченская война, украинская. Сумел бы ты поднять руку на своего соседа, зная его?

Guest, 16.08.2015 в 19:33

Guest, 16.08.2015 в 18:34
Это как раз и является "малоинформированность", узоколобость, ограниченность как хотите.
_________________________________
Нам плевать как вы это называете. Никакой разницы нет. Зарплата от этого не уменьшается, коммунальные услуги или бензин не дорожают.

Да еще как отражается ! Вряд ли бы была бы чеченская война, украинская. Сумел бы ты поднять руку на своего соседа, зная его?
______________________
Причин у этих войн множество. Но ни одна из них не связана с незнанием местных языков российскими военными.

Аналитик, 16.08.2015 в 19:48

Guest, 16.08.2015 в 19:33
Причин у этих войн множество. Но ни одна из них не связана с незнанием местных языков российскими военными.
===================================
Все колониальные войны России были связаны с желанием поработить нерусские народы и превратить их в навоз для процветания "государствообразующего этноса". А при таком подходе действительно незачем изучать их языки. Надо лишь убить их языки и культуру, а там дальше все пойдет само собой.

Guest, 16.08.2015 в 21:09

Нам плевать как вы это называете. Никакой разницы нет. Зарплата от этого не уменьшается, коммунальные услуги или бензин не дорожают.
_________________________________________

Примитив - встал, поел, поспал, снова встал поел, поспал.

Guest, 16.08.2015 в 21:13

Причин у этих войн множество. Но ни одна из них не связана с незнанием местных языков российскими военными._________________________________

Да, моральный человек не стал бы воевать ! Причин много - но зная язык, культуру , обычаи - вряд ли была бы война. Произошла бы не война россии против всех, как сейчас, а сближение народов.

Уфа , 16.08.2015 в 22:22

Кутак башлар

Аналитик, 17.08.2015 в 04:37

Ну да, а теперь ванятка, он же "башкир", он же "расим", стал "уфой". Маски разные, но провокатор один и то же, и цель все та же - "разделяй и властвуй".

Guest, 17.08.2015 в 08:36

Примитив - встал, поел, поспал, снова встал поел, поспал.
-----------------------------------------------
А "не примитив" это когда точно так же, только на татарском языке? Знаешь татарский - высокоразвитый человек, не знаешь - дикарь.

Guest, 17.08.2015 в 08:40

Да, моральный человек не стал бы воевать ! Причин много - но зная язык, культуру , обычаи - вряд ли была бы война. Произошла бы не война россии против всех, как сейчас, а сближение народов.
-----------------------------------------------
Какой же вы наивный. Войны разгорались по геополитическим и экономическим причинам. В том числе воевали между собой государства, у которых один язык. Или гражданских войн не было в одной стране с общим языком?

Guest, 17.08.2015 в 08:53

Значит аналитик прав,война нужна России для ограбления народов.Причины действительно экономические.

Guest, 17.08.2015 в 08:57

Значит аналитик прав,война нужна России для ограбления народов.Причины действительно экономические.
-----------------------------------------------
Значит вы согласны, что причины не языковые?

Guest, 17.08.2015 в 09:58

Совсем тормоз,что ли?

Провокатор татар, 17.08.2015 в 12:26

Кончим тат язык, всех ассимилируем.

Расим, 17.08.2015 в 21:08

Татарский язык - государственый? Не смешите меня. Давно пора перестать поддерживать это свистяще-щипяще-жужжащее наречие. Он не нужен.

Иван, 17.08.2015 в 21:11

Татар надо поголовно кастрировать. И татарский язык умрёт.

Guest, 17.08.2015 в 21:14

Сука !

Guest, 18.08.2015 в 06:16

Иван, 17.08.2015 в 21:11
Татар надо поголовно кастрировать. И татарский язык умрёт._____________________

Не бросайся словами, все произойдет так как ты хочешь, но с точностью наоборот!

Guest, 18.08.2015 в 06:19

Расим, 17.08.2015 в 21:08
Татарский язык - государственый? Не смешите меня. Давно пора перестать поддерживать это свистяще-щипяще-жужжащее наречие. Он не нужен.___________

Так, это ты зря ! Татарский мировой язык, причем совершенный, классический, даже русский уступает ему в своей красоте.

На твои посты отвечать никто не будет. Все знают, что ты ...NETCAT_SMILE_YES

Guest, 18.08.2015 в 09:29

скоты.

