2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество 49 дней (очерк об Асхате Зиганшине – самом знаменитом татарине 60-х)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

49 дней (очерк об Асхате Зиганшине – самом знаменитом татарине 60-х)

24 февраля 2015 года
49 дней (очерк об Асхате Зиганшине – самом знаменитом татарине 60-х)

     С особым трепетом он показывает наши с ним фотографии, снятые в Казани, Набережных Челнах и Черемшане, когда он приезжал ко мне в гости. В год 50-летия подвига группы советских солдат в Тихом океане я снова пригласил моего друга Асхата Зиганшина в гости в дни празднования Сабантуя. И он с удовольствием принял приглашение и пообещал обязательно приехать в родные края.    

Самара – Курилы

     В жизнь двадцатилетнего Асхата ураганом ворвался август пятьдесят восьмого. Тогда ему, родившемуся и выросшему в лесостепи и смело орудовавшему рычагами сельхозтехники, и во сне не приснилось бы, что дальнейшая его жизнь полностью будет связана с океанской, затем морской стихией.
     Более двух недель длилось путешествие по необъятным просторам СССР до берегов Тихого океана. Проезжая в железнодорожном вагоне по неведомым местностям, Асхат осознал громадность территории страны и то, что родная Шентала – всего лишь небольшая точка в этом бескрайнем мире.
     Два месяца новобранцы рыли глубокие котлованы под ракетные установки в Советской Гавани. Потом 35 самарских ребят отправили в Южно-Сахалинск в школу старшин-рулевых, где готовили капитанов маломерных судов. После восьми месяцев учебы всех направили для прохождения дальнейшей службы. Младший сержант Асхат Зиганшин попал на остров Итуруп Курильской гряды и был назначен старшиной самоходной баржи Т-36.
     Итуруп – это самый крупный по площади (6725 кв. км) остров в группе Курильских островов, доставшийся Советскому Союзу от Японии после войны 1945 года и административно входящий в состав Сахалинской области. Поскольку до призыва в армию он прошел основательную «обкатку» среди тракторов и сельхозмашин, технику освоил быстро. Прямым назначением баржи была перевозка танков, т.к. она могла подходить к любому необорудованному берегу и разгружаться.
     На самоходной барже Т-36 были два дизельных двигателя по триста лошадиных сил. Экипаж судна состоял из четырех человек. Старослужащие, отслужив свой срок, были демобилизованы. Младший сержант Зиганшин в единственном числе принял самоходку. Через несколько месяцев на баржу прибыли два выходца с Украины, мотористы, рядовые Анатолий Крючковский и Филипп Поплавский. Они тоже окончили школу мотористов на Сахалине. Эта тройка уже служила по второму году. Вскоре экипаж дополнил первогодок, рядовой Иван Федотов родом из Амурской области.
     На острове все было привозное. Большие океанские суда, груженные углем, техникой, продуктами питания, из-за небольших глубин не могли причаливать к самому берегу. Они вставали на рейде, и с помощью самоходных барж груз доставлялся на берег. Судов с грузами приходило много. Разгружали их днем и ночью, пока работа не кончится. Такая нагрузка давала ребятам хорошую закалку. Залив выходил в открытый океан. Самоходные баржи в ожидании кораблей месяцами «болтались» на рейде, зацепившись за «бочку». А когда придут сразу два судна, ребята день и ночь без передыха выгружали и перевозили груз на берег Итурупа.
     На берег парни сходили редко. Маленький кубрик на четыре койки был местом их обитания. Топили углем буржуйку и готовили пищу сразу на несколько суток. К берегу подходили только за продуктами и пресной водой.
     В конце ноября и начале декабря навигация кончалась. Корабли переставали ходить до весны, хотя океан и не замерзал. Все шесть самоходных барж с помощью тракторов вытаскивали на берег. Но в середине января 1960 года командиры сообщили, что к берегу Итурупа должен подойти корабль с мясом. Большое судно затерялось где-то в океанских просторах и задерживалось. Две самоходные баржи N97 и 36 буквально спихнули в океанскую пучину, дав экипажам по 1,5 тонны дизельного топлива на трое суток, продуктов и пресной воды на это же время. Тридцать шестая самоходка младшего сержанта Зиганшина встала на бочку-поплавок, а за эту баржу зацепилась девяносто седьмая.
     Металлическая бочка-поплавок стоит на мертвом якоре. Вот так в ожидании кораблей с Большой земли самоходки «болтались» неделями, иногда и месяцами. Прошло три дня. Кончились продукты. Буржуйку экономно топили углем. Снаружи было уже минус восемнадцать. За бортом поднимался страшной силы ураган. Залив гудел, гремел. Волны достигали высоты многоэтажного дома.

