2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Рахлинские сезоны
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Рахлинские сезоны

23 февраля 2017 года
Рахлинские сезоны

    В Казани с большим успехом прошел прекрасный VI Международный фестиваль «Рахлинские сезоны», на котором исполняется обычно европейская симфоническая классика. Президент Минниханов направил участникам и гостям фестиваля приветствие: «От всей души желаю участникам фестиваля творческих успехов, вдохновения и новых музыкальных свершений, а всем гостям - ярких впечатлений от соприкосновения с миром прекрасного! Уверен, что творческий размах и насыщенность музыкальной программы произведут глубочайшее впечатление на ценителей классической музыки!».
     9 апреля Государственный симфонический оркестр РТ вместе с дирижером Джанлуиджи Джальметти сыграл Вагнера, вступление и смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда», Бруха, концерт №1 для скрипки с оркестром, Шуберта, симфония №9 «Большая». Солист - феноменальный скрипач Гайк Казазян. Джанлуиджи Джельметти с 2004 года главный дирижер Сиднейского симфонического оркестра, дирижировал и Римским оркестром. Гайк Казазян занимал первые места и на конкурсах Чайковского, и в Польше, Швейцарии, Франции, Южной Кореи, Румынии. Звук его скрипки острый и в то же время глубокий с характерным тембром старых итальянских аристократических инструментов, с особой вибрацией, переворачивающей душу, с нотой трагизма, сразу поднимающей музыку далеко ввысь. Таких музыкантов можно сравнить с Эверестом в музыкальном мире. Чувствуется, что каждое его исполнение - это событие, это шаг вперед в развитии музыкальной судьбы зрителя, он неповторим, и здесь имеет место не только класс исполнения, а особое харизматическое состояние музыканта, слитность его энергии с энергией инструмента. Это уже не музыка, это магия.
     Мне наиболее интересно было послушать Вагнера у Джельметти, и я неожиданно понял, что Джельметти по-южному, по-итальянски интерпретирует Вагнера, это было мягкое прочтение, не агрессивное, более солнечное, более оптимистичное, Джельметти словно «очайковил» Вагнера, внес в него мелодраматизм Чайковского. Это был внешний героизм, более «опереточный», менее сущностный. А вот Вагнер у Сладковского, который, по моему мнению, является на сегодня в России лучшим исполнителем Вагнера в силу своего военно-дирижерского образования, звучит настоящим героизмом викингов, первозданной мужественностью, трагедией героизма. Сладковский исполняет Вагнера «по бисмарковски», ему созвучен Зигфрид, полное поглощение мужским делом, трансформация окружающего мира под себя. Бисмарк все время утверждал, что создал Германию и объединил ее Вагнер, его дух. Сам Вагнер, как известно, испытывал мистические видения и видел вещие сны с детских лет. Объединение Германии «железом и кровью» идет словно из мощного вагнеровского несломимого духа нибелунгов. Когда Сладковский исполняет Вагнера с ГСО, возникает определенное ощущение, что дух Вагнера находится в этот момент в БКЗ, что он внимательно следит за исполнением и индуцирует у Сладковского гипнотический транс. Так что и не совсем Сладковский дирижирует в этот момент, возникает ощущение, что часть Вагнера духовно входит в его оболочку.
     13 апреля дирижировал опять именитый Джанлуиджи Джельметти, солистом был прекрасный виолончелист Федор Амосов. Исполнялись Россини, увертюра к опере «Вильгельм Телль», Сен-Санс, концерт №1 для виолончели, Бетховен, симфония №7. Прежде всего нужно отметить отличную игру Федора Амосова с его роскошным бархатным звуком. Сладковский отбирает на «Рахлинские сезоны» уникальных исполнителей с большой «свежестью» звука, незаигранностью. Что касается Бетховена, то повторилась история с Вагнером, Джельметти великолепно сыграл гениальную вторую часть, а остальные части, мало того, что проигрывали второй и благодаря автору, Бетховену, его странному состоянию при соединении этих «несоединимых» частей. Джельметти еще и странным образом лишил их внутреннего бетховенского героизма и протеста, словно кастрировал бетховенскую мужскую личность.  Сладковский выигрывает в мужественности исполнения Бетховена, его бетховенский цикл нужно записывать на диски, это упругое «стальное» прочтение, а у Джельметти больше лирики, больше теплоты и человечности, это скорее мягкое, «деревянное», органическое, пластическое прочтение. Ленин любил Бетховена, и жаль, что не слышал его в исполнении ГСО РТ Слаковского, наверное, ему бы понравилось. Но потом Сладковского все равно посадили бы в ГУЛАГ, настолько он не советский исполнитель.
     16 апреля дирижировал уже сам Сладковский, слегка усталый, приехав из Москвы, где праздновали присвоение ему звания народный артист России. Это уже генеральское звание в неформальном музыкальном табеле о рангах. Причем по влиянию Сладковского на музыкальное пространство России он уже «генерал-полковник», то есть это фигура федерального масштаба. Можно не сомневаться, например, что ему за бетховенский цикл следует смело давать Государственную премию России. А как менеджер симфонического оркестра, в России он, наверное, на втором месте после Гергиева. Оркестр сыграл Брукнера симфонию №9 и Малера симфонию №1. Оба австрийские композиторы, это не совсем немецкая классическая ясная немецкая музыка, это южная Германия. Австро-Венгрию называли «лоскутной» монархией, и музыка, культура, философия у нее была «лоскутной».
     Это парадоксальное смешение севера и юга Европы. Здесь уже не традиции северного мужественного труда, а больше традиции гедонизма, венской роскоши, венских пирожных, вальсов, стульев. Это дух в реализации более внешний, чем внутренний. Брукнер - один из самых близких учеников Вагнера, и в его симфонии, которую он не дописал, мучительно писал 5 лет и посвятил «возлюбленному Богу», звучат мотивы завещания. Симфонию назвали готической и грандиозной. Она действительно поражает масштабами, но этот космос все-таки брукнеровский космос, а не вагнеровский, и поэтому он грандиозен и герметичен одновременно. В каких-то частотах духовного спектра он достойно широк, но в каких-то частях узок, и отсюда возникает ощущение недовысказанности, несоразмерности произведения, его неровности, потери внутренней гармонии. Остается размах задуманного, но не реализованного. 
     Журналисты спрашивали Сладковского на пресс-конференции, как он в своей голове смешивает Брукнера и Малера, столь разных композиторов, Малер все-таки более упрощен, более ориентируется не на иную реальность, а на позитивистский эксперимент. Сладковский отвечал: они у меня довольно органично сочетаются, хотя эта связь и кажется парадоксальной. Он планирует исполнить эти произведения в Мариинке. В общем Сладковский как всегда ищет новое, ему претит застой. Для казанцев это гарантирует новые приятные музыкальные неожиданности и на других фестивалях. Ждем «Белую сирень», которая посвящена русской музыке. Сладковский сообщил, что готовится к записи симфоний Шостаковича.

