2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

III Казаньеврофест

10 июля 2014 года
III Казаньеврофест

      13 – 15 июня в Казани с огромным успехом прошел III Международный фестиваль еврейской музыки. Начался фестиваль пятичасовым концертом open air у гостиницы «Регина» 13 июня, на который собралось около полутора тысяч человек. Затем большие концерты в усадьбе Сандецкого, в Свияжске, в БКЗ им. Сайдашева. В УНИКСе(КФУ) состоялся заключительный гала-концерт. Залы были полны, ансамбли великолепны, музыка проникновенна. Фестиваль быстро набирает силу, необходимо отметить, что класс фестиваля значительно растет с каждым годом, отбор ювелирный, тщательный, со вкусом, с любовью, каждый ансамбль, словно уникальный драгоценный камень, талантливо ограненный.
     Подчеркнем, каждый ансамбль был интересен, высокопрофессионален, все составляли разнообразную яркую палитру, тонкий и остроумный ведущий Игорь Дабакаров заявил со сцены УНИКСа, что все видят – еврейская община Казани одна из самых влиятельных в России. Сагит Джаксыбаев, заместитель Фарида Мухаметшина из Ассамблеи народов Татарстана, вспоминал добрым словом Леонида Сонца, одного из выдающихся жителей Казани и руководителя еврейской общины города, сделавшего очень много для возрождения клезмерской музыки в России. Кстати, почему до сих пор в Казани нет улицы его имени?
     Фестиваль приветствовала от имени посольства Израиля первый секретарь Елена Лагутина. Были зачитаны приветствия от имени министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина, мэра Казани Ильсура Метшина, раввина Казани Ицхака Горелика. Хотя реальный масштаб фестиваля и его «геополитическое» значение для Татарстана, несомненно, требовали также и поздравления от президента Татарстана, и тем более от имени руководителя Ассамблеи народов Татарстана, председателя Госсовета РТ  Фарида Мухаметшина. Президент Татарстана Минниханов выделяет грант на проведение фестиваля в размере примерно около половины бюджета.
     Наибольшее впечатление произвел, конечно, легендарный виртуозный пианист Леонид Пташка. Родился в Баку,  обладатель 17 Гран-при на международных конкурсах, приглашался для выступления в Белом доме (США), феноменальный представитель фриджаза, организатор джазового фестиваля в Израиле – 3 мая ему исполнилось 50 лет, награжден медалью кнессета за заслуги перед Израилем. Он пять раз был в Казани, говорит, город ухоженный, чистый, уютный, со своеобразным шармом, ему нравится здесь гулять, а девушки в Казани потрясающие, каждая вторая незабываема, город, в котором столько красивых женщин – райский город (кстати, одной из подруг Пташки была сибирская королева красоты Лина Бикетова). Хотя в Израиле его за виртуозность игры называют «разрушителем фортепиано», но Пташка трепетно играл в БКЗ им. Сайдашева на новом «Steinwey», выбранном для Казани Денисом Мацуевым. И как играл, с каким вдохновением, с какой радостью и упоением! Он увлек за собой в этот фортепиановый экстаз оркестр Анны Гулишамбаровой. Звучали и «Beatles», и джазовые импровизации, и еврейская народная музыка. И все же полтора часа Пташки публике не хватило, она встала в едином порыве и бешено аплодировала «солнечному» пианисту, трудяге и доброму, чудесному человеку. Он не «разрушитель фортепиано», он страстный поклонник фортепиано, скорее, оно для него идол, судьба, рок, жена, он растворен в нем, слит в единый организм, складывается впечатление, что фортепиано – часть его тела, это «человек-фортепиано», через него он чувствует мир, между его телом и фортепиано словно нет материальной границы. Очень похож на Карлсона, только вместо пропеллера у него фортепиано. Он волшебник фортепиано. Пишут, в его четырехэтажном доме в Израиле стоит красный рояль, наверное, для него игра на рояле есть молитва. Чудесный Пташка улетел, но обещал вернуться в Казань.
     На второе место я бы поставил ансамбль «Алия» из Самары по управлением Марка Когана. «Проехав весь мир, проработав 17 лет в Америке, будучи уверен, что я знаю только то, что ничего не знаю, тем более был удивлен прекрасному еврейскому музыкальному коллективу в г. Самаре. Они так играют, что поднимут мертвых и уложат живых!» – говорил о них Мстислав Ростропович. Мощный ансамбль по своей энергии, духу и воздействию на слушателя. Под стать ансамблю солистка Ирина Сигал, пожалуй, одна из лучших певиц сегодня в России. Татары говорят – в настоящей песне должен быть «мон», особое звучание, сплав духа и души, запредельной искренности. Так вот этот мон в пении Ирины Сигал существует, суть не в красоте голоса, хотя голос, безусловно, очень красивый, выразительный, оперный. Суть в искренности певицы, в ее любви к своему народу, к музыке своего народа. В звуках ее голоса слышится вся тысячелетняя история евреев. Ансамбль и солистка достойны сольной программы в Казани – это великое искусство.
     На третье место я, как это ни покажется странным, поставил бы самый молодой и непрофессиональный казанский ансамбль «Лещ в себе» с философского факультета КФУ. Совершенно новый, свежий, необычный коллектив, ни на что не похожий, пожалуй, могут покорить и всю Россию. Идейный вдохновитель – Алсу Гарапова, ударные. Солистка Варвара Янковская в ладном фирменном зеленом платье с узорами, с «налитой» фигурой выглядела весьма революционно, романтично и эротично. Позиционируют они себя как «оркестр философского постфолка. «Лещ в себе» – это смертельно молодой, но катастрофически амбициозный коллектив. Все началось 26 ноября 2013 года, когда 6 философов и 1 филолог от тоски начали что-то играть вместе. Алсу Гарапова очень любит фольклор, клезмер и, как она говорит, «балканщину». Они играли на фестивале левый еврейский фольклор. Такие предреволюционные еврейские песни протеста – уже в первой песне ансамбля на open air на Петербургской мелодично звучало «Долой самодержавие!», «Долой полицейское государство!». Песни ансамбля отличались необычной аранжировкой, новым осмыслением мелодий, светом несомненного таланта – «Джанкой», даже «запетая» песня о «лимончиках» стала свежей. Сам голос солистки выделялся неожиданным звучанием, эти свежие аранжировки объединялись с солированием в по-настоящему прорывной звук. Совершенно новое прочтение. Конечно, ребята еще не профессиональны, но они открыли что-то новое, свое, как в свое время открыла новое звучание Земфира. Причем это не лирические красивые, но пустые баллады, а звуки мощного глубинного искреннего протеста, поэтому они оказались столь созвучны звукам еврейского сопротивления, еврейской народной борьбы за свободу. Конечно, никакой это не постфолк, это настоящий фолк, а не его опошление. «Лещ в себе» – это протест против пошлости и мещанства, с самоопределением философский фолк можно согласиться. Это настоящие ваганты, им нужно писать свои песни. Ансамбль выступает пока на квартирниках, им пора уж выступить и в центре «Смена». Это не мейнстрим, а уже новая, своя ступень, свое слово, авангард. Эдуард Туманский говорит, что в талантливом ансамбле есть что-то от искренности «синей блузы» и он хотел бы помочь ансамблю выйти на просторы отечества.  