Guest, 18.08.2015 в 09:42

Минниханов: Крыму стоит изучить опыт Татарстана по изучению нацязыков
По мнению Рустама Минниханова, если люди буду свободно общаться на родном языке, изучать его в школах, это добавит всем комфорта. Он отметил, что в Татарстане работают чувашские, удмуртские общеобразовательные школы.
Временно исполняющий обязанности президента Татарстана Рустам Минниханов предложил Крыму перенять опыт Татарстана по изучению национальных языков, сообщает пресс-служба президента республики.
Минниханов в понедельник принял участие во встрече президента России Владимира Путина с представителями национальных общественных объединений Крыма в поселке Симеиз Ялтинского района. В ходе встречи глава государства отметил, что межнациональные отношения — сфера очень тонкая, деликатная, и действовать здесь и представителям национальных общин, и представителям власти нужно очень аккуратно, осторожно, в режиме постоянного диалога. Любые спекуляции на тему каких бы то ни было особых прав граждан, принадлежащих к той или иной национальности, к тому или иному этносу, в этой связи он назвал чрезвычайно опасными. В качестве примера мирного сосуществования представителей разных конфессий и разных национальностей Путин привел Татарстан.
«В рамках встречи Рустам Минниханов высказал предложение перенять опыт Татарстана по изучению национальных языков. По его мнению, если люди буду свободно общаться на родном языке, изучать его в школах, это добавит всем комфорта», — говорится в сообщении.
Минниханов также отметил, что в Татарстане работают чувашские, удмуртские общеобразовательные школы.
Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России, в республике проживают представители свыше 173 национальностей, в том числе восемь национальностей, численность населения которых превышает 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Преобладающие по численности населения — татары (более 2 миллионов человек или 53,2% от общей численности населения республики), на втором месте русские (более 1,5 миллиона человек, 39,7%). Согласно Конституции Татарстана и действующему законодательству в республике два государственных языка — русский и татарский.
В настоящее время в Татарстане функционирует около 1,5 тысячи школ, более 850 из них — с татарским языком обучения, 205 школ с классами с углубленным изучением русского языка и культуры, а также 96 школ с чувашским, 18 — марийским, 34 — удмуртским, четыре — с мордовским, по одной школе с башкирским и еврейским этнокультурным компонентом содержания образования.

Расим, 18.08.2015 в 19:56

Татарский - мировой? классический? красивый? Ахинея.

Guest, 18.08.2015 в 22:08

экспрезидента срочно в шоу "4татарина"!

аксенов помудрее, не хвалится ложью.

Аналитик, 19.08.2015 в 07:51

Иван, 17.08.2015 в 21:11
Татар надо поголовно кастрировать.
============================
Как я уже говорил, все аргументы русских нацистов педерастические. А почему? А потому, что они все педики!

Guest, 19.08.2015 в 08:03

аксенов помудрее, не хвалится ложью.___________

Я буду голосовать и мои окружающие за Р.Н.Миниханова и за нашего мэра, И.Р.Метшина. В отличии от Гос. Думовцев и правительства РФ - ОНИ РАБОТАЮТ ! И это мы видим на деле! А на выборы в гос. думу не пойду.

Guest, 19.08.2015 в 11:29

Можно ли Татарстан считать примером для Крыма в образовательной политике: мнение

Прошедшая в Крыму встреча президента России Владимира Путина с лидерами национально-культурных и религиозных общин в Ялте вызвала радостный отклик в Татарстане. Причина заключается не только в том, что в этом совещании участвовал врио президента Татарстана Рустам Минниханов, которого позвали как специалиста «по татарскому вопросу» (несмотря на прошлогодние старания Минниханова и Минтимера Шаймиева, Меджлис крымских татар занял антироссийскую позицию, которой придерживается до сих пор — прим. EADaily), а в том, что Путин поставил Татарстан в качестве примера межнационального благополучия. И хотя полной стенограммы встречи до сих пор не опубликовано, из имеющихся видео-репортажей следует, что разговор главы государства шел о том, что в России комфортно живется всем народам. Те же, кто искусственно поднимают крымско-татарский вопрос, сделали вечное недовольство частью своей профессии, охотно получая на это зарубежную помощь. Имен Путин и не назвал, но понятно, что сказано это было в адрес руководства Меджлиса.
В качестве доказательства комфортности проживания разных национальностей Путин указал на опыт Татарстана, показав на сидящего с краю стола Минниханова. А тот принялся перечислять успехи своей республики в образовательной политике: «Три процента чуваш, 95 чувашских школ — нормально. Эта система работает, мы можем поделиться этой системой», добавив, что нет в Татарстане «никаких проблем». Путин повторил последние слова: «Никаких проблем».
После этого татарстанские СМИ принялись с упоением повторять данный фрагмент. Суть новости сводилась к тому, что Путин целиком и полностью одобряет национальную, а особенно — образовательную политику в республике. Цель изготовленных сюжетов и текстов вполне понятна: в мае Владимир Путин на совместном заседании Совета по русскому языку и Совета по межнациональным отношениям при президенте России озвучил проблему с русским языком в школах Татарстана. Тогда слова Путина были крайне болезненно восприняты в Казанском кремле, а требование главы государства решить проблему с русским языком было проигнорировано. Равно как и законопроект о единых учебниках по истории России, и о поправках в федеральный закон об образовании. Такое противостояние между федеральным центром и Казанью, по-видимому, нужно было как-то разрядить. Поэтому последовала скупая фраза о Татарстане, где «никаких проблем».
Ситуация с интерпретацией слов Путина в национальных республиках, где, как и в Татарстане, правит этнократия, порой принимает весьма абсурдные формы. Последний пример — случай во время пресс-конференции президента России на закрытии саммита ШОС в Уфе 10 июля этого года. Тогда на вопрос журналистки одного из местных изданий «Какие языки надо будет изучать через 10 лет?», Путин ответил: «Русский надо учить». А потом, широко улыбнувшись, добавил: «И башкирский». После чего последовал смех как присутствующих, так и самого Путина.
Всем было понятно, что сказанное про башкирский язык было больше шуткой, реверансом в адрес руководства Башкирии, организовавшего проведение международного саммита в Уфе, однако фраза Владимира Путина была быстро растиражирована в татарском и башкирском националистическом сегменте Интернета как «ответ русским шовинистам». Показательно, что и татарские националисты восприняли «на ура» слова Путина, хотя именно из Башкирии идут жалобы от татарской общественности на башкиризацию школьного образования (вместо уроков татарского языка преподается башкирский, а татарские школы реорганизуют в башкирские национальные гимназии). Возможно, здесь возобладала общая неприязнь националистов к движению родителей за право детей изучать русский язык в полном объеме.
Похожая ситуация и со словами Путина про Татарстан в Крыму. «Никаких проблем» применительно к Татарстану было сказано в отношении национальных меньшинств, конкретно, чувашей. Но это не означает, что в Татарстане нет проблем для русского населения. Хоть русские и составляют относительное меньшинство (39%), но они говорят о своих национальных проблемах громче всего. И Путин признает эти проблемы: для чего тогда он поднимал в мае вопрос о ситуации с русским языком в школах Татарстана?
Так можно ли после всего вышесказанного перенимать Крыму опыт Татарстана в образовательной политике? Несмотря на желание татарской этнократии преподнести республику как эталон межнационального комфорта, на практике все это далеко от реальности. Школьники здесь лишены возможности изучать русский язык в полном объеме, поскольку на него нет часов в школьном расписании — всюду действуют только учебные планы для национальных школ, плюс все дети обязаны учить татарский язык. Похожая ситуация и в Башкирии, хотя там руководство республики заверяет, что о принудительном обучении башкирскому речи уже не идет.
Любые попытки родителей добиться справедливости, восстановления полнообъемного обучения своих детей русскому языку, упираются в жесткое противодействие местных властей (вплоть до уголовного преследования, как это было в Нижнекамске с Викторией Можаровой, матерью двоих детей, над которой устроили показательный судебный процесс). В итоге уроки и домашнее задание по татарскому языку превращаются для русских детей и их родителей в пытку, создают психологический дискомфорт и неприятие.
Как житель Татарстана, как татарин, могу свидетельствовать: до сих пор вместо того, чтобы сконцентрироваться на обучении самих татар татарскому языку, в Татарстане его зачем-то вдалбливают русским детям, прекрасно понимая при этом, что результат будет нулевой. Помимо этого, парламент Татарстана высказался в июле против единых учебников истории России, настаивая на собственном видении ее особенностей. В чем они состоят? А вот в чем: в учебниках, по которым учатся в школах и даже в вузах республики, Россию часто показывают в качестве государства-поработителя. Эксперты неоднократно констатировали, что антироссийский контекст, принятый в Татарстане еще на «волне суверенитета» в начале 1990-х, до сих пор является неотъемлемой частью трудов национал-историков, которые продолжают штамповать «учебную литературу».
Именно поэтому я бы не советовал правительству Крыма перенимать опыт Татарстана. Крымчане должны помнить, как проводилась «украинизация» среднего образования на полуострове. Неужели вы хотите повторения? «Позитивный имидж Татарстана» в этой сфере на практике мало соответствует действительности. Напомню русскую поговорку: от добра добра не ищут.