Борьба у берега

     Утром 17 января ребята уже не спали. Да и ночь, считай, была бессонной. Разве уснешь в такую кутерьму! С берега по рации передали, что сила ветра 50 метров в секунду, ожидается до 70. Такой натиск стихии ребята испытывали не впервые. И в этот раз они думали, что все уладится. Не уладилось. Не выдержав натиска стихии, в девять утра с треском лопнул трос, соединяющий тридцать шестую самоходку с «бочкой», и две баржи в одной связке понесло в открытый океан. Ребята не испугались. Такое случалось и раньше. Они отсоединили девяносто седьмую баржу, чтобы не било, и каждая самоходка начала «болтаться» самостоятельно.
     Зиганшин связался по рации с командованием и доложил о случившемся. С берега дали команду завести двигатели и следовать к месту Касатка на восточном побережье залива. Ребята запустили двигатели и начали идти по указанному курсу, стремясь не терять из виду вторую самоходку и в случае необходимости помочь. Волны были громадные – 6 – 8 метров высотой. Шел сплошной снегопад. Никакой видимости. Через несколько минут самоходки потеряли друг друга из виду. В таких экстремальных случаях экипаж через каждые пятнадцать минут должен был по рации докладывать командованию о ситуации на самоходке. Однако рация отказала.
     Сначала дул сильнейший юго-восточный ветер, который еще не гнал самоходку в открытый океан. Около девятнадцати часов установилась некоторая видимость. Ребята увидели кромку берега, постройки. Однако через считанные секунды ветер поменял направление. Он уже валил с ног, дуя с северо-запада, т.е. со стороны острова Итуруп. Самоходку понесло в просторы океана. Экипаж сделал попытку выброситься на берег, хотя это было очень рискованно: слева камни, правее песок. Когда самоходка начала подходить к берегу, она чуть не столкнулась с «Чертовой скалой»! Зиганшин чудом развернул самоходку, тем самым уберег команду от неминуемой смерти. Баржу чуть не перевернуло.
     Удар огромной океанской волны и резкий разворот сделали свое черное дело. Сбило с места ящик с запасом угля и бочонок с питьевой водой. Окончательно разбило рацию. Когда немного отошли, экипаж сделал вторую попытку выброситься на песок. Уже чувствовалось дно залива, начали глохнуть двигатели. В этот момент кончилось дизельное топливо. Самоходка потеряла ход и управляемость, ее понесло от берега.
     Экипаж понимал, что ураганный ветер и огромные волны выталкивают их судно в открытый океан. Встать на якорь при такой силе ветра невозможно. У ребят были свои морские часы. Судя по ним, в открытый океан самоходную баржу 36 окончательно вынесло в десять часов вечера. Баржа превратилась в огромный кусок льдины. Глубина океана была уже около километра. Пятьдесят метров троса с якорем уже ничего не значили.
     Положение действительно сложилось аховое. Однако ребята не испугались. Они надеялись, что через день-два закончится шторм, установится видимость. Вызовут спасательные команды из Сахалина, и баржу будут искать свои или заметит какое-нибудь судно, окажет помощь. Ведь на берегу Итурупа кроме тракторов никакой техники не было.

