2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Диана Вишнева

19 апреля 2012 года
Диана Вишнева

     В Казани с большим успехом прошел фестиваль Дианы Вишневой, солистки Мариинского театра, народной артистки России, обладательницы титула «Лучшая балерина десятилетия» в мире, титула «Божественная» и многих других международных наград. У нее четыре «Золотые маски». 
      Родилась балерина 13 июля 1976 г. в Ленинграде, в семье инженеров-химиков. Мать – Гузель Фагимовна, татарка, приехала учиться в Ленинград из Киргизии, туда был сослан ее отец, мулла из Татарстана Афлятунов. Мать всегда хотела быть балериной, но мечта не сбылась. Старшая дочь Оксана живет в Австралии, домохозяйка, филолог, а Диана была «маминой» дочкой – стала лучшей балериной мира. Диана говорит, что мать у нее отличается поразительной интуицией. Диана в детстве проводила каникулы в деревне у бабушки, которая разговаривала с ней по-татарски. Идеалом был для нее Нуриев, у нее в юности вся комната была завешана его портретами. Подростком безумно любила балет, как она говорит, «все время сидела на лестнице третьего яруса, все ступеньки были обжиты мною, знала наизусть всех балерин». Отец, Виктор Вишнев, говорит, что Диана была «очень яркой девочкой».
      История возникновения фестиваля такова: Диана Вишнева пригласила Рустама Минниханова, президента Татарстана, на свой премьерный спектакль «Диана Вишнева. Диалоги» в ноябре прошлого года в Москву (подозреваю, что не обошлось без «наводки» Гергиева, «Диалоги» состоят из трех внутренних спектаклей, для них были приглашены лучшие хореографы мира, проект создавался год, идет в Петербурге, Москве и Нью-Йорке, Диана надеется показать «Диалоги» в Татарстане). Как говорит Диана, он откликнулся («наверное, сработал зов крови», прокомментировал отец Виктор Вишнев) и сразу «примчался», посмотрел спектакль, ему понравилось, он пригласил балерину в ресторан и там сделал предложение провести в Казани фестиваль («Диана, вы должны выступить в Казани, это как-то даже уже странно, что вы у нас не были», рассказала Вишнева), все расходы по проведению взяв на себя. И казанцы получили уникальную возможность увидеть мегазвезду. Это примерно, как Роналдо или Месси пригласить играть за «Рубин» – чтобы почувствовать фантастический масштаб произошедшего. Так что Минниханову бик зур рахмат.
      Диана Вишнева выступала вместе с партнером Марсело Гомесом. Я у нее спросил, какие роли ей близки – страстных героинь типа Кармен или мягкие, лирические типа Жизели. И кто доминирует в паре, она или партнер? Потому что обычно татарки – такие мягкие девушки, на первый план не стремятся выходить. Во-первых, она отметила, что Жизель – это одна из самых любимых ее ролей, и она, безусловно, не Кармен, хотя и роль Кармен она исполняет блестяще. И это была первая ее роль, с которой она добилась успеха. Для нее любимые роли «Дама с камелиями», «Ромео и Джульетта». И для нее главное в роли не балетная техника, а драматизм роли, Вишнева любит именно актерскую суть образа, просто техника, даже ювелирно отточенная, ей не очень интересна, важна душа танца, «движение не должно быть ради движения, ты им хочешь что-то сказать, что-то донести до зрителя, психологическую, философскую, сюжетную составляющую, именно это оставило меня в профессии, просто физическое оснащение мне кажется трудоемким, скучным и ненужным». Во-вторых, резонанс с партнером – всегда большая проблема для балерины, особенно балерины высокого класса. Часто партнер великолепный, но взаимопонимания, «взаимопроникновения» аур на уровне психоэнергии нет. Иногда бывает даже отталкивание, «с некоторыми партнерами ощущаешь себя, словно ты одна на сцене, ты не соединяешься на языке балетной химии, понимаешь, что не можешь человеку дать понять, чего бы ты хотела, приходиться брать инициативу на себя». С Марсело Гомесом у нее редкое понимание друг друга, на уровне интуиции, по ее словам. Ей многие говорили, она в руках Гомеса словно «растворяется», оживает, они воспринимаются слитно, с ней происходит что-то невероятное, «с ним можно делать экспромты, потому что он всегда тебя поймет, поддержит, поймает и главное, ответит, у нас не стоит вопрос доминанты, мы жаждем встречи друг с другом, на сцене происходят уникальные события, которых ты не ожидаешь от себя, я в его руках словно вода, я не думаю, что техническая вещь может просто не получиться», – говорит Вишнева. Налицо классический эффект синергии. Гомес сказал, что «у нас с Вишневой не просто пируэты и прыжки, это уникальная связь, единение, язык, мы мистически связаны, у нас единое чувство жизни». Пара считается «необычной» в балете, Вишнева была счастлива, что Гомес откликнулся на ее предложение приехать в Казань. Диана Вишнева – девушка с «содержанием», любит серию «Другое кино», артхаус, не любит блокбастеры, любимые кинорежиссеры Феллини и Антониони, она «погружается» в кино. Снималась у Рустама Хамдамова, которого считает гениальным «художником», вместе с Ренатой Литвиновой. В Казани впервые.
