2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Памяти друга

19 июня 2012 года
Памяти друга

Ильдар Зарипов! Великий художник, неординарный человек! 
 

     Его имя еще при жизни было вписано золотыми буквами в историю татарского и современного российского изобразительного искусства. Осознание величия Ильдара Зарипова, его уникальности, которая кроется в его искренней, безмерной преданности творчеству, приходит только сейчас, после его ухода из «мира тленного в мир вечности…» Это произошло 14 июня 2012 в Казани. 
      Талант и труд поистине народного, любимого соотечественниками художника, к счастью, были оценены при жизни. Конечно, дело не только в наградах и званиях, но и в искреннем признании достижений, хотя на пути к успеху были и искусственно созданные преграды. Тем не менее И. Зарипов – народный (2002) и заслуженный (1983) художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств ТАССР (1976), лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая, премии Министерства культуры РТ им. Б. Урманче, премий ЦК ВЛКСМ в 1972 г. и 1979 г. Удостоен Серебряной и Золотой медалей Российской Академии художеств.
      Ильдар Касимович родился в Казани 15 ноября 1939 г. Окончил Казанское художественное училище (1961), Московский художественный институт им. Сурикова (1968), учился у Д.К. Мочальского, занимался в мастерской живописи Академии художеств СССР в Москве у Г.М. Коржева (1968 – 70). Член Союза художников с 1970 года, был членом правления Союза художников РСФСР (1972 – 80).
      Самобытное творчество Ильдара Зарипова – крупного представителя советской (1960 – 80-х гг.) и российской живописи (1990 – 2000-х гг.) выходит далеко за рамки территориальных и политических границ. Оно отражает достижения национальных художественных культур, в его случае, имеющем глубокие корни в тюрко-татарском искусстве, и в этом качестве оно является частью мирового художественного наследия. Об этом свидетельствуют такие живописные полотна, как «Разговор» (1970), «Дома» (1971), «Хлеб войны» (1975, 1978), « Нефтяник Ахат-абый» (1974), «Зульфия -казанская красавица» (1975), «Батыр» (1985), «Рождение поэта» (1986), «Мелодии Кырлая» (1988), «Сююмбике с сыном» (1990), «Рождение художника» (1998), «Чыгыр» (2003) и многие другие.
      Его картины широко известны, благодаря репродукциям, опубликованным во многих фундаментальных трудах, альбомах и книгах, посвященных изобразительному искусству СССР, Российской Федерации, республик Поволжья и Татарстана. В Казани работает Картинная галерея Ильдара Зарипова, распахнувшая двери широкому зрителю.
      Произведения И. Зарипова в области тематической и пейзажной живописи, натюрморта, портрета созданы на стыке таких стилевых направлений, как реализм и символизм, под влиянием неопримитивизма и модернизма, имеют общечеловеческую ценность, завоевали популярность народными, безыскусными в своей простоте образами; сочетают декоративную выразительность письма с открытостью и некоторой наивностью мироощущения. Сюжеты картин посвящены жизни татарской деревни, темам Великой Отечественной войны и современной индустриализации, отражают фольклорное и литературное наследие татарского (мотивы поэзии Г. Тукая) и русского (творчество А.С. Пушкина) народов; отображают женские образы символико-аллегорического и поэтическо-романтическом звучания («Радость», 1970; «Байрам», 1974; «Женщины войны», 1975; «БАМ (Памяти А. Дейнеки)», 1978; «Конь-Весна», 1979; «Хлеб», 1980; «Татьяна», 1981; «Родной аул», 1982; «Утро. Обнаженная», 1987; серия «Туган як», 1995 – 2004; «Кзыл авыл», 2004 и др.).
      Ильдар Зарипов – один из редких художников республики, произведения которых находятся в Государственной Третьяковской галерее и в Русском музее в С.-Петербурге. Его картины хранятся в Музее изобразительных искусств РТ, НКЦ «Казань», музеях и картинных галереях гг. Киева, Ташкента, Самары, Ижевска, Перми, Саранска, Петрозаводска, Чебоксар, Читы, Уфы, Красноярска, Тольятти и др., в частных коллекциях за рубежом (Франция, Англия, Германия, Италия, Голландия, Израиль, США и др.).
      Без его любимой музы – живописи он не мог прожить и дня! Если не мог взять в руки кисть, то рисовал карандашом, фломастером, ручкой. Да и на людей он часто смотрел как на живую натуру, выстраивая в уме живописный образ. Он постоянно, день за днем выезжал на пленэр, по нескольку раз объездил деревни Заказанья. Во «всем и вся» он умел обнаружить эстетику формы и цвета, восхищаясь и радуясь проявлениям прекрасного и игнорируя безобразное. Все его творчество – гимн совершенной и безыскусной красоте!
      Он умел открывать мир и любить его как ребенок – от чистого сердца, и была в нем всегда его светлая мелодия души! Мы будем и впредь ее слышать в образах его напевных картин, помнить и быть благодарны нашему Рэссаму Ильдару Зарипову.


Гузель ВАЛЕЕВА-СУЛЕЙМАНОВА,
доктор искусствоведения.


Комментарии (0)