Марат Нуруллин, политолог

Расим, 19.08.2015 в 11:58

Казанская область и баста!

Guest, 19.08.2015 в 12:11

..буду голосовать за миниханова и за метшина...
-тебя и не просят голосовать.
это тебя и не касается.
хоть целый день просиди дома
(и все твои окружающие)
-миниханов и метшин будут "избраны".
то же-касаемо ГД.

Guest, 19.08.2015 в 13:42

Как житель Татарстана, как татарин, могу свидетельствовать: до сих пор вместо того, чтобы сконцентрироваться на обучении самих татар татарскому языку, в Татарстане его зачем-то вдалбливают русским детям, прекрасно понимая при этом, что результат будет нулевой.
--------------------------------------------------
Какое государство,такие и политологи в нем.
Когда в свое время была предложена концепция создания национальной татарской школы именно для татарских детей,подобного рода политологи,забрызгали все своей слюной крича,что раздельное обучение стартовая площадка для сепаратизма и межнациональной розни,что это неприемлимо в многонациональном государстве.Испугался и Шаймиев,у которого навечно в сердце впечатан партбилет и раболепие. Решили,что языки будут равноправны в смешанной системе обучения.
Теперь,как мы видим "политологи-кремленологи"недовольны этим равноправием языков в школах Татарстана и стараются выбросить тат. язык из школьной программы,не брезгуя откровенной ложью о засилье тат. языка. И это в то время когда татарская школа,в отличие от советского периода,в старших классах практически перешла на русский язык. В царское время татары имея свою систему народного образования жили и не мешали русским учиться в своих русских школах,а сейчас татарам не дают создать свою систему школьного образования и с помощью таких политологов хотят искоренить даже то малое,что имеется.

Русский казанец, 19.08.2015 в 15:35

Марат Нуруллин, политолог

Подписываюсь, прямо как будто я написал тот комментарий.

Guest, 19.08.2015 в 16:16

Кто-нибудь может привести примеры, когда русские выпускники школ разговаривали бы на татарском языке? Имею ввиду русских, у которых нет татар среди родственников.

Guest, 19.08.2015 в 17:31

А русские товарищи могут потребовать,чтобы они учились в русских школах.А татары пусть учаться в своих татарских школах,отдельно.

Guest, 19.08.2015 в 17:49

в челнах такие русские парни встречаются.
свободно владеющие.из молодых.