Вездесущее око КГБ

     Уходя в плен стихии Тихого океана, экипаж не знал, когда установилась погода на острове Итуруп. Поскольку рация на судне отказала в первые же минуты разгула стихии, командование ничего другого не могло придумать, кроме как: «четверка воспользовалась природной стихией и на самоходной барже рванула сдаваться к американцам». И здесь действовал принцип тридцать седьмого года. Везде видели образ врага, изменника-перебежчика. По инстанции было сообщено, что на базу успешно вернулась самоходная баржа Т-97. А Т-36 исчезла в неизвестном направлении.
     Искать в океанской стихии баржу с экипажем никто не собирался. Легче было «стукануть» по инстанции. Ребят начали «искать» по другим каналам, устанавливать личности родителей, родственников парней по деревням. В Шенталы тоже приехала группа кагэбэшников. Перерыли весь дом, чердак, подсобные помещения родителей Асхата Зиганшина: нет ли уличительных материалов, писем, крамольных публикаций. Допросили всех родственников и соседей: что, мол, из себя парень представлял до армии. Много дней охраняли дом Зиганшиных: не вернется ли к родителям сын-дезертир. Кагэбэшники проверяли всех родственников Зиганшиных в Лениногорском и Черемшанском районах. Одним словом, «дезертир» Асхат задал много работы кагэбэшникам Татарии и Куйбышевской области. То же самое было в Амурской области на родине рядового Ивана Федотова, на Украине – на родине Филиппа Поплавского и Анатолия Крючковского.
     Родители молодых людей почти два месяца буквально сходили с ума от неизвестности и от подозрительных «обработок» кагэбэшников.
     Вот так искала своих соотечественников, попавших в беду, Родина, вернее, опричники государственной машины.

49 дней дрейфа в Тихом океане

     Океан не переставал бушевать. Буйствовала пурга, ни зги не видно. Баржу болтало во всех направлениях. Ребята пытались починить рацию и подать сигнал бедствия. Но из этой затеи ничего не получилось. Продуктов не было. 

Ягсуф ШАФИКОВ.
(Продолжение следует.)

На снимке: Асхат Зиганшин с друзьями в Америке.

 


Комментарии (11)
Guest, 24.02.2015 в 17:23

вот она-родина.
россия-мачеха,бывший ссср.
иного и нельзя ожидать.
ума не надо нисколько.
как было-так будет и далее.
не подлежим модернизации.
россия во мгле.

Guest, 24.02.2015 в 19:25

вот так должен писать профессионал-
каждое слово к месту.
удобочитаемо.
есснно,грамотно,без ошибок,
о которые спотыкаешься,бывает,на каждом шагу.
МАСТЕР.

Аналитик, 24.02.2015 в 20:23

Много дней охраняли дом Зиганшиных: не вернется ли к родителям сын-дезертир. Кагэбэшники проверяли всех родственников Зиганшиных в Лениногорском и Черемшанском районах.
=====================
Это очень, очень по-русски - не доверять человеку и не помогать ему! У цивилизованных народов принято поступать ровно наоборот - доверять человеку и помогать ему!

Guest, 24.02.2015 в 22:40

Да, чучмеки на это неспособны!

Guest, 25.02.2015 в 06:41

Что раньше засранская жизнь была для нас,что сейчас.Сейчас даже хуже,раньше хоть видимость создавали справедливости.

Guest, 02.03.2015 в 11:19

Зиганшин буги,Зиганшин рок,Зиганшин сьел второй сапог.
Пели так когда-то.Но парни молодцы,выжили.Повезло,что хрущ был у власти.При Сталине у них был бы адрес "Хабаровсклагерь",по возвращению.

Guest, 08.03.2015 в 10:23

Похожи на ливерпульскую четверку. Им бы гитары в руки и Естердэй!

Guest, 08.03.2015 в 11:28

худые,даже через костюм.
ДИЕТА!

Guest, 09.03.2015 в 22:31

NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 10.03.2015 в 09:49

зиганшин,выходит,-леннон.
как старший группы.

анна, 25.06.2015 в 10:21

тогда был СССР и холодная война. и нельзя забывать , что американцы сбросили тогда недавно атомные бомбы на хиросиму и нагасаки . а все это происходило рядом с курилами в тихом океане. недоверие было между странами. слава Богу наши солдаты сохранили человеческое достоинство и вернулись потом обратно домой.