     На четвертое место поставил бы великолепный «Академик бэнд» из Ульяновска. Основатель ансамбля Николай Новичков. Ансамбль входил в десятку лучших джазовых коллективов СССР. Много гастролировал в США, лауреат многочисленных международных фестивалей, ему около 30 лет. То, что коллектив начинал еще в СССР, накладывает отпечаток на звучание оркестра. Высокопрофессиональный коллектив, но звук действительно «советский», то есть ощущаются невидимые «советские» музыкальные границы и каноны. Пожалуй, в этом его главное отличие от «Алии». Звучание ульяновцев (звучит, конечно, странно, наверное – это все же симбирцы) – академическое советское звучание с рафинированным «советским» профессионализмом, ему не хватает мощной народной харизмы самарской «Алии», которая звучит принципиально не «советски», а по-еврейски. Здесь интересный конфликт советского фольклора (существовал ведь и советский фольклор, это особый музыкальный сплав, особое явление, советский фольклор, конечно, не русский фольклор, хотя исполнялся он на русском языке) и народного еврейского фольклора. Если вслушиваться, то в основных музыкальных образцах почти вся советская эстрада, конечно, имеет еврейские корни. Но это очень опосредованные корни, скорее, приспособление, использование еврейской музыки в советской песне. Это типичное народное по форме, социалистическое по содержанию «пропагандистское» искусство. Что, впрочем, иногда позволяло достигать больших вершин. Причем и «Алия», и «Академик бэнд», безусловно, одни из лучших представителей направлений. И это отлично, что они звучали вместе на одной сцене. У «Алии» как раз народное по форме и народное по содержанию искусство. А «Академик бэнд» типичные шестидесятники. Сравнивать «Алию» и «Академик бэнд» – это примерно, как сравнивать Гоголя и Евтушенко.
     На сцене выступали прекрасные ансамбли «Klezmastres» (Москва), который исполнял крепкую музыку для сериала о Мишке Япончике, как они говорили, самом великом гангстере в мире, и горячий украинско-молдавский «Pushkin! Klesmer Band», название Пушкин Игорь Дабакаров объяснил как то, что Пушкин был потомком эфиопа Абрама, а их царица Савская встречалась с царем Соломоном и затем в Эфиопии был принят иудаизм. Кстати, последний император Эфиопии Хайле Селассие считал себя Соломонидом, потомком царя Соломона. Звучали и «Хава Нагила», и «Шолом Алейхем», и «Мазолтов», и «лимончики» в различных аранжировках. Одна из самых рейтинговых «драйвовых» поп-рок-групп Израиля «Kozmo» продемонстрировала современную рок-музыку Израиля. Молодежь в зале азартно танцевала в проходах. Но, конечно, было жаль, что представленный вариант еврейского рока был слишком в лобовую заимствован из американского рока и рэпа, был принципиально глобализированным, то есть в нем превалировали элементы подражательности. Если учесть, что американская рок-музыка в основе пришла из африканской «ударной» жесткой ритмической культуры, а еврейская основана на синтезе восточной мелодии и ритма, то, наверное, интереснее было бы послушать рок-музыку, более приближенную к народным корням, то есть еврейский фолк-рок. Но о вкусах не спорят, может, это и консерватизм, свойственный возрасту. Молодежь нуждается в сверхэнергичных ритмах, у нее кровь играет, вся жизнь впереди. Солист Национальной оперы Израиля Михаил Рискин порадовал своим хорошим голосом, но нельзя было сказать, что это интересное исполнение, оно было слишком «механическим», рациональным. Средний состав Шаляпинского фестиваля поет гораздо с большей глубиной и страстью. Группа «Мцхета» из Грузии исполнила народные грузинские песни Восточной и Западной Грузии, духовные песни. Оркестр МВД Татарстана исполнил еврейские и татарские народные мелодии, и звучали они необычно, с элементами смешения маршевости и странной грусти, не трафаретно. Причем иногда татарские мелодии напоминали еврейские и наоборот.  
     Казанская «Симха» еще раз доказала, что остается одним из стержневых ансамблей клезмерской музыки в России. Эдуард Туманский отлично срежиссировал фестиваль и был явно доволен, публика откровенно не хотела расходиться после такого праздника души. В конце гала-концерта все участники, несколько десятков, вышли на сцену и плясали со страстью, подняв зал. На глазах у многих были слезы. Жаль, что фестиваль длился только три дня.
     Но, к сожалению, фестиваль омрачил один досадный эпизод. Даже не верилось, что такое возможно в Казани. Во время концерта в усадьбе Сандецкого вечером в соседнем двухэтажном  частном доме (Муштари, 27), кто-то неизвестный внезапно завел на полную мощность динамики (кажется, мощные сабвуферы на автомобиле) и в течение почти двух часов(!) однообразной «кислотной» рок-мелодией откровенно пытался заглушить концерт, прямо как в советские времена глушили Би-би–си. Сделано это было демонстративно и явно сознательно. Двор был закрыт на кодовый замок, хозяин не выходил, и организаторам концерта договориться с ним не удалось. Казанской мэрии нужно провести расследование хулиганской выходки, тем более что концерты «звезд» на этой площадке проходят регулярно и подобное может повториться. Или это было направлено только против фестиваля еврейской музыки в Казани? Разобраться необходимо, иначе останется осадок и неприятное впечатление у музыкантов мирового уровня. 

     Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (4)
Guest, 11.07.2014 в 08:57

Татарам нужно учиться у евреев.

Guest, 11.07.2014 в 15:41

татарам никак не нужно учиться у евреев.
татарам нужно быть самими собой.
этого достаточно.
учиться у евреев-занятие дорогое и ни к чему.
у евреев полно всякого ЮЛЯДСТВА,что они сами хотели бы вычеркнуть из АВТОБИОГРАФИИ.
не надо ЛЯ-ЛЯ,говорят в таких случаях.

Guest, 11.07.2014 в 16:16

Татарам надо учиться у евреев тому, что они практически все стремятся получить высшее образование любым путем, как бы это трудно не было, с тем, чтобы не ими командовали, а они командовали другими!
И, кроме того, когда многие евреи имеют высшее образование, то они подтягивают и просвещают свой народ! Это же очень важно!
И еще положительное качество евреев - это их целеустремленность, настойчивость, сплоченность, они всегда поддерживают своих, и никогда их не бросают в беде, благодаря чему они устраиваются и процветают на любой земле, в любой стране!
Для татар это очень хороший пример, ведь татары помогают всем народам, они отдают все силы и энергию, весь свой интеллектуальный потенциал стране, тем регионам, в которых они проживают, но часто забывают о своих татарах, которые нуждаются в моральной или материальной поддержке!
А вот евреи, русские, казахи, прибалтийские народы в первую очередь думают о своих и поддерживают своих, и это очень мудро и правильно!

Guest, 12.07.2014 в 16:42

о-хо-хо!
учиться,оно конечно.
вот и дедушка наш вечный тов.ЛЕНИН то же самое говорил.даже раза три.
только бестолку.
таких рецептов,как излечить больного,можно выписывать,будучи даже неграмотным.
вот еще НЕМЦЫ -тоже приятный народец :пунктуальный и прочее.
а вот АНГЛИЧАНЕ :оч-чень даже достойный народ -с машинами издавна дружит,морями владеет.
а вот французы,которые...
а вот ТАТАРЫ,которые преуспевают в том то и в том то...
а вот кот,что терзает синицу,что часто ворует пшеницу,что в темном чулане хранится,в доме,который построил ХУЙСТ.