Guest, 19.08.2015 в 20:48

Среди кряшен таких много. ФИО у них русские, но они билингвы.

Аналитик, 19.08.2015 в 21:47

Основная цель российской национальной политики - уничтожение нерусских народов через уничтожение их языков и культуры. Это цели подчинено все, в том числе и колониальное ограбление Татарстана и других нерусских республик, практически не оставляющее возможностей для развития национальной системы образования. Именно поэтому Россия не ратифицирует все подписанные соглашения о защите языков национальных меньшинств. Россия вполне могла бы обойтись без 9-10 миллиардов долларов налогов, которые Татарстан отдает в российский бюджет и дать тем самым Татарстану возможность создать Татарский национальный университет, развивать экономику и культуру. Но цель российской политики прямо противоположная - держать Татарстан в зависимости, в состоянии экономической и культурной отсталости. В статусе колонии, подвергающейся постоянному национальному угнетению и колониальному ограблению, Татарстан не имеет никаких шансов достичь процветания. Таким образом, единственный путь к свободному развитию Татарстана - это создание независимого государства. Других вариантов не существует!

Guest, 20.08.2015 в 07:55

Guest, 19.08.2015 в 20:48
Среди кряшен таких много. ФИО у них русские, но они билингвы.
-----------------------------------------
Кряшены не считаются. Они с рождения говорят на татарском. Вопрос про тех русских, кто до школы вообще ни слова по-татарски не знал.

Guest, 20.08.2015 в 07:56

Guest, 19.08.2015 в 17:49
в челнах такие русские парни встречаются.
свободно владеющие.из молодых.
-----------------------------------------
Вы их лично знаете? Они не из смешанной семьи случайно? Если у кого-то бабушка-татарка, то это меняет дело.

Guest, 20.08.2015 в 07:58

Аналитик, 19.08.2015 в 21:47
Таким образом, единственный путь к свободному развитию Татарстана - это создание независимого государства. Других вариантов не существует!
-----------------------------------------
Так создай независимое государство, аналитик. В чем проблема? Как создашь - свистни нам. ОК?

Аналитик, 20.08.2015 в 08:05

Вообще-то существовала такая сверхдержава, СССР называлась. Где она сейчас? Найдешь, свистни. А где будет недоимперия под названием Россия через 20 или 30 лет, никому неизвестно. Скорее всего, там же, где СССР.

Guest, 20.08.2015 в 08:40

Аналитик, 20.08.2015 в 08:05
1. Разница между нами в том, что создание независимого государства нужно ТЕБЕ, а не мне. Вот ты и действуй. Я ничего менять и свистеть не собираюсь.
2. В российском (советское) государстве многократно менялся режим и границы. Но если брать конкретно нынешний Татарстан, то на его статусе как российской территории эти изменения никак не отражались.
3. Что будет через 20 или 30 лет? Да практически то же самое, что и сейчас. Твое желание помечтать о независимости понятно, но... Это не более чем мечты.

Аналитик, 20.08.2015 в 09:07

Guest, 20.08.2015 в 08:40
Что будет через 20 или 30 лет? Да практически то же самое, что и сейчас.
==========================
Ну если ты такой великий пророк, что видишь вперед на 20-30 лет, может, скажешь, какой курс доллара или евро будет через месяц? Может, опять заявишь, что будет практически то же самое, что и сейчас? В 1988 о распаде СССР никто и не заикался, а через 5 лет его почему-то не стало. Ты и тогда все предвидел, великий пророк? Или все же считал, что будет практически то же самое, что и сейчас?

Guest, 20.08.2015 в 09:21

Аналитик, 20.08.2015 в 09:07
Но ты получается тоже великий пророк, раз уверен в развале России через 20-30 лет. Во всяком случае, я-то в своих прогнозах основываюсь на географическом расположении Татарстана в центральной части России. Если бы Татарстан располагался где-нибудь на внешней границе, то вполне возможно отделился бы. А так - точно нет.

Аналитик, 20.08.2015 в 10:09

Поживем, увидим. Белоруссия тоже в свое время была со всех сторон окружена землями Российской империи, но теперь империи нет, а независимое государство Беларусь есть. Так почему бы и Татарстану не быть им?

Guest, 20.08.2015 в 11:46

Аналитик, 20.08.2015 в 10:09
Белорусская ССР была союзной республикой на ВНЕШНЕЙ границе СССР. В отличие от ТАССР.

Guest, 20.08.2015 в 17:08

встречаются татароговорящие.
но редко.
они считают:
-если живешь здесь,
то обязан знать язык.
принципиально.

Guest, 20.08.2015 в 21:25

Вот уроды, о независимости заговорили. Не дадим, сами татары таких самостийников прикончат, нормальные татары за Россию и с русскими.

Аналитик, 20.08.2015 в 22:29

Аналитик, 20.08.2015 в 10:09
Белоруссия тоже в свое время была со всех сторон окружена землями Российской империи, но теперь империи нет, а независимое государство Беларусь есть.
Guest, 20.08.2015 в 11:46
Белорусская ССР была союзной республикой на ВНЕШНЕЙ границе СССР.
======================
Какие такие союзные республики были в составе Российской империи?! Ну ты и, в общем, сам должен понять, кто ты такой после такого заявления. Скажем так, ты обычный русский нацист, а вы как порода людей особой сообразительностью не отличаетесь.