     Рашит АХМЕТОВ.

     На снимке: Натан Рахлин.


Комментарии (4)
Guest, 26.02.2017 в 11:41

..ленин любил бетховена,
а ахметов любил сладковского..
в общем- у попа была собака,
которую он горяччо любил.
из нумера в нумер.
всё СЛАЩЕ и слаще.
до тошноты.

Guest, 02.03.2017 в 11:04

Ахметов очень любит свою Родину - РТ, хотя родился не здесь. Поэтому он рад любому сколько-нибудь известному человеку, посетившего РТ, и страшно гордится этим: - мол смотрите все, мы - великая страна, если к нам приехал такой великий человек.
Поэтому он любит Сладковского и любого другого музыканта, завернувшего на минутку в РТ.
И это похвально.

Guest, 09.03.2017 в 15:22

при этом если в корень-
карикатура:
-на месте немца(еврея?) сладковского
за пультом оркестра РТ
всё же должен стоять ТАТАР.
и хорошо бы исполнялась НАША музыка !
а бетховена гораздо лудще исполняют
те же европейские орхестры,
коль на то пошло..

Guest, 13.03.2017 в 13:04

В рыночное время музыканты исполняют только то, что что востребовано слушателем. ТАТАР был, но при нем оркестр бедствовал и был невыездным. И народ не ходил. А теперь оркестр богатый и выездной. И народ ходит. И лучше евреев во все времена не было музыкантов.