      На фестивале Дианы Вишневой зрители увидели классический балет «Жизель» («любимейший», как сказала Вишнева) и гала-концерт, скажем так, относительно современного балета. В первом отделении «Жизели» Вишнева довольно долго привыкала к сцене, к залу, к зрителям, к окружению. Видно, что волновалась, подходила ответственно как высокий профессионал. Потом ближе к концу первого действия уже стала танцевать более свободно, раскованно, у нее был особый легкий «вишневский» почерк танца, не укладывалась в каноны, она их ломала своей «невесомостью». Показала некоторые интересные находки, которые вызвали у зрителей взрыв аплодисментов. Была очень естественная, без внутреннего напряжения. Вот эта легкость была фирменным знаком Вишневой, все было просто и природно, танцевала, как пушинка. Это было сродни музыке пушкинского стиха, свободно льющегося изнутри. Сцена смерти Жизели была просто потрясающей, неожиданной. Во втором отделении балерина разыгралась, да и Гомес был на высоте. Было непонятно, как она это делает, задевает сердце зрителя. Но было и ясно, что Вишнева все-таки довольно трудно «обживает» новую сцену.
      Гала-концерт был выше всяких похвал. Первый номер «Освобождение» на музыку американских спиричуэлс (Михаил Тимаев, Денис Исаев, Максим Поцелуйко из ТГАТ) был, конечно, «ученическим», но ребята были в поиске, просто техника там превалировала, маловато было собственного озорного и азартного творчества, ощущались зажатость, неопытность. Конечно, молодость – это такой недостаток, который быстро проходит. Произвела впечатление «Леда и лебедь» Елены Кузьминой и Игоря Колбы. Совершенно фантастическим был номер «Головокружение» на музыку Шостаковича (Диана Вишнева и Марсело Гомес). Это была, по-моему, самая лучшая композиция фестиваля. В ней звездная пара была на недосягаемой высоте. Внутренняя мощь номера опиралась на гениальную музыку и на гениальную отточенность движений пары, на дух новаторства, исканий, новой пластики. Во втором отделении гала-концерта лучшими номерами стали «Харон» в исполнении Руслана Савденова – очень интересный номер и хореографически, и музыкально, сам Савденов, безусловно, звезда мирового класса, интересно было бы посмотреть на него в паре с Вишневой. Прекрасно смотрелась «Кантилена» Елены Кузьминой и Игоря Колбы. Адажио из балета «Манон» в исполнении Дианы Вишневой и Марсело Гомеса было сделано безукоризненно, но по сравнению с «Головокружением» все-таки меркло из-за некоторой стандартности, «классицизма», узнаваемости. Видно было, что Вишневой тесно в классических канонах, она бунтарка и любит эксперименты, но эксперименты, «переворачивающие» реальность, выводящие зрителя за «горизонт» материального мира. Ее, конечно, нельзя назвать просто балериной, она личность и человек, жаждущий иного мира, это живая пластика пламени, огня. Когда смотришь на Вишневу, нет ощущения сделанности, рациональности, есть ощущение жизни, свободно развивающейся по канонам естественной красоты, то есть каждое последующее уникальное движение естественно возникает из предыдущего, и поэтому Вишнева завораживает. Это, конечно, не темная магия страсти, а белая магия ангела, ощущение потока света.
      На гала-концерте присутствовал премьер республики Ильдар Халиков. На «Жизели» Диане Вишневой преподнесли корзину цветов от президента Татарстана. На гала-концерте корзину цветов преподнесли от премьера. Депутатов из Госсовета РТ не было видно ни одного. Что это – занятость важными делами или уровень культуры депутатского корпуса, вопрос открытый. Сроки подготовки фестиваля «были сжатые», по словам Вишневой, и в дальнейшем у фестиваля будет более разнообразная программа, «мне хочется показать мировые тенденции», сказала Вишнева. Марсело Гомес назвал Диану Вишневу «лучшей танцовщицей в мире, и для него большая честь танцевать с ней».
      Балет прежде всего «опирается» на харизму исполнителя. У Вишневой уже 16-й сезон в Мариинском театре. Сцены Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Москвы, Петербурга покорены Вишневой. Как она говорит, это «исторические» сцены, там определенная атмосфера, как сейчас любят говорить, «намоленная». Конечно, сразу возникает вопрос, является ли сцена театра оперы и балета им. Джалиля такой «намоленной» – и судя по ее «невесомому» танцу и искрам в глазах, сцена ТГАТ ей понравилась. У Вишневой «невероятно плотный график», «хроническое недосыпание, бесконечная усталость – но это судьба балерины, для танцовщика отдых – это сон, потому что сон лучше всего восстанавливает, из-за огромной усталости ты не можешь себя заставить даже сосредоточиться на книгах, мне очень жаль, что у меня в последнее время не получается читать». После премьерного спектакля «Утраченные иллюзии» она сразу приехала в Казань. Она провела перед «Жизелью» 6 часов в ТГАТ, и вечером была репетиция, «потому что новые люди и многое нужно объяснять, как бы ты хотела, все напряжены, миллион новых моментов, говорят, у балерин короткая карьера, но она сконцентрированная, балет – это как спорт». «Я всегда волнуюсь перед каждым выступлением, потому что сцена всегда непредсказуема, любой спектакль – чудо», – говорит Вишнева.  
 