Аналитик, 20.08.2015 в 22:34

Guest, 20.08.2015 в 21:25
Вот уроды, о независимости заговорили. Не дадим, сами татары таких самостийников прикончат, нормальные татары за Россию и с русскими.
=======================
Интересно, есть ли хоть один русский нацист, который не брался бы говорить от имени татар?! У них, похоже, у каждого в голове одна и та же шиза - с одной стороны, каждый русский нацист заявляет, что мнение татар никогда не имеет никакого значения, все будет именно так, как захотят русские, ведь это высшая раса. С другой стороны, все русские нацисты берутся говорить от имени татар. А зачем вообще вам говорить от имени татар, ведь наше мнение все равно для вас не имеет никакого значения?!

Расим, 21.08.2015 в 08:13

Guest, 20.08.2015 в 21:25

Вот уроды, о независимости заговорили. Не дадим, сами татары таких самостийников прикончат, нормальные татары за Россию и с русскими.
________________________________
Правильно. И в рамках Казанской области. Никаких "татарстанов".

Guest, 21.08.2015 в 08:38

Юлтыбай-Расим трус. Кремлевский жополиз.

Служилый татар , 21.08.2015 в 11:36

Мы прлавим башкир, а Москва нам даст их земли.
Восстания припишем себе.

Guest, 21.08.2015 в 12:44

Гость 21.08.2015. Не надо косить под татара, всеравно торчат у тебя башистские уши.Да и ничего нет у тебя, если честно сказать- все продано, изьято и отдано Москве. И так было у тебя всегда.Ничего у тебя нет,а есть только зависть, ЧЕРНАЯ ЗАВИСТЬ к Татарстану, к татарам( вроде бы и завидовать там не к чему), а все равно тебя бомбит от зависти, значит, стоишь у последней черты, бомжарик!

Guest, 21.08.2015 в 16:48

Вот уроды, о независимости заговорили. Не дадим, сами татары таких самостийников прикончат, нормальные татары за Россию и с русскими.

После "русской весны" "нормальных" татар всё меньше становиться, слишком очевиден махровый шовинизм

Guest, 21.08.2015 в 19:28

Ай не пизди

Guest, 21.08.2015 в 21:32

татар безнаказанно оскорбляют глумятся все кто ни попадя,а стоит татарину сказать что в ответ, так его сразу сажают по статье, как Кашапова.

Guest, 21.08.2015 в 22:09

А вы в сказку попали что ли ,

Guest, 22.08.2015 в 11:04

Да, думали мы татары на равных правах живём (((

Россия - тюрьма народов!, 22.08.2015 в 15:29

Россия - это тюрьма народов, этим все сказано. А в какой тюрьме вы видели равноправие?!

Guest, 23.08.2015 в 02:59

Да вряд ли этот сайт читают люди, имеющие опыт тюрьмы.
Так что ни в какой тюрьме не видели, и что это - не знаем.

Расим, 23.08.2015 в 08:21

Россия - тюрьма народов!, 22.08.2015 в 15:29

Россия - это тюрьма народов, этим все сказано. А в какой тюрьме вы видели равноправие?!
_________________________
А татарам равноправие не нужно. Татарам нужна татарская тюрьма для народов: башкир, русских, чувашей, мари. Только вот не стать стукачкам вертухаями. Пустые мечты.

Евгений, 23.08.2015 в 10:58

Назарбаев, будучи в Казани, сказал, что надо учить китайский язык. А он знает, что говорит.

Guest, 23.08.2015 в 12:51

Ещё один придурок-тролль Евгений плавает в реке в реке Ложь.

Евгений, 23.08.2015 в 19:40

Guest, 23.08.2015 в 12:51
Ещё один придурок-тролль Евгений плавает в реке в реке Ложь.
===============================================
Это сказано на пресс-конференции время его приезда в Казань. Есть стенограмма его выступления. Можете проверить. Не верите- не надо.

Guest, 23.08.2015 в 20:34

Как только в каком-то подъезде появится бомж, так там сразу станет грязно и будет смердеть. Где только не появится расим, от него одна только вонь. Ничего больше от этого обрусевшего бомжа ожидать не приходится.

Guest, 23.08.2015 в 22:59

Евгений, 23.08.2015 в 19:40

Разочаровались?
Убедились лично?
Теперь вы поняли, кто это такие?


Одевайтесь соответственно, вам пригодится.

NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 25.08.2015 в 01:32

07 июля 2015 19:58:07
Меня спрашивают многие, но ответ можно давать пока только в комментах.
1. Нужны ли точные науки на татарском и до какого уровня?
Для преподавания в школах в татарской глубинке - обязательно! Для этого и должны быть соответствующие группы в университете, где таких бы учителей готовили.
Но в вузах - уже на русском, или с постепенным переходом с татарского на русский, ведь выпускнику инженеру или физику - уже не в деревне работать. Исключение, может быть - сельхозка и ветеринарка.
Если же человек хочет повышать дальше научный уровень - только на русском. Гипотетически можно и докторов без знания русского создавать, но для каких целей? Смогут ли такие доктора реализовать себя как учёные? Только с переводчиком.
Ведь, точно также, если российский учёный хотел бы подняться на международный уровень, то он должен знать хотя бы один из мировых языков.
2. Для татар придумана больная мозоль, дескать, НЕКТО (Россия, пророссийские сообщества или отдельные люди) хотят уничтожить татарский язык, и самая лучшая борьба с угрозой уничтожения татарского языка - насмерть стоять за его ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ изучение всеми жителями РТ, особенно - "ленивыми" и "неуважающими татар" русскими.
Это - тупиковый путь с выпуском пара, циничная манипуляция естественным сердечным чувством заботы о своём народе.
А по своей сути же - банальное бабло, обогащение узкого круга.
Русские тихо саботируют татарский язык в образовании, деньги на их обучение татарскому приносят практически нулевой эффект для татарского языка как такового, но мощный денежный поток - идёт - со всеми вытекающими.
И накал на больной теме - помогает его поддерживать.
Щеглов Михаил, комментарий

http://www.business-gazeta.ru/article/136066/

Издание "Бизнес-онлайн"

Guest, 25.08.2015 в 08:33

Нужны ли точные науки на татарском и до какого уровня?
Для преподавания в школах в татарской глубинке - обязательно! Для этого и должны быть соответствующие группы в университете, где таких бы учителей готовили.
Но в вузах - уже на русском, или с постепенным переходом с татарского на русский, ведь выпускнику инженеру или физику - уже не в деревне работать. Исключение, может быть - сельхозка и ветеринарка._________________

Значит для татар сельхозка и ветеренарка... А почему со знанием татарского нельзя подняться до уровня открытий в точных науках. Мне кажется, это шовинизм. До международного уровня со знанием татарского и английского пожалуйста, русский абсолютно не важен, к тому же в свете мифов советской науки.

Guest, 25.08.2015 в 18:32

Действительно,были бы татары самостоятельны,ввели бы в практику два языка,татарский и английский.И свое бы знали и развивали и в мире бы были адаптированы с помощью английского.
Русский язык просто тормоз для развития нации.

Guest, 25.08.2015 в 20:02

NETCAT_BBCODE_IMG
============================================
Казак - слово и само понятие заимствованное русскими у татар (шире-тюркских народов).
Упоминается в словаре половецкого языка Кодекс куманикус в значении "стража".

Михаил Худяков "Очерки по истории Казанского ханства"

Наряду с духовенством и титулованной знатью, привилегированное положение в государстве занимали огланы, также имевшие право участвовать в курултае. Огланы являлись военным сословием, несшим ответственную и руководящую службу по армии.

По-видимому, огланы стояли во главе конных частей, так как до настоящего времени название "улан" сохранилось для обозначения некоторых кавалерийских полков. Слово "оглан" происходит от "огл", т.е. сын, В официальных документах огланы постоянно упоминаются наряду с духовенством и князьями, и во времена междуцарствий государственные акты писались от имени сеида, князей и огланов. По временам, в особенности в конце существования Казанского ханства, когда особенно чувствовалась потребность в усилении военной организации для обороны страны, огланы становятся даже во главе управления государством - таковы огланы Кучак (1546-1551 г.) и Худай-Кул (1551-52 г.). В качестве привилегированного сословия, огланы обладали поместьями, дававшимися им в качестве жалованья за службу. Название селений Уланово (в Куласвской волости Казанского уезда, в Клянчинской и Ульянковской вол. Свияжского уезда), Кощаково (Казанск. у.) и т.п. свидетельствуют о землевладельцах-огланах. Однако, по сравнению с обширными владениями биков и мурз, поместья огланов являлись мелкими и малодоходными. Выдающееся значение огланов в государственной жизни страны объясняется той исключительной ролью, какую огланы имели при организации Казанского ханства. Возрождение Болгарского государства Улу-Мухаммедом было совершено посредством сильной военной организации, которая опиралась именно на огланов. Поэтому государственный строй Казанского ханства получил военный характер, и огланы были поставлены в нем наряду с руководящими культурными и административными силами - духовенством и крупными землевладельцами.

В непосредственной связи с огланами находились "казаки" - постоянный кадр войска, состоявший под командой огланов. Проф. В. В. Вельяминов-Зернов объясняет термин "казак", встречающийся в документах данной эпохи, как "простой татарин": "Простые татары, приходившие в Россию вместе со своими царевичами, а равным образом и простые татары казанские, крымские и пр. обыкновенно звались у русских казаками, да и сами они называли себя казаками"342. Термин "казаки" постоянно употреблялся в тех случаях, где речь шла, например, о служилых татарах в России. Объяснение проф. Вельяминова-Зернова нуждается в некотором ограничении: на службу в Россию вместе с татарскими царевичами приходили собственно не простые татары, под которыми можно было бы подразумевать основную массу крестьянского населения, а татары-солдаты, из которых и состоял кадр служилого войска. Этой особенностью - военным характером своей профессиональной службы - казаки отличались от массы "простых татар" и в силу своего значения для государства получали по временам доступ к участию в курултае вместе с огланами, напр. в январе 1546 и в июле 1551 года.

В некоторых случаях термин "казаки" детализуется: различаются казаки "дворные" и "задворные", т.е. служившие при дворе, в столице, и вне двора, в улусах, по деревням. Татарские термины, соответствующие русскому переводу "дворные" и "задворные" - "ички" (внутренние) и "исьникы" (внешние). В некоторых случаях русские документы отмечают отдельно ички, дворных и задворных казаков, но чередование терминов "ички" и "дворные казаки"343, при тождестве их значений подтверждает их идентичность. В некоторых случаях, напр. после смерти Мухаммеда-Эмина в 1518 году официальные документы напоминают об участии в решении государственных вопросов только "ички", т.е. столичного гарнизона без упоминания задворных казаков, т.е. провинциальных солдат.
\
Казак, чекмень, газыри, нагайка, сабля (от татарского сапылу/сабу - кривой/искривляться), шашка (тюркское шеш/шәш -вертел, гвоздь, колющее орудие) - все это заимствовано и бессовестно выдается за "истино русское".