Рашит Ахметов


Комментарии (4)
Гость, 20.04.2012 в 13:46

дааа...в области балета-мы все время впереди,несмотря ни на ...талант не пропивается никак

Вил Мирзаянов, 20.04.2012 в 23:54

Очень рад, что у татар не сохнет источник талантов. На этом фоне дико смотрится мракобесный вой ряда темных писателей и клериков по поводу статуи акбарса - татарского державного символа.

Гость, 03.06.2012 в 23:31

ПО ПОВЕЛЕНЬЮ
Я шла тропинкой суфия, но так,
Что этого сама не понимала...
Ведь слово “суфий” я тогда не знала...
А жизнь жила, за шагом... просто шаг...
Мне было Повеление дано
Словами оформлять младые рифмы,
И мысленно читать сии молитвы,
Что лились сквозь меня с небес на дно...
Вело меня благое Провиденье,
Случайности чудесные являя.
А книги Посвященных, окрыляя...
Дарили мне Любовь... по Повеленью...
Феано... Я была когда - то ею...
И слушала Тебя, мой Пифагор,
Во веки всех веков до этих пор.
И в будущем... не слушать не посмею.
Суфийские загадки, словно Знак...
Пророческие сны и озаренья
Дарованы мне волей Провиденья.
Учителем моим был светлый Маг.
Я шла суфийской тропкою судьбы,
Взлетая до седьмых небес эфира.
И там восприняла уроки Пира,
Но здесь, сейчас... творю Его миры!
http://life-thirst.narod.ru

tbst, 18.02.2013 в 22:21

Балет Ромео и Джульетта
http://ticketbest.ru/activity/3313.html