Guest, 25.08.2015 в 20:45

на службу в Россию вместе с татарскими царевичами приходили собственно не простые татары, под которыми можно было бы подразумевать основную массу крестьянского населения, а татары-солдаты, из которых и состоял кадр служилого войска. Этой особенностью - военным характером своей профессиональной службы - казаки отличались от массы "простых татар"


Хм, добровольно вступили на службу России.
Значит не завоёвывали татар, сами на службу пришли России верные сыны.

Guest, 25.08.2015 в 20:45

опечатка:
истино - истинно

Guest, 25.08.2015 в 20:59

Хм, добровольно вступили на службу России.
Значит не завоёвывали татар, сами на службу пришли России верные сыны.
================================================
Скорее переводились на службу в относительно спокойную провинцию Золотой Орды, каковым было московское княжество во времена "великой замятни" свирепствовавшей в столице империи и последующего ее распада.

Расим, 25.08.2015 в 21:51

А нафиг, зачем родину свою бросать и к не верным идти на службу

Guest, 25.08.2015 в 22:02

Расим, 25.08.2015 в 21:51
А нафиг, зачем родину свою бросать и к не верным идти на службу
=================
А нафига башкирам надо было отказываться от независимости и идти в русское подданство? Видать, башкиры не любили свободу и предпочитали русское рабство, раз добровольно подчинись русским, без борьбы и сражений, в отличие от татар, которые были завоеваны русскими войсками в ходе тяжелой и кровопролитной войны?

Башист Раис Сулейманов, 25.08.2015 в 22:46

Татары после великой Замятни пошли, ногайцы хана Исмаила пошли, башкиры одни остались.
В Казани промосковмкая партия образовалась, татары москвы готовили войска чтоб брать Казань.
Одно кидалово было от татар, мурз, ногайцев исмагила.

Башист Раис Сулейманов, 25.08.2015 в 22:51

Татары в вопросе какого то добровольности,дурачками прикидываются.
По ним башкир никогда не существовало, не было и нет их.
Но виноваты опять какие то башкиры.
А может быть на самом деле одна часть татарского народа пошла к России, а другая по воевала чуток и убежала за Урал.

Аналитик, 26.08.2015 в 01:17

Башист Раис Сулейманов, 25.08.2015 в 22:51
Татары в вопросе какого то добровольности,дурачками прикидываются.
По ним башкир никогда не существовало, не было и нет их.
=================
Как всегда, русские нацисты используют один и тот же идиотский прием - делают глупейшее заявление от чужого имени и потом свою же чушь опровергают как чужую. Башист Раис Сулейманов, почему ты считаешь, что башкир никогда не существовало?

Расим, 26.08.2015 в 11:43

Guest, 25.08.2015 в 20:45

на службу в Россию вместе с татарскими царевичами приходили собственно не простые татары, под которыми можно было бы подразумевать основную массу крестьянского населения, а татары-солдаты, из которых и состоял кадр служилого войска. Этой особенностью - военным характером своей профессиональной службы - казаки отличались от массы "простых татар"


Хм, добровольно вступили на службу России.
Значит не завоёвывали татар, сами на службу пришли России верные сыны.
___________________
Те татары, кто имел хоть какое-то положение, спешили продаться урысам! Татары отличались и отличаются чрезвычайной продажностью!

Расим, 26.08.2015 в 11:43

Guest, 25.08.2015 в 20:59

Хм, добровольно вступили на службу России.
Значит не завоёвывали татар, сами на службу пришли России верные сыны.
================================================
Скорее переводились на службу в относительно спокойную провинцию Золотой Орды, каковым было московское княжество во времена "великой замятни" свирепствовавшей в столице империи и последующего ее распада.
_____________________________
Спасибо. Посмеялся. Пресс покачал от смеха.

Расим, 26.08.2015 в 11:45

Татары обосрались и продались урысам. Мурзы - позор татарского народа. 1552 год - год позора татар.

Guest, 26.08.2015 в 12:18

Юлтыбай,а кроме этого сайта,где ещё проявляешь себя. Сами башкиры,тебя хоть знают или нет.
Или ты от них тоже скрываешься.

Guest, 26.08.2015 в 12:22

у татар хоть имеется год позора-1552.
у вас,милок, такого и близко НЕТУ.
чтобы упасть,сначала надо ПОДНЯТЬСЯ.
ваши предки просто ПРОПИЛИ свои земли.
поменяли на бусы
на манер индейцев америки.
что случилось-не вернешь.

Евгений, 26.08.2015 в 12:30

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Это нормально. Родина там, где задница в тепле. Сейчас многие татары уезжают в США. Значит, они продались америкосам.

Евгений, 26.08.2015 в 13:14

Guest, 25.08.2015 в 20:02
Казак, чекмень, газыри, нагайка, сабля (от татарского сапылу/сабу - кривой/искривляться), шашка (тюркское шеш/шәш -вертел, гвоздь, колющее орудие) - все это заимствовано и бессовестно выдается за "истинНо русское".
==================================================
Никто не выдает татарские слова за "истинно русское". Происхождение иностранных слов, в том числе тюркских, никто не скрывает, это разъясняется даже в школе. Все чего-то друг у друга заимствуют. Например, татары и другие этносы с удовольствием в своей речи используют "русский" мат.


Guest, 26.08.2015 в 13:36

Расим, 26.08.2015 в 11:45
1552 год - год позора татар.
============================
Нет, это год позора башкир. Татары сражались и были побеждены в тяжелой и кровавой войне. А башкиры сдались сразу и без борьбы, да еще и празднуют годовщину добровольной сдачи русским! Что говорил о такой ситуации Стенли Кубрик?
Великие нации вели себя как гангстеры, а мелкие - как проститутки.

Guest, 26.08.2015 в 16:23

Казанские татары не сражались.
Они сами возвращали себе Казань, отнятую у них в результате переворота крымскими. Всё сопротивление - это партизанщина недобитого крымского гарнизона. Русские даже мечей не поднимали, постояли в сторонке, поглядели, да и вошли в зачищенный от крымских мятежников город.

1552 год - год поражения Крыма в своей колонии Казани. Для казанских татар этот год никаким поражением не является. После 1480 года Казанское ханство было неизменно дружественным к Москве, пока к власти в Казани не пробрались ставленники Крыма.
1552 год
год освобождения казанцами Казани от крымских захватчиков.

Guest, 26.08.2015 в 16:41

а вот врешь.
крымцы когда стояли гвардией,
русские и не смогли взять казань,
хотя целых два сезона до того
пробовали и были изгнаны.

в1552г.крымской гвардии уже не было-
ушла к себе домой.
да и после взятия казани
крымцы спокойно могли выбить оттуда
русское войско и разгромить.
но -не случилось по разным причинам.

а давлетгирей и до,и после 1552г.
наезжал и пожигал москву не раз.

Guest, 26.08.2015 в 18:35

Надо понимать, что практически всё военное сословие Казанского ханства героически сражалось и было практически полностью истреблено. Около 2000 знатных татарских родов было истреблено под корень.

Guest, 26.08.2015 в 20:49

Раз цвет народа был истреблен, то народ остался без умных. Либо этот народ был истреблен сильно.
Либо те кого называют сейчас татарами, это отюреченные фино угры мордва марийцы с азиатами.

Guest, 26.08.2015 в 20:52

Во время Смутного времени татары чет не воспользовались шансом взять свободу. Не хотели значит, хорошо им было c русскими

Guest, 26.08.2015 в 21:31

Сосали

Guest, 26.08.2015 в 22:51

Guest, 26.08.2015 в 16:41

Это ты врешь.
Был описан нормальный вариант для исторической разработки в духе мира и согласия, а не занудных выдуманных обид.

Guest, 27.08.2015 в 08:13

Guest, 26.08.2015 в 21:31
Сосали
---------------------------------------------------
Вот именно,вы сосали у своих князей,сосали у своих бар во время крепостничества,ваши баре ваших жен первых оприходовали,также и дочерей. И весь ваш отсос и сейчас продолжается.Сосете у Чечни и Дагестана,которых просто содержите на халяву,сосете у Сердюкова с Васильевой,сосете у своих правителей которых и славите.
И так будет продолжаться до тех пор,пока не создадите свое русское государство,не начнете сами выбирать свою власть на местах,требовать от них работы и пресекать их воровство.
Но для этого надо все это осознать и действовать,как это сделали все нормальные народы еще в 18 веке.
Но в этом есть большие сомнения,привыкли вы к рабству и ничего неделанию.

Расим, 27.08.2015 в 08:20

От сказочек даже не смешно, а грустно. А факт в том, что татары продались и всё просрали в 1552 году. Полностью!!! Продажные мурзы предали свой народ. Сопротивление не было организовано. В Казани были вырезаны все татары (кроме продавшихся) и изнасилованы все татарки. А башкиры татарм ничего и не должны. Вступили добровольно в Россию на условиях вотчинного права. Правда потом империя начала давить, но это совсем другая история.

Guest, 27.08.2015 в 08:52

Объясните какая сейчас разница кто у кого сосал и кто что просрал в 16-18 веках? От этого что-то меняется в сегодняшней жизни?

Guest, 27.08.2015 в 09:01

..вступили добровольно...
попробуй-ка не вступи!
пиши: ЛЕГЛИ добровольно раком по команде.
быть бы только живу!
историческая правда о баш.народе.
объективная характеристика
великой древней баш.нации.
а ты все кукурекуешь!

Guest, 27.08.2015 в 11:10

Юлтыбай,а где твоя вотчина теперь и что ты с нее имеешь?
Ты что-то перестал татар войной на уничтожение пугать.Обосрался что ли воевать.
Короче трус.

Guest, 27.08.2015 в 14:29

— Как вы можете быть украинским патриотом, восхвалять УПА, настаивать на полном отделении и независимости от России и при этом говорить по-русски? Это лицемерие!
— 78
— Что 78?
— 78 процентов ирландцев говорит по-английски, но это не мешает им подрывать британские бронетранспортеры...

Guest, 27.08.2015 в 15:44

2 лицемерных народа обозначены, и автор поста намекает на третий лицемерный с русским языком - татары.

Выходит, татары - это славяне типа украинцев, которым русский дается легче, чем их местечковый язык, находящийся в тупике.